Картотека малоподвижных игр для старших дошкольников.


Картотека малоподвижных игр для старших дошкольников.
Подвижная игра «Мышеловка»Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая часть детей образует замкнутый круг-«мышеловку». Остальные дети стоят за кругом — «мыши». Дети идут по кругу со словами:Как нам мыши надоели,Развилось их просто страсть.(дети-мыши бегают вне круга)Все погрызли, все поели,Вот поймаем их сейчас!(дети останавливаются, поднимая руки вверх) .Дети-«мыши» вбегают с одной стороны круга и выбегают с другой или рядом. По команде инструктора: «Хлоп! » дети-«мышеловка» садятся на корточки, быстро опуская руки. Оставшиеся в кругу дети-«мыши» в кругу считаются пойманными. Игра продолжается, дети меняются местами.Малоподвижная игра «У кого мяч?»С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор, в руке у него маленький мяч. Идя по кругу, инструктор отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.Подвижная игра «Ловишки»С помощью считалочки выбирается водящий, который стоит в центре круга. Все остальные игроки стоят по большому кругу, за спиной у каждого игрока вешается атласная лента. Дети идут по кругу со словами:Мы веселые ребята, любим прыгать и играть.Ну, попробуй нас догнать! (и бегают по всей площадке) .Водящий бегает за детьми, стараясь выдернуть ленту. Тем, кто в конце игры остался без ленты, считается проигравшим. В конце подсчитываются ленточки проигравших детей. Отмечается водящий, который собрал больше всего лент. Игра повторяется 2—3 раза с другими водящими.Малоподвижная игра «Найди и промолчи»Начинает игру инструктор по физкультуре. Он показывает детям какую-нибудь игрушку, дети запоминают ее. Инструктор предлагает всем сесть на корточки в конце площадки лицом к стене, а сам быстро прячет игрушку и предупреждает детей о том, что тот, кто первым найдет игрушку, не должен показывать на нее пальцем и говорить вслух, где она спрятана. По команде инструктора: «Ищем. '» дети встают, спокойно ходят и ищут. Кто нашел первым — подходит к инструктору и говорит так, чтобы остальные не услышали. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей — найдут игрушку. Отмечается самый внимательный и находчивый игрок, который первым нашел игрушку. Он и прячет ее следующим. Игра повторяется 2 раза.Малоподвижная игра «Летает, не летает»Дети стоят по кругу или в шеренге, инструктор стоит так, чтобы его было всем хорошо видно и слышно. Он начинает называть одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называет предмет и поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет, например:Инструктор по физкультуре: Парашютист (поднимает руки вверх) .Дети поднимают руки вверх.Инструктор по физкультуре: Самолет (поднимает руки вверх) .Дети поднимают руки вверх.Инструктор по физкультуре: Вертолет (поднимает руки вверх) .Дети поднимают руки вверх.Инструктор по физкультуре: Дом (поднимает руки вверх) .Дети не поднимают руки вверх и т. д.В конце инструктор подсчитывает тех игравших, которые ни разу не ошиблись и были внимательны.Подвижная игра «Быстро возьми»Инструктор по физкультуре раскладывает по всей площадки кубики, мячи, мешочки с песком, маленькие резиновые игрушки, шишки, которых должно быть на 1—2 меньше, чем количество играющих детей. Под музыку дети бегают вокруг, между предметами. Как только музыка прекращается, дети берут по одному предмету и поднимают его над головой. Тот, кто не успел поднять какой-нибудь предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2—3 раза.Малоподвижная игра «Затейники»С помощью считалочки выбирается затейник, который встает в центре круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо, потом влево и произносят:Ровным кругом друг за другомМы идем за шагом шаг.Стой на месте!Дружно вместеСделаем вот так.Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Тот, кто лучше всех повторит движение, становится новым затейником. Игра повторяется 2—3 раза.Подвижная игра: «Перелет птиц»На одном конце зала находятся дети — они «птицы». На другом конце зала — гимнастические скамейки, кубы и т. п. — это «деревья». По команде инструктора: «Птицы улетают! » дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу. По команде инструктора: «Буря! » бегут к возвышенностями и прячутся там. Когда инструктор скажет: «Буря прекратилась! », дети спускаются, («птицы» продолжают свои «полет»). Во время игры инструктор в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске. Игра продолжается 2-3 раза.Малоподвижная игра «У кого мяч? »С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно, плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор по физкультуре, в руке у него маленький мяч, идя по кругу, он отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.Подвижная игра: «Не попадись»Из играющих с помощью считалочки выбирается 2—3 водящих, они становятся в центр круга. Остальные дети стоят по кругу и по сигналу инструктора начинают двумя ногами прыгать в него и из него по мере приближения водящих. Отмечается самый быстрый водящий, который поймал больше всех играющих, и ловкий играющий, которого ни разу не поймали. Игра повторяется с переменой водящих 2 раза.Малоподвижная игра «Сделай фигуру»По сигналу инструктора по физкультуре играющие ходят под спокойную музыку. Инструктор говорит, чтобы дети приняли фигуру какого-нибудь сказочного героя или животного и т. п. Музыка прекращается, инструктор отмечает самую интересную фигуру. Игра повторяется 3-4 раза.Малоподвижная игра «Летает, не летает»Дети стоят по кругу или в шеренге, инструктор по физкультуре стоит так, чтобы его было всем хорошо видно и слышно. Он начинает называть одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называет предмет и поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если назвал летающий предмет, например:Инструктор по физкультуре: Парашютист (поднимает руки вверх) .Дети поднимают руки вверх.Инструктор по физкультуре: Самолет (поднимает руки вверх) .Дети поднимают руки вверх.Инструктор по физкультуре: Вертолет (поднимает руки вверх) .Дети поднимают руки вверх.Инструктор по физкультуре: Дом (поднимает руки вверх) .Дети не поднимают руки вверх и т. д.В конце инструктор подсчитывает тех игравших, которые ни разу не ошиблись и были внимательны.Подвижная игра «Пожарные на учении»Дети строятся в две колонны у стартовой линии на расстоянии 4—5 м от гимнастической лестницы. На гимнастической лестнице вверху подвешен колокольчик. По команде инструктора: «Марш! » первые дети бегут, взбираются на лестницу, звонят в колокольчик, спускаются, бегут обратно, передавая эстафету хлопком по плечу следующему «пожарнику». Побеждает та команда «пожарников», которая быстрее справится с заданием.Малоподвижная игра «Съедобное — несъедобное»Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор по физкультуре с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя съедобное-несъедобное, например:Инструктор по физкультуре: Макароны с мясом. Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Инструктор по физкультуре: Торт. Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Инструктор по физкультуре: Мороженое. Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Инструктор по физкультуре: Дом. Ребенок не ловит мяч. Инструктор по физкультуре: Телевизор. Ребенок не ловит мяч. Инструктор по физкультуре: Машина. Ребенок не ловит мяч и т. д. Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.Подвижная игра «Третий лишний»Дети делятся на пары, вставая в затылок друг за другом, образуя при этом большой круг. Двое водящих остаются вне круга, и по команде инструктора: «Беги! » один догоняет другого, бегая по кругу за всеми стоящими парами. При этом убегающий может в любое время встать вперед, какой-нибудь пары, а третий в этой паре убегает от ловящего. Если догоняющий поймает убегающего, то они меняются ролями.Малоподвижная игра «Вершки, корешки» Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя вершки или корешки, например:Инструктор по физкультуре: Баклажаны.Ребенок; Вершки (ловит мяч и бросает обратно) .Инструктор по физкультуре: Редька.Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .Инструктор по физкультуре: Морковь.Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .Инструктор по физкультуре: Капуста.Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает обратно) .Инструктор по физкультуре: Картофель.Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .Инструктор по физкультуре: Клубника.Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает обратно) .Инструктор по физкультуре: Чеснок.Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .Инструктор по физкультуре: Огурцы.Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает обратно) и т. д.Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.Подвижная игра «Мороз — Красный нос»С помощью считалочки выбирается водящий — «мороз», который стоит в центре площадки, а сбоку — его дом. Остальные игроки стоят на одной стороне площадки чертой.Мороз: Я Мороз — Красный нос, Кто из вас решится В путь-дороженьку пустится.Дети (хором) : Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!После слов дети должны перебежать на противоположную сторону площадки за черту» куда «мороз» не имеет право перебегать. Расстояние от стартовой линии до финиша — 3-4 м. Кого «мороз» поймал во время перебежки -ведет в свой дом. Отмечаются те «морозы», которые за одну перебежку поймали большее количество игроков. Игра повторяется с другим «морозом».Малоподвижная игра «Овощи и фрукты»Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя овощ или фрукт, например:Инструктор по физкультуре: Морковь.Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .Инструктор по физкультуре: Капуста.Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .Инструктор по физкультуре: Апельсин.Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .Инструктор по физкультуре: Виноград.Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .Инструктор по физкультуре: Ананас.Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .Инструктор по физкультуре: Огурцы.Ребенок: Овощи (ловит мяч и бросает обратно) .Инструктор по физкультуре: Картофель.Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .Инструктор по физкультуре: Груша.Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.Подвижная игра «Охотники и зайцы»С помощью считалочки выбирается «охотник», остальные дети — «зайцы». На одной стороне зала — дом «охотника», на другой — дом «зайцев». Под начало музыки выходит «охотник» и ищет следы «зайцев», затем возвращается к себе. «Зайцы» выскакивают из своего дома и прыгают по всей площадке-поляне на двух ногах в разных исправлениях. По команде инструктора: «Охотник! » «зайцы» убегают к себе в дом, а «охотник» бросает маленькие мячи в «зайцев», как будто стреляет из ружья. Тот, в кого «охотник» попал мячом, считается убитым и уходит в дом «охотника».Игра повторяется с новым «охотником». Отмечается самый меткий «охотник», с большинством убитых «зайцев».Малоподвижная игра «Считалочка»Дети к подготовительной группе знают много считало-чек. Все играющие стоят по кругу, один из ребят — водящий, который стоит за кругом, начинает произносить считалку, указывая — по очереди на каждого игрока. На ком считалочка закончилась, тот и становится следующим водящим. Отмечается тот из детей, который правильно делит слова на слоги, у кого хорошая память и кто рассказал много считалок. Также отмечается самая смешная и интересная считалка.Ахи-ахи-ахи-ох,Бабка сеяла горох.Уродился он густой,Мы помчимся — ты пустой!Бежит зайка по дороге,Да устали сильно ноги.Захотелось зайке спать,Выходи — тебе искать!Ходит цапля по болоту,Не найдет себе работу.На пенечек она села,Пять лягушек сразу съела.Раз, два, три, четыре, пять,Выходи — тебе искать!Захотел наш Том поесть,В холодильник он полез.В холодильнике сметана,Мясо, рыба, баклажаны,Огурцы и виноград.Кабачки и лимонад.Коли хочешь есть и ты,Так скорее выходи!Джерри весело живет,Джерри песенки поет!Раз, два, три, четыре, пять,Ну-ка, Джерри, спой опять!Подвижная игра «Колдун»С помощью считалочки выбирается «колдун», который встает в центр круга, построенный остальными игроками. Игроки идут по кругу со словами:Мы веселые ребята,Любим прыгать и скакать,Ну, попробуй нас догнать!Все дети разбегаются. Тот, до кого «колдун» дотронулся, считается заколдованным. Ребенок, которого заколдовали,встает на месте, ноги на ширине плеч. Другие дети могут его расколдовать, если проползут на четвереньках между ног заколдованного. Заколдованные дети не имеют право вставать близко к стене. Игра продолжается со сменой «колдуна» 3 раза. Отмечаются те дети, которые убегали от «колдуна», и те, которые заколдовали больше всех детей.Малоподвижная игра «Угадай на ощупь»С помощью считалочки выбирается водящий, он становится в центр круга с завязанными глазами. Остальные дети стоят по кругу. Инструктор медленно поворачивает водящего, который подходит к игроку и на ощупь определяет, кто это. Отмечают самого внимательного водящего. Игра продолжается с другим водящим 3—4 раза.Подвижная игра «Совушка»С помощью считалочки выбирается «совушка». Она сидит в одной стороне зала: там ее гнездо остальные, играющие птичек, кузнечиков, бабочек, жуков, комаров и мух, размещаются по всему залу. Через некоторое время инструктор говорит: «Ночь! ». Играющие замирают в той позе, в которой их застала ночь. В ночь вылетает «совушка» и бегает между «птичками», «бабочками», «кузнечиками», «мухами» и «комарами», наблюдает за ними. Если она заметила, что кто-то пошевелился, то она уводит его в свое гнездо. Инструктор говорит: «День! ». Все оживает, и опять «насекомые» кружатся, летают, ползают. Игра повторяется 2—3 раза.Малоподвижная игра «Четыре стихии»Игроки встают в круг. Инструктор по физкультуре объясняет, что есть 4 стихии: вода, воздух, земля, огонь. Например, в воде живут рыбы, лягушки, раки, на земле -люди, животные, насекомые и т. д., а в огне никто не живет.Если водящий бросает мяч и говорит: «Вода», «Земля» или «Воздух», то игрок, которому бросили мяч, должен его поймать, назвать того, кто живет в этой стихии, и бросить мяч обратно водящему. Если водящий говорит: «Огонь! », то мяч ловить нельзя.За неправильный ответ или пойманный мяч на слово «огонь» игрок выбывает из игры. Играют до последнего оставшегося участника.Малоподвижная игра «Время года, месяцы и дни недели»Дети стоят по большому кругу. Инструктор по фаз-культуре дает, например, Оле большой мяч и предлагает ей назвать месяцы лета. Оля берет мяч, выходит в центр круга, отбивает его о пол двумя руками и называет: июнь, июль, август и передает мяч, кому хочет, например Андрею. Ему инструктор предлагает назвать дни недели. Юре — 4 времени года, Алине месяцы весны, Кате — сколько дней в неделе, Павлику — какое сейчас время года и т, д. Неправильно ответившие на вопрос или долго думающие выбывают из игры. Побеждает тот, кто остался последним.Подвижная игра «Шандер-мандер»Все играющие встают по большому кругу. С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга с большим мячом в руках. Водящий отбивает си» о пол двумя или одной рукой и говорит:Шандер-мандер липпопандер (дети бегают, а по окончании слов останавливаются) .Кручу, верчу, кого хочу, Это будет. (имя играющего)Водящий громко говорит, сколько шагов до того, кого он назвал, например до Саши. До него 3 гигантских шага (большие, широкие шаги, 5 обыкновенных, 7 муравьиных (семенящие шаги) и 2 заячьих (прыжки на двух ногах). Водящий выполняет эти шаги и доходит до Саши. Бросает ему мяч, Саша ловит и начинает игру заново. Если Саша не ловит, то водящим остается тот же ребенок. Можно назвать 2 или 3 вида ходьбы, можно все 4.Малоподвижная игра «Что изменилось? »Инструктор по физкультуре ставит перед детьми небольшие резиновые игрушки, предлагает внимательно посмотреть и запомнить их. По команде: «Закрыли глаза! » дети закрывают глаза, а инструктор быстро меняет игрушки местами или убирает одну. По команде: «Открыли глаза! » дети открывают глаза и отвечают, что изменилось или чего не стало. Отмечаются самые внимательные дети. Игра повторяется 2—3 раза.Малоподвижная игра «Ручеек»Дети становятся парами, взявшись за руки, встают друг с другом и образуют длинный «коридор», руки поднимают вверх. Один ребенок, оставшийся без пары, начинает движение ручейка. Он проходит в ручеек с конца «коридора»и идет в начало ручейка, беря за руку товарища из тобой пары, кого хочет. Оставшийся без пары ребенок | в стороне от ручейка в конец «коридора», затем заходит в ручеек, беря за руку, кого хочет, и т. д. Таким образом, ручеек медленно протекает, двигаясь вперед.Малоподвижная игра «Краски»С помощью считалки выбирают «хозяина» и «покупатель». Остальные игроки — «краски». Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его «хозяину», который приглашает «покупателя». «Покупатель» подходит к играющим, и идет разговор:- Тук, тук!- Кто там?- Покупатель.- За чем пришел?- За краской.- За какой?- За синей.Если синей краски нет, то «хозяин» отвечает: «Иди по дорожке, принеси мне синие сапожки, поноси, поноси да назад принеси! » Если же «покупатель» цвет краски угадал, то «краску» забирает себе. Когда «покупатель» отгадывает несколько «красок», он становится «хозяином», а новый «покупатель» выбирается из числа «красок».