Урок по Истории Донского казачества для 10 класса Культура, быт и нравы донских казаков в XVI-XVII веках
ГБОУ НПО АККПУ
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема:
«Культура, быт и нравы донских казаков
в XVI-XVII веках».
Преподаватель: Вахнина А.Г.
УРОК № 11 (2.6.)
Тема урока: Культура, быт и нравы донских казаков в XVI-XVII веках.
Цели урока:
образовательные – познакомить учащихся с бытом казаков (кухня, посуда) XVI -XVII веков;
развивающие – умение составлять связный рассказ, развивать речь, умение работать в паре;
воспитательные – воспитывать дружеские взаимоотношения;
МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА:
Тип урока: комбинированный;
Вид урока:
Методы урока: словесный, наглядный, практический;
Межпредметные связи: История. Урок № 22 Культура Древней Руси.
Оснащение урока: учебник История Донского казачества. Наглядный иллюстративный материал. Карточки – задания (4 варианта), задание для доски. Раздаточный материал (кухня, посуда, одежда). Памятки: работаем в паре.
Литература: В.П.Водолацкий. Казачий Дон: очерки истории и культуры. Ростов-на-Дону: ООО «Терра», 2005, Домоводство на Дону: дом, кухня, костюм. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: НПК «Гефест», 2002, Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времён до 1920 г. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини-Тайп», 2004.
ХОД УРОКА:
Организационный момент: принятие рапорта дежурного, объявление темы урока, постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний.
Индивидуальная работа:
Работа по карточкам (4 варианта)
Вариант 1
Выбери верные утверждения
А) До середины 17 века в казачьих городках для отправления религиозных нужд строились часовни
Б)Казаки были глубоко религиозными людьми
В)Первый каменный храм был возведён в Черкасске в 1650 году
Г)Основой мировоззрения человека в средние века была марксистская идеология
Д)Для мусульман на дону строились мечети
Е)В 16 веке казаки жили большими семьями
Вариант 2
Дополни предложения
1.Казаки охраняли границы от набегов..,. 2.За успешные сухопутные походы Донских казаков называли..3.Казаки нападали на врага преимущественно.. 4.Морские походы называли5.Лодки, на которых плавали казаки, назывались6.Казаки брали с собой сухари, сушёное мясо и рыбу, а также сухие лепёшки, которые по-казачьи называли.7.При взятии Казани казаки взорвали речку Казанку, лишив татар воды, а также..
Вариант 3
Дополни предложения
А)История создания первой церкви на Дону в Черкасске связано с.1641 года
Б)Городки строились в удобном месте для..,.,
В)Вокруг дома казаки строили., где можно было общаться с друзьями, пить чай.
Г)Все важные вопросы казаки решали общим собранием – на.
Д)Разведённая женщина могла стать жёной другого, если тот после развода
Вариант 4
Исправь ошибки в тексте
1.Казаки охраняли границы России от набегов евреев. 2.Казаков за успешные сухопутные походы называли «Перекати-поле».3.Также казаки совершали и морские походы, которые называли разбоем.4.Казачьи струги были длиной от 100 до 200 метров и вмещали до 500 человек. 5.Струги были тяжёлыми и сложными в управлении, поэтому не каждый казак мог такими лодками управлять. 6. Наряду с продуктами питания, каждый казак должен был взять с собой бочонок вина. 7. Сначала казаки хотели помочь русским при взятии Казани, но в последний момент отказались и не помогли русским.
Работа с группой:
1.Устный ответ: казачьи городки
2.Устный ответ: казачий курень,
хата.
3.Устный ответ: интерьер куреня
4.Устный ответ: история церкви на Дону в 16-17 вв.
5.Устный ответ: женская одежда
6.Устный ответ: мужская одежда.
7.Женитьба и развод (инсценирование).
Формирование новых понятий и способов действий
Преподаватель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова И.А.Мордовиной:
«А на Диком поле жизнь – приволье.
Можно сколько хочешь там гулять.
Бывшим подневольникам – раздолье,
Чтобы заново свой в жизни путь начать»
Характер культуры донских казаков.
Преподаватель:
Культура казачества в XVI-XVII веках отличалась своеобразием, отразившим военный быт казачьих общин. В ней переплетались и взаимодействовали элементы культур тех народов, которые участвовали в формировании казачества. А формирование донского казачества происходило в диалоге культур:
Сегодня мы познакомимся с казачьей кухней XVI-XVII веков.
Преподаватель: рассказ о посуде и казачьих блюдах. Показ иллюстраций.
История вещей. Посуда.
В доме казака для хранения продуктов, приготовления пищи на стол использовалась различная посуда: деревянная, керамическая, медная, серебряная, фаянсовая, фарфоровая, стеклянная.
Изготавливали и продавали иногородние и отставные казаки.
Самым популярным материалом считалась древесина. В большом количестве изготавливали плетёные корзины, короба, сапетки, сундучки, деревянные ступы. Самым обычным материалом были прутья краснотала (ивы), чакана (разновидность камыша- рогоз широколистный). Из прутьев (лозы) плели чемоданы, сундуки, корзины, рыболовные снасти. Из чакана – сапетки – для хранения сыпучих продуктов. В большом почёте была солоница. В походы брали солоницы, сплетённые из лыка и корня.
Распространена и глиняная посуда: кувшины, махотки – низкие кувшины с широким горлом, по-русски крынка, макитры – большие широкие горшки, кубышки – посудина с широко раздутыми боками, горшки.
Форма и цвет глиняной посуды говорил о том, для каких продуктов предназначалась: светлые – для молока, тёмные – для пива и кваса, с узким горлышком – для постного масла, чёрная керамика – для приготовления пищи в печи.
большая разливная ложка. Чинак – большая миска. Тараборка – тренога для котла в поле.
Распространена металлическая посуда. Привозили из других стран: Азербайджана, Турции, Дагестана и др. На Дону появляются дагестанские сосуды, персидская пиала, чайник-кастрюля, кофейники восточного происхождения, кумган – ритуальный кувшин с крышкой. Распространены гляки – горшкообразные, с сильно вздутыми боками и узким горлышком сосуды, в них кипятили воду на печи.
Из меди делали: кружки, кубки, стопы, ковши, чарки. Для приготовления пищи: ендовы – сосуд с желобчатым носиком из верхнего края, служившие для подачи на стол и разлива напитков: браги, кваса, пива, братины, подносы. Распространены самовары, сбитенники (чайник с трубой), в котором варили сбитень – горячий напиток из трав, мёда, пряностей, казан-самовар, в котором была перегородка и можно варить два блюда (для похода).
Украшали посуду узорами из раковин, растительных завитков, птиц, животных, иногда людей.
Золотая и серебряная посуда считалась роскошью, встречалась у богатых.
Казачья еда
Казачья еда – как у и русских людей, у казаков был стол скоромный и постный, в зависимости от церковных установлений и праздников.
В постные дни ели рыбные блюда, кислую капусту и свёклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, гречневую кашу, уху, рассольник, в другие дни ели мясные блюда. Во все кушанья добавляли лук, чеснок, шафран. Во время полевых работ пили арьян (ирьян) – разведённое водой откидное кислое молоко. Из сладких блюд предпочтение отдавали взвару и нардеку (арбузный мёд).
Тузулук – острая приправа из горького перца, чеснока, соли и бульона, им поливали рыбу.
Сюзьма – отцеженное и спрессованное молоко, разводимое водой.
Толчённик – борщ с фаршированной щукой.
Кулага – лапша с сушёными вишнями.
Бурсака – сухая лепёшка (для похода)
Саламаха – смесь варёного пшена и жидкого теста. (для похода)
Катушки – рыбные фрикадельки.
Дулма – голубцы
Чучух – начинённый мясом желудок
Кульбак, кругляки – пироги
Кохвий – кофе
Каймак - густые сливки.
Работа в паре.
Игра «Переводчик».
Придумайте текст, используя казачьи слова (посуда, казачья еда, одежда, жилище и диалектные слова). 3-5 предложений
Например: Ноне гутарил один казак: «Надысь наловил сапеткой в речке сулу, чебаков. Развёл костёр, устроил казан на тараборку, да и наварил ухи, да тузулоком заправил. Тут пострелятя мои прибежали, уселись вечерить. Взяли чинаки да налили ухи челбой. Глядь, а супротив нас чапура чикиляет».
Подготовка 5 минут.
Представление: один учащийся читает сочинение по-казачьи, второй по-русски.
Словарь диалектных слов.
амором – очень быстро, мигом,
атаманец – казак-гвардеец,
баз – крестьянский двор,
бабайка – лодочное весло,
блазниться – чудиться, мерещиться, представляться,
будылня (мн. ч.) - будыль-стебель, ствол крупного травянистого растения,
бурка - короткая одежда из темной овечьей шерсти,
вечерить - ужинать,
вакан - свободный,
вершок - старая русская мера длины, равная 4,4 см.,
вентери – рыбная снасть в виде вершина обручах, суживающихся книзу,
взгальный – чудаковатый, взбалмошный, сумасбродный,
вназирку – не спуская глаз, следя за кем-то,
гайдамак – разбойник, грабитель,
гайтан – шнурок, тонкая веревка,
гольный - неимущий, бедный, нищий,
грядушка – спинка тарантаса, саней,
гутарить - говорить, рассказывать,
гунья – лохмотья, ветхая одежда,
домовина – гроб,
дратва – проволока,
дюже - очень,
дюжий - здоровый, сильный, крепкий,
ерик – приток реки,
жалмерка – замужняя казачка, муж которой находится на службе,
жбан - сосуд в виде кувшина с крышкой,
завеска – женский фартук,
займище – заливной луг,
зябь – целина,
играет - поёт,
каймак - сливки с топленого молока, пенки,
карша – затонувшее дерево, занесенное песком,
коловерть – водоворот,
кошевка – легкие сани,
кочеток - петушок,
крыга – льдина,
краина - свой край, родина,
кулага – лапша с сушеной вишней,
курень – дом, хата,
левада – рощица при усадьбе,
люшня – часть арбы,
лякаться – пугаться,
макуха – жмыхи, выжимки из семян подсолнуха,
надысь - недавно,
ноне - сегодня,
окромя - кроме,
отколь - откуда,
отсель - отсюда,
обыденки - в один день,
односум – товарищ по службе,
пернач – знак атаманской власти, вид булавы,
почунеть – прийти в себя, опомниться,
пострелята - ребята, дети,
похилилась - наклонилась,
пущай - пусть, пускай,
пригорнуть – приласкать,
прясло – звено изгороди,
ссучить – свивать две и более нити в одну,
стожары – созвездие Медведицы,
стор – ледоход,
сула – судак,
складка - выдумка,
супротив - напротив,
справная - хорошая, добрая, ладная,
теклина – течение, ложе реки,
улеш – отведенный семье участок луга для покоса,
ухналь – подковный гвоздь,
худоба – скот,
цибарка – ведро,
чепура – цапля,
чебак – лещ,
чикилять – хромать,
чупринистый - с пышным чубом,
чикиляет - идёт прихрамывая,
чекмень - верхняя мужская одежда,
шворка – шнурок, бечевка,
шлычка - женский головной убор,
юрт – казачья станица.
Формирование умений и навыков.
Возврат к цели урока. Мы сегодня познакомились с кухней, посудой донских казаков в XVI-XVII веках.
Работа в паре: каждый готовит по два вопроса товарищу. (Дать определение терминам)
Задание на дом:
§ 14.
Итог урока
Сегодня мы с вами познакомились с кухней, посудой донских казаков в XVI-XVII веках.
Оценки за урок.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15