Исследовательская работа по окружающему миру 3 класс на тему Грибы-разрушители


Исследовательская работа на тему
«Грибы-разрушители»
Работу выполнила ученица 3 класса Новошешминской средней общеобразовательной школы
Юдинцева Наташа
Руководитель работы:Шолгина Надежда Валентиновна,учитель начальных классов,
Новошешминской средней общеобразовательной школы
Новошешминского муниципального района Республики Татарстан

2014 год
Введение 3 стр.
Основная часть 4-8 стр.
Заключение 9 стр.
Список использованных источников литературы 10 стр.
Введение.
На уроках окружающего мира мы познакомились с царством растений и царством животных. Я узнала, что грибы не относятся ни к растениям, и ни к животным. Они – представители царства грибов. Ученые долго ломали голову: куда отнести грибы - к растениям или к животным, ведь у грибов находили признаки и тех и других. Признаки растений - это неподвижность, постоянный рост, питание растворёнными веществами, наличие клеточных стенок. В то же время грибы несут в себе признаки животных: отсутствие пластид и способности к фотосинтезу, наличие в клеточных стенках особого вещества – хитина (из хитина состоят покровы таких животных, как насекомые, пауки, раки). Грибы имеют и признаки, свойственные только им: почти у всех грибов вегетативное тело представляет собой грибницу, или мицелий, состоящий из нитей - гиф. По всем этим признакам грибы выделяют в особое царство живых организмов. Грибы - самая большая группа растительных организмов. Известно около 100 тыс. видов грибов. Грибы окружают нас повсюду: в почве, в воздухе и в воде. Мы часто сталкиваемся с ними и в быту: плесень на пищевых продуктах, фруктовая гниль, темные пятна на стенах сырой комнаты - все это следы грибов.
Но самое главное, что я узнала, и меня очень заинтересовало, что все грибы – это прирожденные разрушители.
Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя почвы.
Эти явления меня очень заинтересовали, и я решила провести свое небольшое исследование.
Проблема: Необходимо выяснить, что такое плесень, условия появления и развития плесени и ответить на вопрос: сколько времени займет разрушение плесенью кусочка хлеба.
Цель:
Выяснить сколько времени понадобится, чтобы грибы-разрушители справились со своей задачей.
Задачи:
Изучить научную литературу по данной теме;
Познакомиться с видами плесневых грибов;
В процессе проведения опытов выявить условия возникновения и существование плесени;
Рассмотреть плесень под микроскопом;
Объект исследования: плесень на кусочке хлеба
Методы исследования:
Наблюдение.
Исследование.
Изучение литературы
Основная часть.
Каждый из нас часто сталкивался с тем, что забытый кусочек хлеба вдруг покрылся белым налетом и стал неприятно пахнуть. Это плесень.
Что такое плесень?
Плесень – это не что иное, как грибок. Он может расти практически в любых условиях. Последние исследования ученых показали, что некоторые виды этих грибов способны расти и размножаться даже в открытом космосе. При этом, по непонятным пока причинам, грибки подвергаются мутации, благодаря которой их рост ускоряется.
Не стоит думать, что вся плесень одинакова. Все замечали, что хлеб может покрыться белым налетом, старый овощ – зелёным, а стена – черным. Что влияет на цвет плесени и одинаково ли опасны все её виды?
Существует много разновидностей грибков. Все они отличаются по своему внешнему виду и по среде произрастания. Наиболее часто встречается обычный плесневый гриб. Его можно найти на кирпичных, бетонных и каменных конструкциях. Колонны грибов могут располагаться как в виде пятен, так и отдельными точками. Цвет такой плесени варьируется от черного до бурого.
Также встречаются колонии зеленых и синих грибков. Они не приносят особого вреда людям, то есть не воздействуют негативно на организм. В то же время данный вид грибков способен разрушить любой строительный материал.
Плесень размножается невероятно быстро. В обыкновенной хлебной плесени можно различить маленькие чёрные точки - спорангии, в которых образуются споры. В одном спорангии содержится до 50.000 спор, каждая из которых способна воспроизвести сотни миллионов новых спор всего за несколько дней!
Условия развития плесени.
Чаще всего от плесени страдает хлеб. Многие, обнаружив такой неприятный сюрприз, просто-напросто срезают участок, пораженный плесенью, а оставшуюся часть хлеба дальше применяют в пищу. Благодаря научным исследованиям стало известно, что заплесневелые мучные изделия и молочные продукты необходимо однозначно выбрасывать целиком (плесень уходит в глубь испорченного продукта). Часто плесень образуется в банках с домашними заготовками, вареньем, консервированными овощами. Причин появления плесени может быть несколько. Такая проблема может возникнуть при некачественной стерилизации банки или крышки под варенье. В таком случае на их поверхности сохраняются микробы, которые со временем начинают развиваться, особенно при возникновении благоприятных для этого условий. Кроме того, при неплотно закрытой крышке микробы могут попасть внутрь банки и из воздуха, что также способствует развитию плесневого грибка.. Учёные крайне негативно относятся к употреблению любых заплесневевших продуктов. При попадании плесневых спор в желудочно-кишечный тракт развивается пищевая аллергия.
Самой ядовитой считается плесень желтого цвета. Желтая плесень поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению рыба, молоко, рис). Плесень - настоящий яд, который может накапливаться в организме и приводить к раку печени.
Причины появления плесени.
В первую очередь появление плесени связано с повышенной влажностью. Для комфортного проживания человека достаточно 60 % влажности, в то время как для развития плесни – целых 95 %.
Для того чтобы выявить, что грибы являются природными разрушителями, мне самой необходимо было вырастить на кусочке хлеба эти
грибки и я провела опыт № 1.
Я взяла два кусочка хлеба. Один положила в плотно закрытый полиэтиленовый пакет и положила в тумбочку, находящуюся рядом с плитой, а второй кусочек на тарелке положила на подоконник. Через 3 дня я заметила, что на кусочке хлеба, завернутый в пакет, который находился в тепле, выступили капли воды. Еще через день стали образовываться небольшие пятна плесени. Кусочек, находившийся на подоконнике, стал засыхать, пятен плесени не обнаружено.
Результаты опыта № 1
1 день 3 день 5 день 7 день 9 день
Хлеб без пакета - - - Хлеб стал жёстким Пятен нет, хлеб чистый
Хлеб в пакете - Появились капельки жидкости на пакете Небольшой пушок Пятна плесени стали крупнее, ярче Зеленоватая плесень отчётливо видна
Вывод к опыту № 1
Плесень может развиваться только в теплом и влажном месте, особенно богатом питательными веществами.
Сухость воздуха и низкая температура являются главными препятствиями для развития плесени.
Опыт №2.
Я убрала из пакета кусок хлеба с плесенью и положила туда новый свежий кусочек хлеба, и еще взяла чистый пакет и положила туда такой же кусочек свежего хлеба. Через 2 дня я заметила, что споры плесени атаковали кусок хлеба, и он был полностью ими покрыт.
В чистом же пакете находился кусок без плесени.
Результаты опыта № 2
1 день 2день 5 день 7 день
Хлеб в пакете без спор плесени - - Небольшой пушок Зеленоватая плесень отчётливо видна
Хлеб в пакете со спорами плесени - Края кусочка покрылись плесенью. Пятна плесени стали крупнее, ярче. Плесень полностью окутала кусок хлеба.
Вывод: кусок хлеба заражается грибком быстрее, если он находится рядом со спорами плесени.
Опыт №3.
Я вернула кусочек хлеба обратно в пакет и стала ждать, когда же плесень начнет свои разрушительные действия.
Результаты опыта № 3
2 недели 1 месяц 2 месяца 4 месяца 6 месяцев
Хлеб в пакете, обросший плесенью.
Условия хранения стабильные.
Зеленоватая плесень отчётливо видна, кусочек сохранил форму, запах сырости. Окрас плесени меняется, кусочек сохранил форму, неприятный запах. Окрас плесени сохранился, кусочек сохранил форму, запах неприятный. Окрас плесени изменился, форма кусочка не сохранилась, рассыпалась на маленькие кусочки, запах невыносимый. Окрас плесени сохранился, остались маленькие крошки, запах остался прежним, на пакете споры плесени
Вывод: я доказала, что плесень при определенных условиях и определенном времени разрушает пищевые продукты.
Заключение:
Благодаря своей работе я узнала и поняла:
1. Плесень распространяется очень быстро и заражает все доступные поверхности.
2 Важным условием развития плесени является влажность, тепло и отсутствие кислорода.
3. Все грибы являются природными разрушителями.
Список использованных источников литературы:
Учебник «Окружающий мир» 1 часть автор А.А.Вахрушев;
Детская энциклопедия «Тайны природы», М.: «Махаон», 2004г.
«Я познаю мир». М.: «Планета детства», издательство «Астрель», 2000 г.Л. Я. Гальперштейн «Книга интересных занятий на весь год». М.: «Росмэн», 2001 г. http://www.gribnikam.ru/http://rus-agaric.ru/interes/interes.phphttp://i-fact.narod.ru/mush.htmlhttp://likonsta.ucoz.ru/publ/pogovorim_o_gribakh/7http://www.saturnspawn.ru/articles/griby/