Конспект урокапо разделу лекгая атлетика на тему Эстафетный бег (5 класс)

Конспект урока по физической культуре
по разделу программы «Легкая атлетика»
для учащихся 5-х классов

Тема урока: Эстафетный бег
Актуальность: Эстафетный бег является обязательным элементом программного материала по легкой атлетике. Он играет большую роль не только в физическом воспитании, но и в воспитательном процессе вообще.
Эстафетный бег очень эмоциональный и зрелищный вид. Им можно заниматься как на улице, так и в спортивном зале в любое время года. Минимум инвентаря и соревновательный характер этого вида делают его доступным и привлекательным для обучения.
Подводящие упражнения для эстафетного бега способствуют развитию многих физических качеств. Упражнения имеют и большое воспитательное значение. Они приучают к ответственности, пунктуальности, учат осмысливать каждое движение. Вырабатывают такие черты характера, как сила воли, товарищество, взаимопомощь.
Эстафетный бег имеет и прикладную направленность. Это военно-прикладная, спортивно-прикладная направленность.
Обучение эстафетному бегу рекомендуется начинать с ознакомления зоны передачи, техники передачи эстафетной палочки, а также подводящих беговых упражнений.
Оригинальность замысла урока состоит в применении уникальных средств обучения, интересных упражнений, различных технических средств.
Цель: Обеспечить формирование у обучающихся двигательных умений и навыков для быстрого и успешного овладения техникой эстафетного бега..

Основные задачи:
Научить основам передачи эстафетной палочки.
Содействовать развитию координационных и скоростных способностей применительно к изучению данного упражнения.
Содействовать воспитанию волевых качеств, ответственности, чувства долга, культуре движения, характерных для выполнения эстафетного бега.
Содействовать формированию знаний об основах техники передачи эстафетной палочки и о технике эстафетного бега в целом.
Личностные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «эстафетный бег» отражают:
– формирование ценностей основ знаний и умений в развитии самосознания и самооценки;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в нестандартных ситуациях;
– формирование уважительного отношения к истории и основам физической культуры;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, стремление к самовоспитанию;
– развитие этических качеств, доброжелательности, понимания чувств одноклассников;
– развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на здоровый образ жизни;
- приобретение умений общения и взаимодействия со сверстниками;
Метапредметные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «эстафетный бег» отражают:
- формирование представлений о техники выполнения эстафетного бега;
- приобретение умений в самостоятельном использовании средств физической культуры для развития координационных и скоростных способностей;
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
- обнаружение своих ошибок при выполнении учебных заданий и своевременное устранение их;
– формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения осуществлять контроль и взаимопомощь в совместном управлении упражнений;
Предметные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «эстафетный бег», отражают:
– формирование навыка выполнения упражнений на высоком качественном уровне;
- бережное обращение с оборудованием и инвентарем;
- формирование представлений об оздоровительном и эмоциональном значении эстафетного бега.
Формы и методы диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся на уроке.
В ходе урока использованы следующие методы контроля.
Использование современных образовательных технологий.
Здоровьесберегающие технологии. Применение упражнений с оздоровительной направленность (I – 3, 7.1; II – 9), с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Компьютерные технологии. Использование ЭОР в рамках урока. Демонстрация слайдов, повторение содержания слайдов.
Технология разноуровневого обучения. На начальном уровне обучения выполнять передачу эстафетной палочки в облегченных условиях - на месте. В стандартных условиях – передачу осуществлять в ходьбе и при медленном беге. В рамках повышенного уровня сложности – выполнять передачу во время бега в максимальном темпе.

Формирование знаний о технике эстафетного бега.
Время проведения урока: .
Вводно-подготовительная часть.
Основная часть.
Заключительная часть.
Место проведения: спортивный зал школы размером
Необходимое оборудование и инвентарь: эстафетные палочки – 14 штук, ТСО, цветные мелки – 1-2 штуки.
Дата проведения урока: .
Конспект составил:


















Частные задачи
Содержание учебного материала
Дози-ровка
Организационно-методические указания

1
2
3
4
5

Вводно-подготовительная часть – 12-13 минут
Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку
1. Построение класса в одну шеренгу, обмен приветствиями.
25-30 сек
Требовать от учащихся согласованности действий и четкости выполнения команд


Создать целевую установку на достижение конкретных результатов предстоящей деятельности. Содействовать профилактике травматизма.
2. Сообщение задач урока. Объяснение правил техники безопасности при выполнении данных задач урока.
25-35 сек
Обеспечить четкость, точность в формулировке данных задач.
Активизировать внимание на соблюдении техники безопасности.


Способствовать профилактике сколиоза и плоскостопия.
Вовлечение группы мышц в предстоящую работу.
3. Ходьба в обход зала с выполнением упражнений на осанку и мышцы стопы:
-ходьба на носках, руки на поясе;
-ходьба на пятках, руки к плечам;
- ходьба на внешней (внутренней) стороне стопы, руки в стороны.
- «спортивная ходьба», руки согнуты в локтях
1
Мин


10-15 м
каждым способом.
Акцентировать внимание на необходимость сохранения правильной осанки


Содействовать активизации сердечно -сосудистой и дыхательной систем организма.
Обеспечить функциональную готовность организма к предстоящей работе.
4. Бег в колонне по одному.
- без задания;
- с выполнением задания (по свистку):
1 свисток – присесть, дотронуться опоры правой рукой;
2 свистка – присесть, дотронуться опоры левой рукой
3 свистка – присесть, дотронуться опоры двумя руками.


2 мин
Акцентировать внимание на правильное дыхание и четкое соблюдение дистанции.
Ориентировать учащихся на четкое и быстрое выполнение упражнения.
Касаться опоры можно как ладошкой, так и пальцами рук.
Не обязательно выполнять полный присед. Можно выполнять полуприседы.


Содействовать восстановлению дыхания и оптимизации ритма сердечно - сосудистой системы.
5. Ходьба с выполнением упражнений на восстановление дыхания
40-45 сек
Обратить внимание учащихся на уменьшение темпа движения


Организовать учащихся для дальнейшего выполнения общеразвивающих упражнений
6. Перестроение из колонны по одному в шеренгу. Дальнейшее перестроение в две шеренги.
30-40 сек



Обеспечить функциональную готовность организма к решению задач предстоящей деятельности
7. Общеразвивающие упражнения
4-5 минут
Ориентировать учащихся на согласованное выполнение упражнений под счет и сохранение правильной осанки.



Содействовать увеличению подвижности шейных позвонков шеи
7.1. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Круговое движение головы
1 – вправо;
2 – назад;
3 – влево;
4 – поворот головы в и.п.
5-8 – повторить счет «1-4» влево, назад, вправо, вперед.
2-4 раза
Акцентировать внимание учащихся на плавное и медленное выполнение движений.


Содействовать увеличению подвижности мышц плеч и рук.
7.2 – и.п. – стойка, руки к плечам, согнутые в локтях.
1-4 – круговые вращения руками вперед;
5-8 – повторить счет «1-4» влево.
4-6 раз
Акцентировать внимание учащихся на активном выполнении упражнения


Способствовать выработке ритмичного согласованного движения руками
7.3 – и.п. – стойка, руки согнуты в локтях.
По команде «Марш!» выполнять имитацию движения рук, как при беге
3 серии по 4-8 сек
Акцентировать внимание на выполнении упражнения с максимальной амплитудой и частотой..


Способствовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища.
7.4. – и.п. – стойка, руки на поясе.
1-3 – 3 наклона вправо, правая рука вниз.
4 – вернуться в и.п.
5-8 – повторить счет «1-4»
4-6 раз
Акцентировать внимание учащихся на активном выполнении упражнения с максимальной амплитудой.
Рука движется точно вниз.



7.5. – и.п. – стойка, руки сцеплены внизу.
1 – поднять руки вверх;
2 – наклониться вперед,
3 – наклониться вниз;
4 – вернуться в и.п.
4-6 раз
При наклонах ноги в коленях не сгибать. Стараться при наклонах вниз касаться опоры ладонями.


Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища и ног.
7.6. – и.п. – о.с., руки сцеплены внизу.
1 – выпад правой вперед, руки вверх.
2 – вернуться в и.п.
3-4 – повторить счет «1-2» левой.
4-6 раз
При выполнении выпада задняя нога должна быть максимально прямая. Туловище держать прямо, плечи – назад. Руки в локтевых суставах не сгибать.


Содействовать увеличению подвижности мышц ног.
7.7. и.п. – стойка, руки в стороны.
1 – мах правой ногой вперед-вверх, хлопок под ногой.
2 – и.п.
3-4 – повторить счет «1-2».
3 серии по 5-8 сек
Выполнять с максимальной частотой и амплитудой.
Ноги в коленях не сгибать.


Содействовать выработке частоты и ритма бегового шага
7.8. - и.п.– стойка, руки согнуты в локтевых суставах.
По команде «Марш!» выполнять имитацию бега на месте.
10-15 сек
Акцентировать внимание на выполнение упражнения с максимальной частотой, на правильное положение туловища («положение бегуна»).


Содействовать развитию координационных способностей.
7.9. – и.п. – о.с.
1 – прыжком ноги на ширине плеч, руки через стороны вверх, хлопок.
2 – и.п.
3-4 – повторить счет «1-2».
4-6 раз
Руки в локтевых суставах не сгибать.
Выполнять прыжки как можно выше.


Содействовать закреплению техники бега.
Способствовать развитию координационных способностей.
Обеспечить готовность мышц ног е предстоящей работе.
1. Специальные беговые упражнения:
1.1. бег с высоким подниманием бедра;
1.2. бег с захлестыванием голени;
1.3. бег с прямыми ногами;
1.4. выпрыгивание вверх.
15-20 метров каждым способом
Выполнять по диагонали спортивного зала.

1.3.Ноги в коленных суставах не сгибать, носки – к себе.
1.4. руки выполняют круговые движения назад с максимальной амплитудой, движение руками выполняется на каждый шаг.


Организовать учащихся для дальнейшего выполнения беговых упражнений.
Построение в две шеренги на лицевой линии.
20-30 сек
Бег выполняется отдельно для каждой шеренги.

Основная часть – 26 - 30 минут
Содействовать закреплению техники высокого старта.
2. Бег из различных и.п.
- с высокого старта;
- стоя спиной к старту;
- сидя на полу, ноги согнуты в коленях;
- сидя на полу спиной к старту.
12-18 метров каждым способом.
Бег выполнять по прямой.


Содействовать пониманию передачи эстафетной палочки.
3. Перемещение в колоннах к экрану. Показ слайдов с выполнением техники эстафетного бега.
Последующее выполнение имитации передачи «эстафеты».
2-4 мин
Использовать фронтальный метод.


Содействовать обучению техники передачи.












Содействовать четкости и ритмичности выполнения передачи.
4. Имитация передачи эстафетной палочки (имитация передачи выполняется по сигналу передающего..
и.п. первой шеренги – высокий старт, правая рука впереди, согнута в локтевом суставе, левая, чуть согнутая в локтевом суставе, сзади.
И.п. второй шеренги – положение, как при беге, правая рука впереди, согнута в локтевом суставе.
По команде правая рука учащихся второй шеренги выпрямляется и учащиеся стараются коснуться ладони левой руки учащихся первой шеренги.
Каждая шеренга выполняет по 2-3 раза
Предварительно построить учащихся в две шеренги. Первая шеренга стоит спиной к первой шеренге. Интервал и дистанция – 1-1.5 метра.

Активизировать внимание занимающихся на четкости выполнения упражнения, на положение туловища.
Акцентировать внимание учащихся на положение рук.


Закрепить навык передачи эстафетной палочки.
5.Передача эстафетной палочки.
Повторить упр.4 (с эстафетной палочкой).
- на месте;
- при ходьбе;
- при медленном беге.
Каждая шеренга выполняет по 1-2 раза
Выполнять функции первых и вторых номеров поочередно. Сначала первые номера выполняют роль принимающих «эстафету», потом первые номера передают эстафету, а вторые номера принимают.


Подготовить занимающихся к следующему упражнению.
6. Построение в 2 шеренги на лицевой линии.
30 сек- 1 мин
Шеренги строятся на боковых линиях. По команде учителя переходят на лицевую линию. Строятся друг за другом. Интервал 0.5-1 метр.


Закрепить навык передачи в движении в «коридоре». Совершенствовать навык в сохранении правильного положения туловища во время бега.
7. Передача эстафетной палочки в парах вдоль спортивного зала.
Каждая шеренга выполняет по 1-2 раза.
Сначала выполняют первые 4 пары, потом следующие 4 пары и.т.д. Бег начинается от лицевой линии.
После выполнения пары меняются номерами.
Передачу выполнять в обозначенном коридоре
(границы «коридора» обозначить мелом)


Сформировать умение в выполнении эстафетного бега.
8. Передача «эстафеты» по кругу.
Все учащиеся становятся по кругу, в колонну.
У каждого второго учащегося в руках эстафетная палочка. По сигналу учащиеся выполняют передачу впереди стоящему ученику при передвижении
- шагом;
- медленным бегом.
Каждый ученик выполняет по 2-4 раза
Дистанция между учащимися 2-4 метра..
Передачу выполнять четко по сигналу. При приеме эстафетной палочки нельзя поворачиваться назад.
Упражнения выполнять, используя фронтальный и групповой метод..


Содействовать передаче эстафетной палочки в соревновательных условиях.
9. Круговая эстафета. Участвуют две команды. Каждая команда строится на своей боковой линии в противоположных направлениях. У первых игроков команд по эстафетной палочки. По сигналу первые в своих командах бегут по кругу (против часовой стрелки). Добежав до своей команды, передают палочку следующим номерам, а сами становятся в конце колонны.
1-2 раза
Передачу выполнять из правой руки в левую.
Передачу эстафетной палочки стараться выполнить в движении. При передаче говорить «хоп!». Принимающий не поворачивает голову назад.
Во время бега по кругу палочку нужно переложить из правой руки в левую.
Соблюдать технику безопасности.







Заключительная чпсть-4-5 мину
Содействовать оптимизации функционального состояния организма занимающегося.
1. Ходьба в обход зала в медленном темпе с выполнением упражнений на восстановление дыхания.
2-2.5 мин.
Выполнять под счет учителя. При ходьбе соблюдать дистанцию 1 метр. Акцентировать учащихся на правильном выполнении выдоха.


Организовать учащихся для подведения итогов.
2.Уборка инвентаря на место. Построение в одну шеренгу.

30-40 сек
При построении использовать соревновательный метод.


Содействовать осмысливанию результатов своей деятельности на уроке.
3.Подведение итогов урока:
1. Самоанализ урока учащимися.
2.Поощрение учащихся, выставление оценок.
3.Задание на дом.
4. Организованный выход из спортивного зала.
50 сек - 1.5 мин.
Стимулировать учащихся к самоанализу



15