Урок. Культура России в XVI-XVII веках.
Культура России конца XV–XVII вв. 10-й класс
Цель урока: выявить особенности развития культуры России конца XV-XVII вв.
Задачи урока:
Образовательная учащиеся познакомятся с достижениями русской культуры конца XV-XVII вв.; выявят и охарактеризуют особенности культурного подъема изучаемого периода;
Развивающая. Ученики развивают навык самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему; работы с документами и текстом учебника. Учатся формулировать собственную точку зрения; аргументировать и отстаивать свои взгляды; совершенствовать навыки работы с историческими экспонатами.
Воспитательная. Учащиеся продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной, групповой работы; развивают чувство уважения к культурному прошлому своей страны; убеждаются в необходимости охраны памятников культуры.
Урок изучения новой темы. Форма проведения урока – виртуальная экскурсия. Сопровождается мультимедийной презентацией.
Содержание урока
I. Оргмомент.
II. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.
Сообщение темы и цели урока.
Краткое повторение изученных событий по иллюстрациям.
Задания для обсуждения в группах.
1 задание. Работа с картинками. В начале урока.
1 группа. Какое событие 17 века запечатлено на этой картине.
2 группа: Какое событие 16 века запечатлено на этой картине.
3 группа: Кому поставлен этот памятник? С какими событиями 17 века они связаны?
4 группа: Кто изображен на этой картине? С каким событием 17 века связано это имя?
III. Усвоение новых знаний.
Учитель: Памятники истории безмолвны. Веками хранят они свои тайны от тех, кто не умеет вслушиваться и вглядываться в прошлое. Но любознательному и вдумчивому человеку они расскажут многое. Сегодняшний урок мы проведем в виртуальном музее культуры. Добро пожаловать в первый зал под названием «Образование и литература 16-17 века»
Презентация «Образование и литература 16-17 века»
Особенности :прекратили свое существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это стало результатом завершившегося процесса складывания единого государства.
Москва, став общерусским центром культуры, собрала лучших мастеров со всех земель
Религиозное мировоззрение продолжало оставаться единственным, а потому определяло направление духовной жизни общества в XVI столетии, в 17 веке начинается процесс обмирщения культуры.
В XVI веке формировалась общенациональная культура, складывавшаяся на базе тех традиций, которые развивались и совершенствовались в традиционных центрах, сохранивших самобытность, характерную для каждой местности.
Выступление учащихся (диалог о литературе)
Диалог о литературе 16-17 века.
1-й ученик:
Известно, что к концу 16 века в Москве грамотой владело 24% взрослого мужского населения. Это был весьма высокий показатель. Детей в основном обучали на дому. Учили чтению, письму и счету.
2-й ученик;
Но это было, наверное, очень дорого. Особенно дорогими были рукописные книги.
1-й ученик:
В 1550 году Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец установили печатный станок и напечатали первую книгу «Апостол».
В 17 веке Печатный двор выпустил более 300 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно для разных слоев населения, буквари стоили, например, 1 копейку.
2-й ученик
В 1665 году открылась первая государственная греко-латинская школа в Москве. Создал ее Симеон Полоцкий. В 1687 году братья Лихуда основали первое высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия.
1-й ученик
Какие – же литературные произведения создавались в это время? Что любили читать?
2-й ученик
Литература 16 и 17 веков продолжала развиваться, как и вся страна, поэтому в литературном жанре произошли некоторые изменения. Продолжали писать летописи. Однако, летописцы стали видеть свою задачу не только в том, чтобы фиксировать факты происходящих событий, но и обосновывать события, давать характеристику историческим личностям. Например, в «Степной книге» содержались портреты-описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, книга утверждала нерушимость союза церкви и государства. Своеобразной исторической энциклопедией русской жизни 16 века стала Николаевская летопись. Эта уникальная книга содержала около 16 тысяч великолепных миниатюр.
1-й ученик
Широкое распространение получила книга «Четьи-Минеи» - 12 томное собрание житии святых. На этой книге были воспитаны многие поколения русского народа. До сих пор труды святителя Дмитрия переиздаются и с интересом читаются современниками.
А.С. Пушкин называл эту книгу «вечно живой», «неистощимой сокровищницей для вдохновенного художника».
Она предназначалась для ежедневного чтения, так в ней каждый день описывался тот или иной церковный праздник или описание жизни святого. Например, 15 февраля празднуется Сретение. Побуждением к установлению сего праздника были особенные обстоятельства. В царствование Юстиниана в Византии и окрестностях ее, в течение трех месяцев, начиная с последних чисел октября месяца, был сильный мор, так что сначала умирало по пяти тысяч человек в день, а потом по десяти тысяч. Тела даже богатых и высокопоставленных людей оставались без погребения, ибо слуги и рабы все вымерли, и не кому было погребать самих господ. А в Антиохии к моровой язве, за грехи людей, присоединилась и другая казнь Божия - страшное землетрясение, от которого попадали все большие дома и высокие здания и храмы, и погибло много народа под их стенами; в числе погибших был Евфрасий, епископ Антиохийский, задавленный до смерти при падении храма. В это страшное и погибельное время одному блогочестивому человеку было откровение, чтобы установлено было торжественное празднование Сретению Господню, как и прочим Господским и Богородичным великим праздникам. И вот, при наступлении дня Сретения Господня, второго февраля или 15 по новому стилю, когда начали праздновать со всенощным бдением и исхождением с крестами, смертоносная язва, мор и землетрясение тотчас прекратились, по милосердию Божию и по молитвам Пречистой Богородицы.
2-й ученик
Настольной книгой в 16 веке стала «Домострой». В ней можно было найти и рекомендации по воспитанию детей и о взаимоотношениях в семье, а также кулинарные рецепты. «Домострой» являлся своеобразным сводом правил и норм поведения.
7. Како дети учити и страхом спасати Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти
44. О запаснои прибыли впередь
А у доброго человека и у доброи жены у порядливои, и у смышленых и у разумных и у благоразсудных, и у благобоязнивых людеи и у годового у всякого запасу, и у рухляди и у питья и у ествы и всякои запас чему мочно вперед быти и держать на много лет кои не портятся.
1-й ученик
В 17 веке идет процесс обмирщения культуры, появляются произведения светского характера.
Повесть о Шемякином суде — сатирическое произведение, сохранившееся в рукописях конца XVII века. Произведение состоит из трех анекдотических эпизодов, в которых неправедный судья Шемяка выносит весьма неожиданные приговоры, рассчитывая получить взятку.
Например, ответчик бросившись в отчаянии с моста, случайно зашиб старика, а сам остался жив, и истец, сын старика, должен был — «око за око» — тоже прыгнуть с моста и убить «убогого», чего он делать, естественно, не захотел. Благодаря уму и находчивости бедняку удается избежать наказания и поставить в смешное положение богача, попа и судью-взяточника.
2-й ученик
Или произведение «О Горе-злосчастии»
Молодец пошел пеш дорогою,а Горе под руку под правую,научает молотца богато жить -убити и ограбить,чтобы молотца за то повесили,или с камнем в воду посадили.
Задание № 2 «Крылатые выражения» выполняется учащимися по группам после выступления и презентации «Образование и литература»
1группа:
Объясните: что означает крылатое выражение «Баклуши бить».
Как оно возникло на Руси?
Ответ:
Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «Перестань бить баклуши!» Что за странное обвинение? Что такое «баклуши» и кто и когда их «бьет»?С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими – «баклушечниками», и пошла наша поговорка.
2 группа:
Объясните: что означает крылатое выражение «Казанская сирота».
Когда возникло?
Ответ:
В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столицу татарского Казанского ханства, город Казань. Огромная территория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорности ее население, приходилось изыскивать разные способы. Поэтому русские власти старались привлечь на свою сторону, конечно, не татарских «мужиков», простых людей, а в первую очередь татарскую знать, князей - мурз. Князья в большинстве своем довольно охотно шли навстречу новой власти, стремясь сохранить свое положение и богатство. Многие из них принимали христианство, получали от царя подарки и ехали в Москву, чтобы присоединиться там к царской свите. Этих князей и княжат наш народ стал насмешливо называть «казанскими сиротами» - при дворе они прибеднялись, старались получить как можно больше наград и «жалованья».
«Казанская сирота» - человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей; в этом смысле мы и по сей день используем как поговорку старинную кличку.
3 группа:
Объясните: что означает крылатое выражение «Филькина грамота».
Когда возникло?
Ответ:
Выражение это, так сказать царского происхождения. Автором его был царь Иван IV, прозванный в народе Грозным за массовые казни и убийства. Для усиления своей самодержавной власти, что невозможно было без ослабления князей, бояр и духовенства, Иван Грозный ввел опричнину, наводившую ужас на все государство Российское.
Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп.
В своих многочисленных посланиях к царю – грамотах – он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину. Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами.
За смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточен в Тверской монастырь, где его задушил Малюта Скуратов.
Выражение «филькина грамота» укоренилось в народе. Вначале так говорили просто о документах, не имеющих юридической силы. А теперь это означает также и «невежественный, безграмотно составленный документ».
4 группа
Объясните: что означает крылатое выражение «Аршин проглотить».
Когда возникло?
Ответ:
Турецкое слово «аршин», означающее меру длины в один локоть, давно уже стало русским словом. До самой революции русские купцы и мастеровые постоянно пользовались аршинами- деревянными и металлическими линейками длиной в семьдесят один сантиметр. Если вы представите себе, как должен был бы выглядеть человек, проглотивший такую линейку, вы поймете, почему это выражение применяли к чопорным и надменным людям, держащимся по струнке.
Учитель: А сейчас мы переходим в следующий зал, где мы с вами познакомимся с достижениями архитектуры.
(показ презентации и рассказ учащихся)
Учитель: Живописные произведения 16-17 веков в основном предоставлены иконами. Новым было то, что усилилось стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей.
(презентация и рассказ учащихся)
Рассказ о живописи:
Слайд 2-3
Основным жанром русской живописи в 16 веке остается иконопись. 16 век русской живописи открыл нам замечательного иконописца Дионисия. Дионисий был гениальным художником, он продолжал лучшие традиции Андрея Рублева, но и не забывал о собственной индивидуальности. Дионисий создал свой собственный художественный метод, которой во многом остается загадкой для наших современников – исследователей. Иконы Дионисия отличаются особой праздничностью. С середины 16 века усиливается контроль над русской церковной живописью. Главной идеей искусства было служение Господу.
Вершиной творчества Дионисия являются фрески в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Дионисий создает роспись, прославляющую Богородицу. Мария прославляется как заступница рода человеческого
Слайд 4
В XVI в. стала расширяться тематика живописи. Художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к легендарно – историческому жанру. Правительство Ивана Грозного придавало огромное значение возвеличиванию в искусстве своих политических идей. Об этом свидетельствует икона – картина в 4 метра «Благословенно воинство небесного царя», посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном Грозным от охваченного пламенем города.
Слайд 5
Строгановская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века, получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских. Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, с множеством зверей и птиц. Примером является икона «Иоанн Предтеча. Ангел в пустыне.
Слайд 6-7
Яркими представителями Строгановской школы были Прокопий Чирин и Истома Савин
Слайд 8
К правдивому отображению реальных вещей стремился и живописец Симон Ушаков, среди работ Ушакова есть иконы особого рода – политические картины - «Насаждение древа государства Российского»: изображен Московский Кремль, в центре - Успенский собор. Возле него Иван Калита сажает дерево. На фоне листвы дерева – икона Владимирской Богоматери, на ветвях – медальоны с портретами московских святых и государей.
Слайд 9
Одна из знаменитых икон Симона Ушакова «Спас нерукотворный» .Своим Спасам он сообщает человеческие черты: выражение страдания, грусти, реально пишет глаза, передает теплоту щек, мягкость волос. Однако он не выходит еще за рамки правил иконописания.
Слайд 10
Симон Ушаков – один из основоположников русского портрета. В 17 веке они назывались парсуны.
По стилю, приемам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII в. парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традУчитель: А каков же был быт и обычаи народа в этот период времени? Об этом нам расскажут учащиеся, подготовившие презентацию по данному вопросу.
( презентация «Быт и обычаи 16-17 веков)
Рассказ к презентации «Быт и обычаи»
К слайду 2
Окончательное оформление самодержавия в России 17 века несколько изменили обычаи, нравы и быт, в первую очередь царского двора. День и ночь в царских покоях, конюшнях, подсобных помещениях суетились сотни людей. Одна лишь охрана царя обеспечивалась двумя тысячами дворян и стрельцов. Несколько десятков ближайших лиц одевали царя, участвовали в трапезе, отвечали за сохранность его личных вещей.
К слайду 3
Дворцы отличались великолепием. Внутри полы покрывали коврами, вставляли стекло в окна, до этого была слюда. Появились картины, зеркала, напольные часы.
К слайду 4
У бояр в центре дома находилась печь, украшенная изразцами. Наряду с лавками появились украшенные резьбой кресла.
К слайду 5
Быт горожан, посадских людей был гораздо скромнее. Однако и здесь на дворе располагалось несколько различных строений: горницы, клети, баня, сарай. Дым из печей выводился наружу через трубу. Все ценные вещи хранились в сундуках.
К слайду 6
Крестьянская изба продолжала топиться по - черному. Зимой крестьяне держали в своей избе мелкий скот (поросят, телят, овец). Окна затянуты бычьим пузырем.
К слайду 7-8
Посуда у крестьян была деревянная и глиняная. Из муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. Много употребляли в пищу овощей. У зажиточных крестьян были сады.
В богатых домах начали употреблять и новые продукты:
К слайду 9
В женском костюме 15-17 веков тоже появляются некоторые новшества, хотя основой его по-прежнему является прямая длинная рубаха. Поверх нее теперь надевают сарафан – разновидность платья с прямым лифом на бретелях и расклешенной юбкой. Крестьянки шьют его из льняной ткани, а знатные девушки – из шелка и парчи. Спереди сарафана по центру сверху донизу пришивалась полоса широкой тесьмы или расшитой ткани контрастного цвета. Сарафан подпоясывался под грудью.
К слайду 10
Важным элементом женского костюма был головной убор. Девушки не покрывают голову, а украшают косу цветными лентами и бусами, на голову надевают обручи или венцы. Замужние женщины носят «кички» – головные уборы, состоящие из обруча, матерчатого чехла и украшенного задника. В это же время появляется кокошник – головной убор с плотной передней частью разных форм, богато украшенный золотой и серебряной вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями. Кокошник завязывался сзади на широкие ленты, спереди иногда на лоб и виски спадали драгоценные подвески или бусы. Сзади к кокошнику могли прикреплять тонкие красивые ткани, которые складками спадали до талии, а то и до самого пола. Зимой знатные барышни носили меховые шапки, наподобие мужских.
К слайду 11
В мужской одежде появляется распашная одежда, застегивающаяся на пуговицы: зипун и кафтан. Зипун представлял собой суконное платье выше колен, чуть расширенное книзу, с узкими рукавами и застежкой встык. Кафтан – это верхняя одежда длиной ниже колен с длинными рукавами и высоким воротником. Кафтаны знатных бояр обычно богато украшали дорогими тканями, вышивкой, тесьмой или галуном. Верхней зимней одеждой была распашная шуба, длинная, с широкими рукавами и большим воротником на подкладке из соболя, лисицы, зайца, песца, белки, овчины. Сверху шубу обычно покрывали тканью (крестьяне использовали для этого сукно, а бояре – дорогие привозные ткани).
В этот период костюмы феодальной знати и крестьян начинают все больше различаться, и не только качеством тканей и отделкой, а даже покроем одежды. В 15-17 веках в гардероб знатных особ входят такие предметы одежды, как ферязь и охабень.
К слайду 12
На ногах носили крестьяне лапти, зимой валенки. А бояре и дворяне – сапоги, туфли, которые назывались поршни или моршни. В 17 веке появляются пуговицы и даже очки.
К слайду 13-14
Это музыкальные инструменты , на которых играли в данный период времени: гусли, домбры, свистульки, дудочки.
К слайду 15
В 16-17 веках продолжают сохраняться отголоски язычества, наряду с православием. После праздника Рождества начинается удивительное время - святки, девушки собирались погадать. А на улице веселая кутерьма - ребятишки ходили колядовали.
После крещения веселье затихало, но не надолго. Перед Великим постом – великий праздник: Широкая Масленица! Проводы зимы повелось отмечать еще с языческих времен.
Главное блюдо на столе – золотые блины: символ солнца.
К слайду 16
9 марта проводят вторые Заклички Весны (творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе "ярилиными плешами". Согласно славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц (от того праздник сей зовётся Сороками), знаменующих собой приближение Девы Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай.
А на пасху дети и взрослые катали крашенные яйца.
К слайду 17
На Семик девушки украшали молодую березу, водили хороводы. А главное пускали венки: если плывет - быть девице замужем, тонет- быть беде.
Народные праздники очень древние. Например, День Ивана Купалы! Этот день летнего солнцестояния, самый длинный в году. В этот день жгли костры и прыгали через них, приговаривая: выше прыгнешь - лучше хлеб уродится! На этот же день приходится и христианский праздник Рождества Иоанна
К слайду 18
А осенние вечера очень долгие. По вечерам зажигали лучины и собирались возле печи и слушали рассказы и сказки, пряли лен, вязали, занимались рукоделием.
Задание № 3 для групп. Работа с музейными экспонатами. Учащиеся должны сказать, с какой целью использовались эти инструменты. А по рисунку на полотенце определить, когда его использовали?
Выполняется после презентации «Быт и обычаи»
1 группа: кочедык
2 группа: полотенце
3 группа: весы
4 группа: скалка
Подведение итогов урока.
Закрепление материала.
Домашнее задание параграф 22.