ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ОТЯГОЩЕНИЙ
Особенности развития силовых способностей сельских школьников с помощью отягощений
Панов Сергей Федорович, д.б.н., доцент
Стюфляев Денис Васильевич, учитель АФК
Федоров Сергей Викторович
ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет»
ГОАОУ «Центр образования, реабилитации и оздоровления», г. Липецк
Ключевые слова: силовые способности, старший школьный возраст, отягощения, нормы ГТО.
Аннотация: В работе представлены результаты проведенного исследования по изучению эффективности использования отягощений на уровень развития силовых способностей школьников старших классов.
Контакт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
FEATURES OF POWER CAPACITY RURAL STUDENTS WITH BURDENING
Panov Sergey Fedorovich, Sc.D., Associate
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Введение. В последние годы все чаще приводятся данные об ухудшении состояния здоровья и физической подготовленности школьников [2]. Актуальной задачей, как для теории, так и для практики физического воспитания остаётся проблема достижения такого уровня физической подготовленности, который способствовал бы становлению и сохранению здоровья, успешному решению задач повседневной жизни и усвоению учебной программы [4].
В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить внимание развитию силовых способностей, достаточный уровень развития которых необходим не только для сдачи норм ГТО, но и для подготовки к юношей к службе в армии.
В частности большой интерес представляет информация о физической подготовленности учащихся в сельских школах, которые отличаются от городских школ материально-техническим оснащением, некачественным инвентарем спортивных залов, а в некоторых случаях отсутствие самих спортивных залов [5]. В частности, на основе мониторинга функционального статуса детей было выявлено, что городские школьники практически по всем показателям физической подготовленности превосходят сельских [3]. Таким образом, возникает необходимость в модернизации сельского школьного образования, которая предполагает использование в физическом воспитании научно-технологических достижений спортивной культуры.
Анализ литературы свидетельствует о том, что в процессе физического воспитания сельских школьников для развития силовых способностей на протяжении многих лет используются традиционные средства физического воспитания и пока еще не решены вопросы о выборе рациональных методов. Вместе с тем, представляется возможность поиска новых путей совершенствования процесса физического воспитания школьников о учетом современных достижений науки и техники. В этом плане перспективным направлением является применение тренажерных устройств с целью развития силы. По данным многочисленных исследований при организации тренировок с применением тренажеров совершается большой объем работы, происходят значительные сдвиги в обмене веществ, способствующие росту мышечной массы, улучшается межмышечная и внутримышечная координация.
К сожалению, в системе физического воспитания сельских школьников практически не применяются упражнения на тренажерах в связи с их отсутствием. Однако, используя в учебно-тренировочной деятельности для развития силовых способностей отягощения (такие как гантели и гири), можно положительно воздействовать на мышцы, участвующие в работе и укрепить их.
Цель исследования - изучить эффективность использования отягощений на уровень развития силовых способностей школьников старших классов.
Методы и организация исследования. Для диагностики силовой подготовленности школьников использовались следующие тестовые методики, совпадающие с контрольными испытаниями для сдачи норм ГТО для возрастной группы от 16 до 17 лет (V ступень): подтягивания на высокой перекладине из виса; поднимание туловища из положения лежа, руки за головой за 1 минуту; рывок гири 16 кг за 4 минуты; метание спортивного снаряда весом 700 г [1].
По результатам исходного тестирования были сформированы экспериментальная и контрольная группы по 10 школьников в каждой. Проведённое до начала исследования контрольное тестирование уровня развития силовых способностей школьников, при сравнительном анализе показателей контрольной и экспериментальной групп не выявило достоверных различий (р>0,05) во всех тестовых заданиях.
В контрольной группе уроки проходили по программе общеобразовательной средней школы; в экспериментальной - по экспериментальной программе развития силовых способностей школьников с помощью отягощений, в которую вошли комплексы упражнений с гантелями и гирями. Вес отягощения подбирался индивидуально для каждого ученика.
Экспериментальная программа апробировалась в заключительной части урока - в течение 10-12 мин. Комплекс упражнений с гантелями и комплекс упражнений с гирями чередовались через день.
Темп выполнения упражнений в начале эксперимента - 4/2/4/2. Первая цифра - время подъема в секундах, вторая - время паузы, третья - время опускания, четвертая - время паузы. В процессе тренировок учащиеся подбирали себе более подходящий темп выполнения упражнений.
Количество повторений в 1 подходе от 3-4 до 8-10 раз. Интервал отдыха - активный до полного восстановления, продолжительность - 1-2 мин.
После выполнения жимов, толчков и приседаний с большим весом выполнялись висы на гимнастической стенке или перекладине в течение 10 секунд по 2 подхода. Общая доля таких растягивающих упражнений составляла 2-3 минуты.
Результаты исследования и их обсуждение. После проведенного нами педагогического эксперимента, который длился 5 месяцев, были проведены повторные контрольные испытания уровня развития силовых способностей школьников. В результате статистической обработки полученных данных (табл.) было установлено, что положительные изменения уровня развития силовых способностей школьников наблюдались в обеих группах.
Таблица
Изменения показателей силовых способностей (М±m) школьников контрольной и экспериментальной групп (до и после эксперимента)
Тесты
Этапы эксперимента
КГ (n=10)
ЭГ (n=10)
до
после
p
до
после
p
Подтягивания на высокой перекладине из виса, кол-во раз
4,8±0,3
5,9±0,2
<0,05
4,6±0,2
8,2±0,3
<0,05
Поднимание туловища из положения лежа, руки за головой за 1 мин., кол-во раз
25,1±1,3
30,5±1,1
<0,05
24,9±1,4
39,2±1,1
<0,05
Рывок гири 16 кг за 4 минуты, кол-во раз
8,1±0,2
8,3±0,3
>0,05
8,2±0,3
15,1±0,4
<0,05
Метание спортивного снаряда весом 700 г, м
20,8±2,1
21,1±1,9
>0,05
20,5±1,8
32,1±1,3
<0,05
Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; М - среднее арифметическое; m - ошибка среднего арифметического значения; n - количество участников; p - уровень достоверности t-критерию Стьюдента.
Однако полученные нами данные свидетельствуют о достоверном улучшении данных показателей у испытуемых экспериментальной группы (р<0,05). В контрольной группе эти изменения в двух тестах носили достоверный характер (р<0,05), а в тестах «рывок гири» и «метание мяча» – недостоверный характер (р>0,05).
В частности анализ результатов теста «Подтягивания на высокой перекладине из виса», характеризующий силу и силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса, показывает улучшение показателей на 1,1 раз в контрольной группе. Другая динамика была зафиксирована в показателях у испытуемых экспериментальной группы, где увеличение составило 3,6 раза.
Анализ динамики результатов теста «Поднимание туловища из положения лежа, руки за головой за 1 минуту», характеризующий скоростно-силовую выносливость мышц брюшного пресса, показал, что к концу исследования результат теста у школьников экспериментальной группы улучшился на 14,3 раз против 5,4 раз у участников контрольной группы.
Улучшение результатов в тесте «Рывок гири 16 кг за 4 минуты» имеет место и при исследовании силовой выносливости мышц рук. Прирост результатов в КГ составил 0,2 раза, а в ЭГ - 6,9 раза.
Анализ динамики результатов теста «Метание спортивного снаряда весом 700 г», характеризующий скоростно-силовую способность мышц рук и плечевого пояса, показал, что к концу исследования результат теста у школьников экспериментальной группы улучшился на 11,6 м против 0,3 м у участников контрольной группы.
Для большей информативности интерпретации результатов исследования нами представлена динамика изменения показателей силовых способностей школьников в ходе эксперимента, выраженной в процентном отношении. Данные проиллюстрированы на рисунке.
13EMBED MSGraph.Chart.8 \s1415 Примечание: тест №1 - подтягивания на высокой перекладине из виса; тест №2 - поднимание туловища из положения лежа, руки за головой за 1 мин; тест №3 - рывок гири 16 кг за 4 минуты; тест №4 - метание спортивного снаряда весом 700 г»
Рис. Динамика изменений показателей силовых способностей школьников в ходе эксперимента
Так, в экспериментальной группе результаты теста «Поднимание туловища из положения лежа, руки за головой за 1 мин» выросли на 78,3%, а в контрольной группе на 22,9%;
- результаты теста «Подтягивания на высокой перекладине из виса» в экспериментальной группе улучшились на 57,4%, а в контрольной на 21,5%;
- результаты теста «Рывок гири 16 кг за 4 минуты» в экспериментальной группе выросли на 84,1%, а в контрольной на 2,5%;
- результаты теста «Метание спортивного снаряда весом 700 г» в экспериментальной группе выросли на 56,6%, а в контрольной на 1,4%.
Внедрение комплексов упражнений с отягощениями в учебный процесс по физическому воспитанию школьников 16-17 лет позволило улучшить показатели силовых способностей в среднем значении в экспериментальной группе на 94%. В контрольной группе результаты улучшились на 12,15%.
Заключение. Сравнивая результаты тестирования с нормативами ГТО, мы получили следующую картину. В контрольной группе среднегрупповые результаты лишь одного теста «Поднимание туловища из положения лежа, руки за головой за 1 минуту» соответствуют нормативам бронзового значка. Тогда как в экспериментальной группе среднегрупповые результаты контрольных испытаний по всем тестам соответствуют нормативам бронзового значка.
Таким образом, разработанные и апробированные автором комплексы упражнений с гантелями и гирями на уроках способствовали повышению уровня развития силовых способностей школьников 16-17 лет.
Список литературы
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»: документы и методические материалы/ Н.В. Паршикова [и др.]. - М.: Советский спорт, 2014. - 60 с.
Лубышева, Л.И. Спортизация общеобразовательных школ России: новые векторы развития / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 63-65.
Мониторинг состояния физического здоровья и физического развития детей, подростков и молодежи г. Липецка и Липецкой области (2007-2008 год) // В.А. Кашкаров [и др.] // Культура физическая и здоровья. - Воронеж. - 2008. - № 2(16). - 29-33.
Панов, С.Ф. Использование элементов рукопашного боя в вариативной части урока по физической культуре / С.Ф. Панов, И.П. Панова. - В сборнике: Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. - Елабуга. - 2015. - С. 211-214.
Собянин, Ф.И. Особенности физической подготовленности сельских школьников / Ф.И. Собянин [и др.] // Культура физическая и здоровья. - Воронеж, 2009. - № 3(22). - 35-38.
Root Entry