Статья : Использование подвижных игр на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста.


Использование подвижных игр на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста.
Учитель-логопед Сорокина Е.Ю. МБОУ СОШ №68 г. Челябинска
Живя в современном мире, мы зачастую забываем о том, что двигательная активность нужна нам как пища и вода. Сегодня в век цифровых технологий малоподвижный образ жизни является нормой. Социальные достижения и успехи научно-технического прогресса, казалось бы, создали все условия для гармоничного развития личности. Однако эти достижения не всегда нами разумно используются, более того, могут отрицательно влиять на здоровье. Все мы знаем, что движение - жизнь, но мало кто задумывается сегодня о пагубности всепоглощающей гиподинамии. Особенно это явление опасно для растущего организма. Современные дети – заложники прогресса. Они не знают подвижных игр, в которые играли их родители дедушки и бабушки. Сегодня все чаще они предпочитают играм на свежем воздухе общение и игры онлайн. Физиологическая зажатость, сдержанность, проблемы неврологического характера часто присущи современным детям. Многие не имеют возможности и навыков расслабиться, сбросить напряжение. Чем же может быть опасен малоподвижный образ жизни в детском возрасте? В первую очередь гиподинамия вызывает нарушения костно-мышечной и сердечнососудистой системы, нарушение обмена веществ. Снижение двигательной активности ведет к нарушению мозгового кровообращения, зрительных функций и иммунных возможностей организма. Недостаток движения негативно влияет на эндокринную систему, способствует ожирению. Таким образом, следствием низкой физической активности человека является нарушение всех органов и систем.  А если ко всему этому присоединяется нарушение речи? Получается совсем неблагоприятная картина. В этой связи мы все чаще используем на логопедических занятиях принципы здоровьесбережения. Существует масса способов борьбы с явлением гиподинамии и его последствиями. Остановимся на одном из них – подвижной игре. Роль подвижных игр в образовательном процессе переоценить невозможно. Ведь в процессе игры дополнительно к развитию физических и психических функций детского организма, мы получаем заряд бодрости и энергии, которая нам так необходима во время занятий в школе. Включая в работу подвижные игры в стихах, считалки с потешками и скороговорками, плодотворно работаем над речью и правильной интонацией, автоматизируем звуки, развиваем правильное дыхание, фонематический слух и моторику. Таким образом, посредством игры решаем и некоторые логопедические задачи. Дети с большим желанием идут на занятия, предлагают свои подвижные игры, учатся разъяснять правила сверстникам. Делятся своими достижениями с родителями и учителями. Здорово, если пространство логопедического кабинета позволяет применять подвижные игры на занятиях. Если же нет, тогда вполне можно использовать малоподвижные игры с прыжками, растяжками, мячом и сигнальными флажками. Во время логопедических занятий необходимо использовать занимательные физкультминутки до 3х раз по 2-3 минуты (без ущерба для учебного процесса). Помимо общеукрепляющих упражнений со стихами или рифмовками можно включать гимнастику для глаз или элементы пальминга, релакс-упражнения, некоторые виды дыхательных гимнастик. Заключительным этапом логопедического занятия станет подвижная игра, которая позволит снять напряжение и придаст ребенку бодрости и энергии. Достаточно вспомнить свое детство и увидеть азарт детей во время игры, чтобы понять, насколько велика необходимость игры в коррекционно-развивающей среде. Движение в игре – это психологическая радость, разделенная со сверстниками. Положительные, радостные эмоции расслабляют, снимают зажимы, позволяют приблизить к деятельности малообщительных и застенчивых детей. В движении, в игре – радость, здоровье, преодоление инертности быта. С помощью игры развиваемся, радуемся, достигаем поставленных целей. Примерный перечень используемых подвижных игр: «Самолеты», «Почта», «Краски», «Ладонь к ладони», «Лягушки», «Поезд», «Пузырь», «Лохматый пес», «Четыре сезона», «Сова», «Жуки», «Мостик», «Грибочки», «Съедобное - несъедобное», «Веселый мяч», «Мой домик», «Попрыгунчики», «Море», «Цветные рыбки», «Веселый зоопарк», «Ручеек», «Колпачок и палочка», «Ключи», «Зевака», «Здравствуй, сосед», «Фанты», «Телефон», «Камешки со звуками», «Угадай-ка», «Дятел», «Солнце и месяц», «Кочки», «Листопад» и многие другие. Подвижную игру можно подобрать к общей теме занятия или к одному из его этапов.