Образовательная программа объединения Юный корреспондент
Пояснительная записка. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Поэтому назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердить.
Мощность средств, включенных в настольные издательские системы настолько велики, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной.
Учащиеся сами подбирают иллюстрации, используют множество фотографий, создают коллажи. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе, азами журналистики. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Поэтому на занятиях кружка обучающиеся знакомятся с компьютерными настольными издательскими системами.
Социальная значимость:
Благодаря занятиям в объединении «Юный корреспондент» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, контактировать с разными людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций; приобретают навыки самоконтроля, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Цели:
- учить школьников анализировать события и писать статьи, оформлять детскую газету;
- способствовать воспитанию патриотических и нравственных качеств характера, интереса к историческим событиям современной России;
- способствовать формированию интереса к профессии журналиста.
Задачи:
- способствовать развитию инициативы и творческих способностей обучающихся;
- учить оформлять газету иллюстрациями, фотографиями, рисунками;
- учить оценивать события с высоких нравственных позиций, отражать в газете честно и объективно происходящие события;
- воспитывать усидчивость, целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность;
- способствовать социальной адаптации обучающихся в коллективе.
Возраст детей:
В объединении занимаются школьники 11 - 17 лет.
Программа составлена для группы 1-го года обучения, во время которого предполагается овладение детьми первичными навыками оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей обучающихся, развитие творческих способностей.
В программе четко прослеживаются межпредметные связи с базовыми предметами (русский язык, литература, история, мировая художественная культура, обществознание, информатика). Предполагаются экскурсии в редакции городских газет, типографии, встречи с журналистами. Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты. Методы и приемы:
Словесные (лекции, семинары, эвристические беседы); наглядные (просмотр телепередач); анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий; практические (практикумы, создание, издание и распространение школьной газеты или журнала); проблемные; диалоговые (дискуссии, пресс-конференции); игровые; экскурсии.
Формы и режим занятий:
Форма работы – коллективная, групповая, индивидуальная.
Продолжительность занятий – 2 часа.
Занятия проводятся два раза в неделю по расписанию.
Ожидаемый результат и способы проверки (критерии оценки):
Обучающиеся первого года обучения должны уметь:
– определять стиль и тип речи;
– давать краткую характеристику текста публицистического стиля;
– в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях;
– совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения.
Результатом обучения является:
( творческое самовыражение учащихся в выпусках детских газет, журналов;
( публикации статей в местных или детских изданиях;
( участие в конкурсах творческих работ.
Для диагностики результатов также используются тетрадь личностных достижений, мониторинг, тесты.
Формы подведения итогов:
( анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
( выпуск газеты с отчётом работы объединения «Юный корреспондент»;
( участие в итоговой конференции. Учебно-тематический план занятий
первого года обучения
Длительность занятий – 2 ч.
Тематика
Количество часов
теория практика всего
1
Введение. Краткая история возникновения и развития печатных средств массовой коммуникации. Роль и место книги и периодической печати. Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка
3
9
12
2
Твой друг - газета. Знакомство с историей возникновения школьной печатной газеты. Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи
6
6
12
3
Интернет и эко журналистика. Стили журналистики.
4
10
14
4
Специфика детских и юношеских периодических изданий. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи.
9
7
16
5
Экскурсия «кто имеет отношение к газетам?» Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно- выразительные особенности языковых средств публицистического стиля
12
12
6
Создание очередного номера газеты (поквартально). Сходство и различие художественного и публицистического стилей
2
10
12
7
Активный и пассивный словарь. Словари, справочники, их тематика и использование в газете. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.
3
9
12
8
Жанры периодической печати (информационные, художественно- публицистические, литературные). Общий обзор. Беседа «Моя любимая газета».
3
9
12
9
Язык литературы. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов хроникеров.Расширенная информация
3
10
13
10
Заметка. Заметка информационного характера Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. Заметка- благодарность. Заметка-вопрос. Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов.
5
9
14
11
Мероприятия и участие в них
15
15
12
Итоговое повторение
1
1
2
ВСЕГО:
39
105
144
Часов в неделю – 4 ч.
Всего часов – 144 ч.
Содержание программы первого года обучения
1. Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы объединения «Юный корреспондент», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по ТБ.
Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.
2. История журналистики и юнкоровского движения.
Выпуск первых газет в Китае. Выпуск первых газет в Европе. Влияние газет на формирование общественного сознания. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.
Каким должен быть юнкор, советы юнкору.
3. Знакомство с оформительским делом.
Анализ материалов периодической печати
Знакомство с газетами. Чтение некоторых статей, их анализ, просмотр иллюстраций. Обсуждение статей.
Изучение особенностей публицистического стиля.
Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи. Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. Сходство и различие художественного и публицистического стилей
Изучение газетных жанров.
Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов-хроникеров. Расширенная информация. Заметка. Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. 3аметка-вопрос. Заметка-просьба. Интервью. Интервью-монолог. Интервью-диалог. Коллективное интервью. Интервью-зарисовка. Анкетирование. Путевые заметки. Отчет. Отчет общий (прямой). Отчет тематический. Отчет с комментариями. Репортаж. Событийный репортаж. Тематический репортаж. Постановочный репортаж. 3арисовка.
Иллюстративное оформление газеты.
Подбор иллюстраций, фотографий, рисунков в газету. Компоновка материала, оформление газеты фотографиями. Фотографирование. Изучение понятий «композиция», «портрет», «пейзаж».
Использование разнообразных шрифтов для оформления газеты.
Изучение шрифта. Знакомство с классическим шрифтом. Особенности шрифта. Упражнения в написании классическим шрифтом. Знакомство с видами современного шрифта по различным изданиям периодической печати. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для различных по содержанию статей. Использование разнообразных шрифтов для оформления газеты. Графическое оформление газеты.
Графическое оформление газеты.
Название и макет газеты. Заголовок и рамка. Верстка газеты. Оформление материалов газете. Главное и второстепенное в газете.
Дизайн газеты.
Дизайн газеты. Практическая работа по составлению эскизов газет, выбору дизайна.
Работа творческими группами. Определение темы газеты, подбор иллюстраций, текста. Выбор дизайна. Распределение работы в группе, помощь друг другу, выработка умения работать дружно в коллективе, уважая инициативу и творчество друг друга, умение приходить в решении вопросов к консенсусу.
Выпуск газет.
Подбор стихотворения, текста, рисунка, шрифта, цвета оформления газеты. Обучение работать группами, распределяя обязанности, учитывая особенности и интересы товарищей. Обсуждение материалов газеты, фотографирование, блиц-опрос, написание статей, отбор накопленных материалов, оформление газеты.
Работа на ПК.
Обучение работе на ПК. Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовка, выведение материалов на принтер. Выбор шрифта. Печатание текста. Подбор иллюстраций. Рисование. Оформление заголовков. Подготовка презентации. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение.
4. Экскурсии
Экскурсия в музей. Выпуск газеты по материалам экскурсии.
Обсуждение материалов экскурсии. Подбор иллюстраций, фотографий, написание статьи, компоновка материалов, написание заглавия, печатание статьи, оформление газеты фотографиями.
Экскурсия в библиотеку. Подбор материалов к тематической газете.
Экскурсия в редакцию районной газеты «Усть – Удинские вести».
Встреча с сотрудниками редакции. Знакомство с этапами выпуска газеты.
5. Обсуждение нравственных, патриотических, эстетических и художественных проблем журналистики
Беседа с журналистом.
Особенности, значение труда журналиста. Что такое «жёлтая пресса». Влияние СМИ на взгляды общества. Роль газеты в формировании нравственности, честности, толерантности.
Беседа о роли газеты в жизни современного человека, роли газеты в передаче информации и воспитании человека.
6. Итоговое занятие
Подведение итогов работы объединения «Юный корреспондент». Анкетирование на тему «Мои успехи в журналистике». Анализ анкет о творческих достижениях.
Тематическое планирование занятий
первого года обучения
№
п/п
Тематика занятий
Кол-во часов
дата провед
1
2
3
4
Сентябрь
1-2
Вводное занятие.
2
3-4
История журналистики и юнкоровского движения.
2
5-6
Знакомство с оформительским делом.
Название и макет газеты. Заголовок и рамка.
Оформление названия и рамки на листе ватмана.
2
7-8
О чем писать в стенгазете?
Сбор материалов для первой стенгазеты.
2
9-10
Как писать стенгазету?
2
11-12
Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи
2
13-14
Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства
2
15-16
Выпуск первой стенгазеты.
2
Октябрь
17-18
Выпуск стенгазеты ко Дню учителя.
2
19-20
Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи.
2
21-22
Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля.
2
23-24
Сходство и различие художественного и публицистического стилей.
2
25-26
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.
2
27-28
Газетные иллюстрации. Роль фотографии и рисунка в газете.
2
29-30
Практическая работа. Подбор иллюстраций, фотографий, рисунков в текущий номер газеты. Компоновка материала, оформление газеты фотографиями.
2
31-32
Выпуск газеты.
2
Ноябрь
33-34
Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника.
2
35-36
Организация работы корреспондентов-хроникеров.
2
37-38
Расширенная информация.
2
39-40
Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ.
2
41-42
Виды газет.
2
43-44
Изучение шрифта.
Графическое оформление газеты.
2
45-46
Практическая работа «Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформление плаката».
2
47-48
Выпуск ежемесячной газеты.
2
Декабрь
49-50
Заметка. Заметка информационного характера.
Заметка типа делового описания.
2
51-52
Заметка типа художественного описания с элементами повествования.
Информационная заметка с отрицательным содержанием.
2
53-54
Заметки на темы, связанные с оценкой поступков.
2
55-56
Заметка на дискуссионную тему.
2
57-58
Дизайн газеты. Практическая работа по составлению эскизов газет, выбору дизайна.
2
59-62
Работа на ПК. Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовка, выведение материалов на принтер.
4
63-64
Выпуск ежемесячной (новогодней) газеты.
2
Январь
65-66
Экскурсия в музей.
2
67-68
Выпуск газеты по материалам экскурсии.
2
69-70
Заметка-благодарность. 3аметка-вопрос.
2
71-72
Заметка-просьба.
1
73-74
Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ.
3
75-76
Учимся фотографировать.
2
77-78
Верстка газеты.
2
79-80
Выпуск ежемесячной газеты.
2
Февраль
81-82
Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов.
3
83-84
Интервью-монолог.
1
85-86
Интервью-диалог. Коллективное интервью.
2
87-88
Интервью-зарисовка. Анкетирование.
2
89-90
Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ.
3
91-92
Оформление материалов газете. Главное и второстепенное в газете.
2
93-94
Выпуск газеты ко Дню Защитника Отечества.
2
95-96
Выпуск ежемесячной газеты.
2
Март
97-98
Выпуск поздравительной газеты к 8 марта.
2
99-100
Путевые заметки.
2
101-102
Конкурс творческих работ. Путевые заметки.
2
103-104
Отчет. Отчет общий (прямой).
Отчет тематический.
2
105-106
Отчет с комментариями.
1
107-108
Практическая работа. Написание отчета. Анализ работ.
3
109-110
Обучение работе на ПК. Выбор шрифта. Печатание текста. Подбор иллюстраций. Рисование. Оформление заголовков.
2
111-112
Выпуск ежемесячной газеты.
2
Апрель
113-114
Экскурсия в библиотеку. Подбор материалов к газете о космосе.
2
115-116
Выпуск газеты ко Дню космонавтики.
2
117-118
Репортаж. Событийный репортаж.
Тематический репортаж.
2
119-120
Постановочный репортаж.
1
121-122
Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ.
3
123-124
Работа на ПК. Подготовка презентации.
2
125-126
Продолжение работы на ПК.
Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение.
2
127-128
Выпуск ежемесячной газеты.
2
Май
129-130
Беседа с ветеранами войны. Просмотр фильмов о Великой Отечественной войне.
2
131-132
Выпуск «Боевых листков» к 9 Мая - Дню победы в Великой Отечественной войне.
2
133-134
3арисовка. Написание зарисовки. Анализ работ.
2
135-136
Беседа «Роль газеты в жизни моей семьи».
2
137-138
Клубный день.
Приглашение на занятие всех желающих. Показ творческих работ. Беседа о роли газеты в жизни современного человека.
2
139-140
Экскурсия в редакцию одной из двух газет.
2
141-142
Итоговое занятие.
2
143-144
Выпуск газеты о работе объединения в 2015 - 2016 учебном году.
2
ВСЕГО:
144
Методические рекомендации
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п. Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические заготовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания, Особое внимание учащихся следует обратить, на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.
Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно в кружке юнкоров. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность представления одного и того же материала в различных жанрах. В стенных газетах периодически должны помещаться рецензии на художественные произведения, спектакли и телепередачи. Опыт написания рецензий учащиеся приобретают на классных занятиях, а затем эти навыки закрепляются при работе в кружке. Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Руководителю кружка необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения. Руководителю кружка следует помнить, что на страницах школьной печати должны выступать все юнкоры. Весьма желательно, чтобы кружковцы публиковались и в районных (городских) газетах. Помимо газет общего профиля, члены кружка должны выпускать стенные газеты специального назначения и издания, имеющие сменные полосы. Лингвистические стенные газеты имеют огромное значение в формировании языковой грамотности. Важным звеном в деятельности кружка является также проведение различных праздников, конкурсов, бесед, часов общения и смотров.
Разделы программы. Некоторые аспекты работы над темами программы.
Тема1. Зарисовка.
Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практическая работа:
- подготовить пейзажную зарисовку;
- подготовить портретную зарисовку;
- подготовить производственную зарисовку;
- подготовить бытовую зарисовку;
- подготовить контрольную зарисовку на заданную тему.
Тема 2. Интервью.
Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-
зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Практическая работа:
- разработать план вопросов и провести интервью с учёным;
- разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью;
- разработать план вопросов и провести интервью с рабочим;
- разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком;
- подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя.
Тема 3. Заметка.
Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".
Практическая работа:
- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.
Тема 4. Репортаж.
Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность ), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Практическая работа:
- проанализировать расширенную заметку и репортаж;
- на одном материале подготовить заметку и репортаж;
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.
Тема 5. Рецензия.
Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии..
Практическая работа:
- провести сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации;
- подготовить рецензию на книгу;
- подготовить рецензию на фильм;
- подготовить рецензию на спектакль;
- подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль;
- подготовить аннотацию к книге.
Тема 6. Корреспонденция.
Информация и аналитика в корреспонденции.
Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции.
Практическая работа:
- подготовить информационную корреспонденцию;
- подготовить аналитическую корреспонденцию.
Тема 7. Статья.
Виды статей, трансформация жанра.
Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно- значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.
Практическая работа:
- подготовить проблемную статью;
- подготовить общеисследовательскую статью;
- подготовить полемическую статью;
- подготовить историческую статью.
Тема 8. Обозрение.
Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.
- подготовить общее обозрение;
- подготовить экономическое обозрение;
- подготовить литературное обозрение;
- подготовить спортивное обозрение.
Тема 9. Обзор.
Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.
- подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;
- подготовить общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;
- подготовить общий обзор местных радиопередач за неделю;
- подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.
Тема 10. Комментарий, колонка.
Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.
Практическая работа:
- подготовить комментарий на заданную тему.
Тема 11. Эксперимент.
Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и "живое" наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.
Практическая работа:
- провести эксперимент и подготовить материал.
Тема 12. Очерк. Жанровое разнообразие.
Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.
Практическая работа:
- подготовить портретный очерк;
- подготовить событийный очерк;
- подготовить путевой очерк.
Организация деловой игры.
Деловые игры в последнее время широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины. Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие узловые моменты:
1. Журналистское произведение как тип текста.
2. Журналистский текст как результат особого рода творчества.
3. Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и компетентность журналиста.
4. Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста.
5. Оперативное отражение действительности в журналистике.
6. Журналистское творчество и культура.
7. Закономерности журналистского творчества.
8. Право и этика журналиста.
Список литературы для обучающихся
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1995.
2. Уралова Л.С. Твоя стенгазета. – М.: Мол. гвардия, 1986.
2. Фурин С.А. Юнкору. – М.: Мол. гвардия, 1980.
Список литературы для педагога
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
2. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах (4-8-е классы). М., 1977.
3. Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Кукушкин В.А. Стенгазета в твоем коллективе. – М., 1977.
5. Развивайте дар слова. Составители Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. М., 1990.
6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999.
7. Сухарева Л.И. Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10-11 классы. – М.: Айрис-персс, 2007.
13PAGE \* MERGEFORMAT141515
15