Пресс — релиз Здоровьесберегающие образовательные технологии
релиз
«Здоровьесберегающие образовательные технологии»
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
это состояние роста и развития органов и систем организма, основукоторого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
· это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя иморальная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
· это состояние психической сферы, основу которой составляет статусобщего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Признаки индивидуального здоровья
· Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов
· Показатели роста и развития
· Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности
· Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
· Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок
В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:
Соматический компонент
Физический компонент
Психический компонент
Нравственный компонент
Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
· благоприятное социальное окружение;
· духовно-нравственное благополучие;
· оптимальный двигательный режим (культура движений);
· закаливание организма;
· рациональное питание;
· личная гигиена;
· отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
· положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватностьтребований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии свозрастными, половыми, индивидуальными особенностями игигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастнымвозможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованныйдвигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработкаобразовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся даннойвозрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климатав процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающейдеятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервовздоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Типы технологий
· Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
· Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
· Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
· Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:
Внесубъектные: технологии рациональной организацииобразовательного процесса, технологии формированияздоровьесберегающей образовательной среды, организация здоровогопитания (включая диетическое) и т.п.
Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
Предполагающие активную субъектную позицию учащегосяразличные виды гимнастки, технологии обучения здоровью,воспитание культуры здоровья.
Методика организации детской деятельности с позиций здоровьесбережения
Педагогу необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в помещении: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения помещения и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов деятельности: вопросно-ответное общение с детьми, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, решение проблемных ситуаций и др. Норма – 4-7 видов за занятие (НОД). Частые смены одной деятельности другой требуют от детей дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов деятельности. Ориентировочная норма – 3-5 минут;
4) число используемых, педагогом методов: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
6) наличие и выбор места методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (дети в роли ведущего игрока, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ребенок как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы детей, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии (НОД) – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у детей мотивации к деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые педагогом методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение детям знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на занятии;
13) наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
14) момент наступления утомления воспитанников и снижения их познавательной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе деятельности.
Заголовок 115