Конспект урока по литературному чтению на тему В.П.Катаева Цветик — семицветик
2 класс. Открытый урок по литературному чтению.
Дата:________________
Тема: Валентин Петрович Катаев «Цветик - семицветик».
Цель: Ознакомить со сказкой В.П.Катаева «Цветик - семицветик»; учить находить главную мысль произведения; развивать мышление, умение обобщать, делать выводы; воспитывать милосердное отношение к людям с ограниченными возможностями, старикам. Формировать умение анализировать произведение.
Задачи:
1. Обучающая: познакомить учащихся с творчеством писателя В.П. Катаева, со сказкой этого писателя «Цветик-семицветик»; формировать способность у учащихся к полноценному восприятию литературного текста; обучать анализу художественного произведения; эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом: обсуждение нравственной проблемы; перечитывание разных фрагментов текста с целью выявить развитие сюжета; продолжать работу над формированием навыка правильного сознательного чтения целыми словами. 2. Развивающая: способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся; выразительному чтению; работать над уточнением значения слов и выражений.
3. Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся; эмоционально-ценному отношению к действительности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу.
Оборудование: презентация « Цветик – семицветик», выставка книг
В. Катаева, учебная хрестоматия «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, текст произведения «Цветик-семицветик», материал для рефлексии.
Ход урока
Организационный момент.
Вы скакали, словно мячики,Мои девочки и мальчики,А сейчас звонок звенит,Успокоиться велит,Приготовить книги, ручкиДля урока «почемучки»!
Речевая разминка.
Работа над пословицей
- Прочитайте поговорку
Спешите делать добро.
- Объясните смысл.
3. Вступительная беседа:
- С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Почему?
Что может изменить плохое настроение?
- Ребята, как вы думаете, почему в самом начале урока мы объяснили
смысл именно этой пословицы?
- Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы? ( Они приносят нам радость). Сегодня мы продолжим работу над сказкой о цветке необыкновенном, он не только красивый, но и волшебный. Эту сказку написал 73 года назад Валентин Катаев. Называется она «Цветик-семицветик».
- Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев? Чему учит сказка? На этот вопрос вы мне ответите в конце нашего урока. А сейчас в путь. Вы готовы?
1. Слово о авторе
Валентин Петрович Катаев родился в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева. Его отец был очень образованным человеком учился на историко-филологическом факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью.
Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью генерал-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями.
Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался детям.
Валентин Катаев автор сказок:
«Дудочка и кувшинчик» (1940),
«Цветик - семицветик» (1940),
«Жемчужина» (1945),
«Пень» (1945),
«Голубок» (1949).
Чтение 1 части текста. Стр. 94 – 96
Случайно ли у цветка семь цветков?
а. Что случилось с девочкой Женей, когда мама послала её в булочную за баранками, и почему это произошло? ( Жене не хотелось идти в магазин; она не запомнила дорогу домой и заблудилась.)
б. Найдите строчку подходящую к данному слайду
в. Кто и как ей помог? Найди строчки из текста.
г. Какие волшебные слова нужно было произнести, чтобы исполнилось желание?
5. Работа по теме:
1. Обсуждение, анализ содержания сказки.
- А сегодня на уроке мы продолжим работу с его произведением «Цветик - семицветик», написанным в жанре литературной сказки. С полным текстом этой сказки вы познакомились летом. А сегодня мы вспомним и проанализируем события в произведении, поступки героев, отношения между героями.
А теперь подумайте, почему писатель назвал « Цветик - семицветик» сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
( « Цветик - семицветик» назван сказкой потому, что в ней действует волшебница, которая ниоткуда появляется и неизвестно куда пропадает. В сказке есть волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.)Словарная работа
В тексте встретятся слова, значение которых вам не совсем понятно:
Черепки - обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ; от горшка одни остались черепки.
одна-одинёшенька - нет друзей
тяпа-растяпа - рассеянный человек,
Чтение 2 части текста подготовленными учениками.
Подберите строки из сказки к каждому слайду.
а)( Слайд 6 ) Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома. А в руках – связка баранок!
б) О чём подумала Женя глядя на цветок?
(Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку)
в) Чем закончилась эта идея? Почему?
И снова полетел лепесток!
г) Стр. 98
Нравится ли тебе, как Женя тратит лепестки?
Можно ли было в этих случаях обойтись без помощи волшебства?
Как бы ты поступил?
Физминутка Лети, лети лепесток….
Чтение 3 части текста по «цепочке»
Следующий эпизод сказки требует пояснений. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. ( Папанин и его товарищи- учёные- полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные явления, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью.) Они, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчики не приняли Женю в игру.
- Как вы думаете, нравится ли автору, как Женя тратит лепестки? Почему?
6. Чтение учителем 4 части текста.
- Ответьте на вопросы по тексту.
а) Что почувствовала девочка, когда её не приняли в игру, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка? (Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.)
б) Знала ли она что – либо о полюсе и с чем столкнулась там? Что ей грозило? ( Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летнем платье, сандаликах при шестидесятиградусном морозе, да ещё в обществе огромных белых медведей. Она могла замерзнуть или быть съеденной медведями.)в) Что сказала девочка в ответ на неприветливые слова мальчиков?
г) Разумным ли было желание Жени оказаться на Северном полюсе? Что она сделала, чтобы вернуться домой? ( Это глупое желание. Девочка погибла бы, поэтому четвертый лепесток она потратила на то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание было очень разумным.) И снова полетел лепесток!
г) Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру? ( Они играли с разными игрушками, а у Жени их в тот момент не было.)
д) Что почувствовала Женя, когда девочки не взяли её в игру? Какое желание она загадала, чтобы позлить их? ( Женя обиделась, рассердилась и решила показать девочкам, что у неё во много раз больше игрушек, чем у их.)
е) Что почувствовала девочка, когда её желание иметь все игрушки мира осуществилось? Разумно ли это было и почему?
( Когда на неё свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки. Желание это было глупое, потому что оно было необдуманным.)ж) На что она потратила шестой лепесток? Разумно ли было это желание? ( Женя испытала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому и пожелала она им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.) 7. Чтение текста 5 части учащимися.
а) Кого встретила девочка на бульваре? Что она предложила мальчику и о чём пожелала, оторвав свой последний, седьмой лепесток? ( Мальчик не может бегать, потому что он хромой, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.) 8. Подведение итога урока:
- Вернёмся к вопросу, поставленному в самом начале урока:
а) Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев? Чему учит сказка?
- Эта добрая сказка Катаева учит нас: когда у тебя появляются желания, сначала подумай, нужно ли то, что ты вдруг пожелал, не принесёт ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство твоим родителям, товарищам, просто людям. Сказка учит, что надо не просить выполнять твои желания, а стараться больше знать и просить только очень нужное, полезное, возможное. А главное, надо стараться самому, своими усилиями и трудом осуществлять свои желания, причем так, чтобы это не мешало другим людям, никого не обижало, не огорчало. И совсем необязательно иметь лепестки цветика - семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
б) « Волшебный цветок» Работа в паре.
Представим, что у вас появилась возможность сделать волшебный цветок, но не такой который достался Жене, а с пожеланиями всем людям нас окружающим. Возьмите приготовленные вами на уроке технологии цветы, обсудите с соседом по парте и напишите на каждом лепестке своё пожелание.
Итог урока. Выставление оценок.
Д/З 1. Составить рассказ о Жене. 2. Пересказать любую часть по выбору.
Вы хорошо, ребята, поработали. Молодцы! Оценивая поступки Жени, наверняка, для себя сделали выводы о хороших поступках. Наш урок я хотела бы закончить словами:
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
7. Рефлексия.
-Зачем нам нужен был этот урок?
- За что ты можешь похвалить одноклассников? Себя?
Благодарю вас за урок. Вы - молодцы.