программа кружка Юный корреспондент
Пояснительная записка.
В современных условиях чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. Темп жизни в XXI веке таков, что не позволяет тратить время впустую. Дети очень чутко чувствуют сложившуюся ситуацию и соответствующе на нее реагируют.
Детская пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа, Дом творчества, класс обходится без выпуска собственной газеты. Дети нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а также в изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивали бы важные и интересные для них темы. А что для детей важно, они должны сами сказать. Для этого нужна классная газета.
Основная идея кружка заключается в том, чтобы газету использовать как средство создания в классе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания, развитие самостоятельности. Для ребят активных, любознательных газета - это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание газеты - это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная классная летопись.
Цель: Повышение информационно-коммуникативной культуры учащихся, объединение детей с целью реализации творческих способностей и развития самостоятельности.
Задачи:
Формирование характера журналиста - репортера, а также его эстетических и нравственных качеств.
Обучение навыкам и приемам журналистской работы
Обучение навыкам работы с фотоаппаратом;
Совершенствование навыков работы с компьютером
Расширение кругозора учащихся, научит их замечать интересные подробности ежедневной жизни.
Помочь учащимся научиться мыслить творчески, четко и понятно высказывать свои мысли на бумаге.
Содействовать созданию дружеских отношений в группах кружка, создание крепкого творческого коллектива.
Воспитывать у учащихся чувство достоинства, любви к своему классу.
Формы занятий:
1) свободная творческая дискуссия;
2) выполнение творческих заданий;
3) практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе, работа с техническими средствами).
Тематическое планирование
1 класс
« Рождение классной прессы»
В 1 классе проводится только подготовка к созданию классной газеты.
№ п/п
Месяц
Темы занятий
1
сентябрь
Игра «Давайте познакомимся»
2
Беседа «Что такое рисунок?»
3
Беседа «Праздники календаря»
4
Творческое задание «Рисунок для моей любимой бабушки»
5
октябрь
КТД (родитель + ребенок): «Мой учитель» (к дню учителя)
6
Творческое задание «Рисуем осень»
7
Беседа «Декоративная композиция». Творческое задание: композиция из листьев деревьев.
8
Оформление выставки работ «Осень» и зала к празднику осени.
9
ноябрь
Выбор редколлегии класса.
10
Проведение анкетирования детей «Мои увлечения».
11
Деление детей на группы по интересам.
12
декабрь
Знакомство с планом работы кружка.
13
Ролевая игра «Скоро новый год»
14
Виды открыток. Создание эскизов открытки.
15
Выпуск поздравительных открыток к Новому году.
16
январь
Творческое задание: рисунок «Мои первые зимние каникулы»
17
Оформление выставки работ «Мои первые зимние каникулы».
18
Беседа: «Что такое ребус?»
19
февраль
Круглый стол «Угадай - ка». Творческое задание «Создаем ребус».
20
Рисуем открытку: выбор темы, эскиз открытки, придумываем название. Ко Дню защитника Отечества - «Моему папочке».
21
Изготовление открытки папе, брату, дедушке.
22
март
Круглый стол: «Моя мама лучше всех». Творческое задание «Портрет любимой мамочки».
23
Народный календарь. Масленица. Масленица в рисунках.
24
Круглый стол: «Что мы видим на дороге?» Творческое задание «Светофор».
25
апрель
Создание альбома «В мой город пришла весна»: фотоработы, рисунки, аппликации.
26
27
Что такое рифма? Игра «Буриме».
28
«Проба пера» - наши первые стихи.
29
май
Ролевая игра «Пожелания другу».
30
Творческая работа «Моему другу» (изготовление мини - открытки с пожеланиями).
31
Творческий отчет «Что я нового узнал, что я сделал для газеты».
32
Выставка работ.
Ожидаемые результаты:
Знакомство с периодической печатью,
Знакомство с особенностями оформления и выпуска стенгазет,
учимся работать в группах, формирование коммуникативных навыков,
создание творческих работ: иллюстрируем наиболее запомнившиеся события, пишем стихи, поздравления, пожелания, создание печатных миниформ.
2 класс
«Создание жанровой газеты- листовки, посвященной отдельному событию».
Классный руководитель - организатор.
№ п/п
Месяц
Темы занятий
1
сентябрь
Выбор редколлегии. Создание творческих групп: распределение поручений: иллюстраторы, репортеры, журналисты, ответственный за выпуск, корректор. Обсуждение плана работы кружка.
2
3
Беседа «Профессия – журналист: особенности и специализация».
4
Круглый стол: «Мой любимый детский журнал».
5
октябрь
Беседа: «Справочник юного журналиста». Работа с энциклопедиями.
6
Дискуссия: «Журналистика в школе. Для чего нужна школьная газета?»
7
Практическое занятие: «Виды школьных газет. Макеты и эскизы». Знакомство со школьной газетой «Школа +».
8
9
ноябрь
Заметка. Что это такое? Практическое задание: «Пишем о каникулах».
10
Практическое занятие: «Готовим материал в школьную газету».
11
Творческое задание: «Поздравим наших именинников»
12
декабрь
Афиша, плакат, листовка.
13
Готовимся к новогодним праздникам. Сбор информации «Как называют Деда Мороза в разных странах мира?»
14
КТД: «Как называют Деда Мороза в разных странах мира?»
15
Творческая работа «Приглашение на КЛАССНЫЙ Новогодний бал».
16
январь
Круглый стол: «Рождественские колядки – что это?».
17
Творческое задание: «Рождественские колядки. Как я колядовал?»
18
Зима: стихи рассказы, иллюстрации.
19
февраль
°Расскажем о дне Российской Армии.
20
Эскиз листовки о дне Российской Армии.
21
КТД: заметки к 23 февраля.
22
Групповая работа: информационный поиск стихотворений о празднике 8 марта.
23
март
КТД: заметки к 8 марта.
24
Групповая работа: информационный поиск: ПДД.
25
Оформление стенда «Волшебный жезл» (по ПДД).
26
апрель
Творческое задание: «День смеха в моей семье»
27
Знакомство с особенностями написания сказки.
28
Работа в группах: проба пера «Однажды весной»
29
Оформление сказки.
30
май
Представление редколлегии нашей газеты (фото, интересы, хобби, друзья).
31
Обработка собранного материала.
32
Оформление «странички» - юнкоровцы.
33
Творческий отчет: «Мы растем, мы учимся».
34
Выставка работ.
Ожидаемые результаты:
расширение знаний о периодической печати
формирование основ и представлений о журналистской деятельности
развитие коммуникативные способности, умение работать в творческом коллективе.
развитие познавательного интереса, расширение кругозора, выработка умения применять знания на практике;
3 класс
«Создание газеты под руководством учителя».
Классный руководитель - редактор.
№ п/п
Месяц
Темы занятий
1
сентябрь
Выбор редколлегии. Распределение поручений между детьми.
2
Обсуждение плана работы кружка.
3
С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид.
4
КТД: Конкурс на лучшее название и эмблему газеты.
5
октябрь
КТД: Мы называем свою газету
6
Круглый стол: «Рубрика в газете»
7
Беседа: «Заголовок в газете: сказать всё и коротко». Учимся писать заголовки
8
Работа с оргтехникой (компьютер, принтер).
9
ноябрь
Знакомство с правилами оформления текста в компьютере. Работа совместно с учителем информатики.
10
Информационный поиск: Выпуск 1-го номера.
11
Круглый стол: Эскиз газеты.
12
декабрь
Выпуск газеты №1 «Интересные события в нашем классе».
13
14
Проектирование второго выпуска газеты. Информационный поиск. Работа с собранной информацией. Почта Деда Мороза.
15
Специальный выпуск Новогодней газеты №2.
16
январь
Работа с цифровым фотоаппаратом. Работа совместно с родителями.
17
Творческое задание: фотографируем для следующего номера газеты.
18
Выпуск рождественского номера газеты №3 .
19
февраль
Информационный поиск. Планирование следующей
газеты.
20
Творческое задание: собираем информацию о папе, дяде, дедушке, брате. Мини – сочинение, портрет.
21
КТД: создание выпуска газеты.
22
Специальный выпуск газеты №4 к 23 февраля.
23
март
Информационный поиск: «Мама и работа».
24
Информационный поиск: весенний праздник.
25
КТД: создание выпуска газеты.
26
Специальный выпуск газеты №5 «Посвящается любимым мамам».
27
апрель
Информационный поиск: День Победы. Проектирование 6 выпуска газеты.
28
Информационный поиск: о ветеранах Великой Отечественной.
29
КТД: создание выпуска газеты.
30
Выпуск газеты №6 ко Дню Победы.
31
май
Круглый стол: «Как мы прожили этот год»
32
Информационный поиск: об итогах учебного года и самых интересных моментах жизни 3 - го «А» класса.
33
КТД: создание выпуска газеты.
34
Выпуск газеты №7.
Ожидаемые результаты:
Закрепление навыков журналистской деятельности:
умение находить темы для публикаций, собирать материал и обрабатывать его под руководством учителя;
умение планировать проектировать и издавать газету под руководством учителя;
Овладение первоначальными навыками набора текста на компьютере;
Овладение первоначальными навыками пользования цифровым фотоаппаратом;
Формирование активного, творческого делового общения.
4 класс
Самостоятельное создание газеты.
Учитель только направляет и корректирует.
№ п/п
Месяц
Темы занятий
1
сентябрь
Круглый стол: План работы кружка. Объединение в творческие группы.
2
Беседа: «Жанр журналистики – очерк»
3
Круглый стол: « В гостях у «Школы+». Сотрудничество со школьной газетой. Посещение «редакции» школьной газеты.
4
Информационный поиск: День учителя.
5
октябрь
КТД: Участие в школьной галерее «Портрет любимого учителя». «Мы авторы стихов об учителях». Создание выпуска газеты
6
Выпуск газеты №1 посвящается нашим учителям.
7
Изменение рубрик в газете. Ваши предложения
8
Знакомство с Интернет – пространством. «Безопасный Интернет». Работа совместно с учителем информатики и родителями.
9
ноябрь
Поиск информации в Интернет – пространстве о новогоднем празднике.
10
11
Жанр интервью. Методы подготовки к интервью. Техника проведения интервью.
12
декабрь
Практическая работа: берем интервью у одноклассников на тему «Как ты планируешь провести новогодние праздники, каникулы?»
13
Информационный поиск: Новый год.
14
Новогодний выпуск газеты №2.
15
Новогодний выпуск газеты №2.
16
январь
Сотрудничество со школьной газетой: написание очерка о новогоднем огоньке в нашем классе.
17
Информационный поиск: к 23 февраля
18
февраль
Круглый стол: «О героях былых времен»
19
КТД: создание выпуска
20
Информационный поиск: 8 марта.
21
КТД: создание выпуска
22
март
Выпуск праздничной газеты №3.
23
Поиск информации. Приметы. День смеха.
24
КТД: Эскиз газеты.
25
Выпуск газеты №4 о ДНЕ ЮМОРА И СМЕХА.
26
27
28
29
апрель
Информационный поиск: «Мы – выпускники» Сбор фотографий из школьной жизни с 1 по 4 класс. Интервью с учителями «Пожелания и напутствия выпускникам начальной школы». Интервью с учениками класса «Самые яркие события из школьной жизни».
30
31
май
КТД: готовим выпуск газеты.
32
33
34
Выпуск газеты № 5 к последнему звонку.
Ожидаемые результаты:
Закрепление представлений о журналистской деятельности
расширение кругозора учеников;
развитие коммуникабельности, творческой индивидуальности, самостоятельности.
Овладение умениями нахождения и использования Интернет - ресурсов;
совершенствование работы на ПК;
сотрудничество со школьной газетой «Школа+»
15