Программа кружка Юный корреспондент
«Утверждаю»
Директор МАОУ
__________ /Уткинва Т.Ю/
«___»________ 20_ г.
«Согласовано»
Зам. по УВР
___________ /Ровина Т.Н/
«___»________ 20_ г.
«Рассмотрено»
На заседании ШМО
классных руководителей
«___»________ 20_ г.
Программа
кружка
«Юный корреспондент»
МАОУ «Гилевская СОШ им. Уткина И.Н»
Руководитель кружка: Балыбердина Н.Н,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гилевская СОШ им. Уткина И.Н»
Пояснительная записка
В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.
Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и творческого объединения юных корреспондентов должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.Актуальность кружка «Юный корреспондент» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.
Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию. Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Определенный круг обучающихся школы стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Кружок «Юный корреспондент» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли корреспондентов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).Программа кружка «Юный корреспондент» рассчитана на детей 14 лет, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы.
Программа комплексная, так как ориентирована на применение широкого комплекса знаний по изучаемым учебным дисциплинам, таким, как русский язык, литература, история, география.
По целям обучения данная программа - социально-педагогическая.
Цели программы:
- дать представление о системе средств массовой коммуникации;
- познакомить с основами журналистского мастерства;
- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального развития;
- расширить кругозор обучающихся, развить владение словом.
В ходе достижения целей программы решаются задачи:
1. Обучающие: - знакомство с принципами журналистской деятельности;- изучение основ журналистики;
- формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта;
2. Воспитывающие:- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения;- привитие культуры общения с миром средств массовой информации;- пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности;
- формирование потребности в постоянном повышении информированности;- воспитание любви и уважения к школе;
3. Развивающая:- развитие творческих способностей, индивидуального мышления.
Успешное решение этих задач достигается путём изучения блока теоретических разделов программы с учётом постоянной нацеленности на практическую реализацию полученных знаний и навыков. Практическая деятельность предусмотрена программой с самого начала изучения, поскольку только в тесном взаимодействии теории и практики происходит развитие творческого потенциала начинающих корреспондентов.
Таким образом, программа кружка «Юный корреспондент» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.
Тематическое планирование
№ п\пНаименование разделов и тем Всего часов Теория Практика
1 Вводное занятие 1 1 0
2 Основные жанры публицистического стиля 3 1 2
3 Газетная журналистика 2 1 1
4 Заметка 2 1 1
5 Хроника 2 1 1
6 Интервью 2 1 1
7 Анкетирование 2 1 1
8 Очерк 2 1 1
9 Репортаж 2 1 1
10 Газетные иллюстрации 2 1 1
11 Редактирование текста 3 1 2
12 Индивидуальная работа: консультирование по определению темы и редактированию работ 2 1 1
13 Часы общения 3 1 2
14 Работа над номерами школьной газеты 3 1 2
15 Сбор материалов 2 1 1
16 Конкурс «Лучший «Юный корреспондент» 1 0 1
Итого: 34 ч. 15 19
Содержание программы
Вводное занятие. (1 час)
Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки корреспондента-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Интересные факты из истории российской журналистики. Вступительная диагностика. «Что я знаю о журналистике?»
Основные жанры публицистического стиля (3 часа)
Беседа «Моя любимая газета». Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сферы применения, жанры, стилевые особенности, средства языка. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной речи. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Практическая работа с газетным и литературным материалом.
Газетная журналистика (2 часа)
Заметка (2 часа). Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметка, связанная с оценкой поступка. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. Заметка- вопрос. Заметка-просьба. Практическая работа: написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ.
Хроника (2 часа) Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов хроникёров. Информация и расширенная информация. Практическая работа: написание расширенной информации. Анализ работ.
Интервью. (2 часа). Анализ образцов интервью, взятых из различных журналов и газет. Интервью-монолог. Интервью-диалог. Коллективное интервью. Интервью-зарисовка. Практическая работа: подготовка интервью. Анализ работ.
Анкетирование. (2 часа) Виды анкетирования. Опрос. Составление анкет. Правила проведения и обработки анкет. Анализ и использование полученных материалов. Практическая работа: подготовка анкеты, проведение анкетирования, написание работы. Анализ работ.
Очерк. (2 часа). Очерк портретного характера. Проблемный очерк. Событийный очерк. Путевой очерк. Практическая работа: написание очерка. Анализ работ.
Репортаж (2 часа) Событийный репортаж. Тематический репортаж. Постановочный репортаж. Практическая работа: написание репортажа. Анализ работ.
Газетные иллюстрации (2 час). Виды иллюстраций : репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции) . Практическая работа: подготовка эскиза газетной иллюстрации.
Редактирование текста (3 часа). Исправление ошибок. Литературное редактирование и литературная правка текста. Практическая работа: редактирование текста.
Индивидуальная работа. (2 часа) В ходе выполнения практических работ у учащихся могут возникнуть затруднения. Помощь в решении сложных проблем, совместный поиск тем для публикаций, консультации, коррекция и редактирование текстов. Работа со справочной литературой.
Часы общения (3 часа) Темы для часов общения: « Если бы я был корреспондентом…», «Роль газеты в моей жизни», « Какие материалы в газетах мне больше всего нравятся».
Работа над номерами школьной газеты (3 часа) Выбор названия газеты. Рубрики. Разработка тематики номеров. Практическая работа: подготовка материалов номера к печати : написание, редактирование, подбор иллюстраций.
Ожидаемые результаты:
В конце года обучающийся должен уметь:
• Находить в школьной жизни проблемы, способные стать материалом для публикации;
• Определять газетный жанр;
• В соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в письменных и устных высказываниях;
• Строить связные высказывания, используя различные жанры;
• Находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
• Проводить литературное редактирование и правку текста;
• Принять участие в подготовке каждого номера школьной газеты.
Список кружка «Юный корреспондент»
№ п\пФИО обучающихся класс должность
1 Журавлева Анастасия Владимировна 8 Ответственная за новости культуры в жизни школы
2 Корюкина Марина Николаевна 8 Ответственная за новости в области учебы
3 Налобина Виктория Николаевна 8 Ответственная за новости в области жизни села
4 Скипин Дмитрий Алексеевич 8 Ответственный за новости спорта
5 Теков Георгий Владимирович 8 Ответственный за новости спорта
6 Уткин Никита Владимирович 8 Помощник редактора
7 Балыбердина Наталья Николаевна Учитель Руководитель кружка, редактор