Программа кружка Юный корреспондент
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 24
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________ Е.В. Русакова
«___» ___________ 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАДОУ ЦРР д/с № 24
______________ С.А. Кабакова
«___» ___________ 2014 г.
Кружок «Юный корреспондент»
программа на учебный год
Разработчик Андронова Инна Сергеевна
музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР № 24
Ишим, 2014
Пояснительная записка.
У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, автономность определяют развитие личности ребенка.
Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей), «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение). Исходя из этого в детском саду, был создан кружок «Юный корреспондент».
Целью работы кружка является развитие компетентности ребенка через создание игровой ситуации.
Задачи кружка – развитие коммуникативности и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада; создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решения.
Деятельность кружка включает различные виды и формы деятельности:
познавательно-речевую: беседы на темы, возникающие в репортаже, викторины, дидактические игры;
игровая деятельность: игра «Гость в редакции», «Журналист берет интервью», игровые ситуации;
продуктивная деятельность: подбор музыки, фона, дизайна для монтажа сюжетов.
В начале учебного года отбирается состав детей старшего дошкольного возраста в кружок. Основными характеристиками детей являются инициативность, ярко выраженная активность, стремление находить контакты с окружающими, наличие познавательных интересов. Для таких детей работа в кружке предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Для выявления таких детей используются следующие методы:
беседа с воспитателями, родителями;
направленное наблюдение за ребенком, его общением с взрослыми и детьми, выполнение им различных видов деятельности;
беседа с самим ребенком, выявляющая его интересы, а также желание участвовать в кружке.
Работа кружка начинается с экскурсии на телестудию «Ишим ТВ». Дети знакомятся с ней, её внешним обликом, внутренним содержанием, и после этого знакомства детям предоставляется возможность самим дать интервью корреспондентам телевидения, взять интервью. Они знакомятся с работой журналиста. Целью таких творческих занятий является расширение представлений детей о средствах массовой информации. После этих занятий возникает потребность узнать, кто создает репортажи: мы подробно знакомим с профессиями: журналист, оператор, редактор, монтажер, а также с их орудиями труда. Занятия состоят из таких заданий, чтобы дети почувствовали, какие навыки и умения нужны людям этих профессий. Они отмечают, что журналист должен быть наблюдательным, внимательным, с хорошей зрительной памятью.
Для закрепления знаний о деятельности журналиста мы составляем модель:
дети посещают интересные мероприятия в ДОУ;
проводят интервью, придумывают свой репортаж;
проводят съемку мероприятия и интервью;
занимаются монтажом отснятого материала.
После того как у детей сформировался целостный образ журналиста, мы приступаем собственно к созданию репортажей: распределяем роли, берем интервью, ходим в творческие командировки, которые могут быть организованными в ДОУ – это посещение мероприятий детского сада, встречи с интересными людьми, гостями детского сада, также могут проходить и вне ДОУ (экскурсии, творческие мероприятия). Весь материал монтируется и размещается на сайте детского сада. Перед интервью проводится предварительная работа. Она состоит из обсуждения вопросов, которые можно задать в данной ситуации. После того как отснят репортаж, мы приступаем к монтажу сюжета: выбираем лучшие сцены, подбираем музыку, определяем порядок сцен в сюжете.
Большое значение придается развитию эмоционально-волевой сферы детей. Занятия с элементами тренинга направлены на развитие коммуникативных способностей и эмоциональной сферы, содержат игры и упражнения на представление о языке эмоций, как знаках, подаваемых человеком о себе, знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний, понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения.
Родители не остаются в стороне. Анкетирование родителей детей, которые посещают кружок, показало, что они хотят принимать участие в создании передач и фильмов и отвели наиболее удобную для себя роль внештатных корреспондентов и помощников монтажеров.
Для педагогов в передаче существует рубрика «Новости из групп», где они вместе с детьми рассказывают о жизни и событиях в группе, приглашают журналистов на мероприятие в группу.
Кружок «Юный корреспондент» реализует социальную компетентность, дети в ходе создания передачи высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраиваются под ситуацию. Дети получают удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим, развивает инициативность. В процессе подготовки к репортажу воспитанники приобретают способность ставить общие цели планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе развивается самосознание.
Тематическое планирование.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
1
Вводное занятие. Экскурсия на «Ишим ТВ»
1
2
Игровые занятия «Мы-корреспонденты»
8
3
Интервью
8
4
Анкетирование
4
5
Репортаж
14
6
Выразительность речи
4
7
Работа над дикцией
4
8
Монтаж передач
8
9
Участие в областных конкурсах
4
10
Сбор материалов
16
11
Конкурс «Лучший юнкор»
1
Всего:
72
Содержание программы.
Вводное занятие. Экскурсия на «Ишим ТВ» (1 час).
Посещение студии «Ишим ТВ». Знакомство с работой профессионального журналиста. Технология работы над выпуском передачи. Ответы на вопросы. Практическая работа: по итогам экскурсии подготовить фильм.
Игровые занятия «Мы-корреспонденты» (8 часов)
Развитие наблюдательности к окружающему, совершенствование умения строить диалог, развитие психических познавательных процессов (слуховой памяти, словесно-логического мышления, внимания) через дидактические игры.
Интервью. (2 часа).
Анализ образцов интервью, взятых из различных журналов и газет. Интервью-монолог. Интервью-диалог. Коллективное интервью. Интервью-зарисовка. Практическая работа: подготовка интервью. Анализ работ.
Анкетирование. (4 часа).
Виды анкетирования. Опрос. Составление анкет. Правила проведения и обработки анкет. Анализ и использование полученных материалов. Практическая работа: подготовка анкеты, проведение анкетирования, написание работы. Анализ работ.
Репортаж (14 часов).
Событийный репортаж. Тематический репортаж. Постановочный репортаж. Практическая работа: сьемка репортажа. Анализ работ.
Выразительность речи (4 часа).
Насыщение речи литературно-художественными средствами, эмоциональная выразительность через поэзию, народный фольклор.
Работа над дикцией (4 часа).
Работа над четким произношением всех звуков, ясным произношением слов и фраз, развитие подвижности артикуляционного аппарата через дыхательные и артикуляционные упражнения, скороговорки.
Монтаж передач (8 часов).
Подбор музыки, фона, дизайна для монтажа сюжетов.
Конкурс «Лучший юнкор» (1 час). Итоговое занятие.
Месяц
№ п/п
Тема
Количество занятий
Сентябрь
1
Вводное занятие. Экскурсия на «Ишим ТВ»
1
2
Игровые занятия «Мы-корреспонденты»
2
3
4
Интервью
2
5
6
Репортаж
2
7
8
Сбор материалов
1
Октябрь
1
Сбор материалов
1
2
Игровые занятия «Мы-корреспонденты»
1
3
Интервью
2
4
5
Анкетирование
2
6
7
Репортаж
1
8
Монтаж передач
1
Ноябрь
1
Интервью
2
2
3
Репортаж
2
4
5
Выразительность речи
1
6
Сбор материалов
2
7
8
Монтаж передач
1
Декабрь
1
Анкетирование
1
2
Репортаж
3
3
4
5
Интервью
1
6
Сбор материалов
2
7
8
Монтаж передач
1
Январь
1
Интервью
1
2
Игровые занятия «Мы-корреспонденты»
2
3
4
Репортаж
2
5
6
Выразительность речи
1
7
Сбор материалов
1
8
Монтаж передач
1
Февраль
1
Репортаж
1
2
Сбор материалов
1
3
Игровые занятия «Мы-корреспонденты»
2
4
5
Выразительность речи
1
6
Работа над дикцией
7
8
Монтаж передач
1
Март
1
Репортаж
1
2
Работа над дикцией
1
3
Сбор материалов
4
4
5
6
7
Выразительность речи
1
8
Монтаж передач
1
Апрель
1
Репортаж
1
2
Игровые занятия «Мы-корреспонденты»
1
3
Работа над дикцией
1
4
Участие в областных конкурсах
4
5
6
7
8
Монтаж передач
1
Май
1
Анкетирование
1
2
Репортаж
1
3
Сбор материалов
4
4
5
6
7
Монтаж передач
1
8
Конкурс «Лучший юнкор»
1
Система мониторинга.
Система мониторинга обеспечивает подход к оценке итоговых результатов умений и навыков детей.
Показатель развития
Диагностические методы
Ответственный
Сроки
Речевое развитие
Ф. Г. Даскалова. «Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду»
Абрамова Л.В. «Методика диагностирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста»
Безрукова О.А «Структура и содержание речевой карты ребенка среднего и старшего дошкольного возраста»
В. Синельникова и В. Кудрявцева «Диагностика воображения дошкольников»
Андронова И.С.
Сентябрь, май
Коммуникативные способности
Фантазия, воображение
Ожидаемые результаты:
- умение построить устное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов для фильмов.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – развитие компетентности ребенка через создание игровой ситуации. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Список литературы
Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. М., 1989.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Детская журналистика в дошкольном образовательном учреждении // http://festival.1september.ru/articles/562799/
^ђЗаголовок 1^ђЗаголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 615