Дидактические игры по ознакомлению с окружающим с трудовой тематикой Комплект №1


Словесные дидактические игры с трудовой тематикой
Комплект № 1.
Шифровальщики.
Цель: закрепить знания детей о труде в поле.
Ход игры: Дети делятся на 2 команды, которые поочередно становятся шифровальщиками. Ребенок 1 команды бросает детям, стоящим напротив мяч и называет первую букву трудовой операции, дети пытаются отгадать. Не отгадавший передает мяч следующему.
( Вначале роль ведущего берет на себя воспитатель).
Отгадавший, становится шифровальщиком. С..еют, п…ашут, б..оронят, ж..нут, п..олют, т..реплют, ч..ешут, с..телят, в..яжут, г..рузят,, м…олотят, м..елют, х..ранят, з..асыпают, и т.д.
Машины помощники.
Цель: закрепить знания машин – помощников и профессиональную принадлежность людей, обслуживающих их.
Ход игры: воспитатель называет поочередно машины- помощники, а дети в ответ называют профессию человека, управляющего этой машиной. Комбайн – комбайнер. Сеялка- сеятель. Трактор- тракторист. Машина – шофер, Кран- крановщик. Бульдозер- бульдозерист. Самосвал –шофер, снегоуборочная машина – снегоуборщик, поливальная машина- поливальщик, Каток – каточник, экскаватор- экскаваторщик.
А потом наоборот. Воспитатель называет профессию, а указанный ребенок машину- помощницу: экскаваторщик – экскаватор. И т.д.
Кого для чего выращивают.
Цель : в младшем дошкольном возрасте дети узнают названия домашних животных и их детенышей, а в старшем - узнают зачем человек занимается разведением животных. Как называются профессии людей, объединенных под общим названием фермеры.
Ход игры: воспитатель предлагает детям определить пользу того или иного домашнего животного. Корова: молоко, сливки, кефир, творог, йогурт, ряженка, масло, ацидофилин, сыр, простокваша, мясо. ( скотовод, доярка, сыровар, ) Дом – коровник, телятник, ферма.
Овца: руно, шерсть, пряжа, ткани, валяная продукция, молоко, мясо, сыр, творог, масло, жир. (овцевод, пастух, сыровар, валяльщик, прядильщик, ткач, вязальщик, доярка, трикотажница). Дом – овчарня. Верблюд: шерсть, транспорт, молоко. ( погонщик верблюдов, пастух), Дом - овчарня, хлев.
Коза: пух, молоко, мясо, творог, сыр, простокваша, мясо.(пастух, доярка,сыровар).
Кролик: пух, мясо, мех. (кроликовод, скорняк) Дом- клетка, выгон, нора.
Олень: мясо, шкура, транспортное животное, рога. ( оленевод, скорняк, погонщик). Дом- стойбище.
Собака: сторож, розыск, спасение, водолаз, циркач, охотник, сыск, пограничная служба, ездовая, медицинская, почтовая, пожарная, поводырь, шерсть, нянька, пастушка. ( пограничник, охотник, циркач, погонщик, сторож, кинолог, врач, пожарный, почтальон) Дом – конура, Кошка: охотница, лекарь.
Мебель. Где? Из чего, какая.
Цель : закрепить знания детей о технологии изготовления мебели, материалах и профессиях мебельной промышленности.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям закончить фразу: мебель делают на (мебельной фабрике), Мебель делает (мебельщик) , А еще…( столяр, краснодеревщик, полировщик, сборщик, лакировщик) Мебель делают из разных материалов (стекла, прутьев, древесины, пластмассы, металла). Мебель бывает разная по назначению (кухонная, спальня, детская, офисная, прихожая, кабинетная, гостиная,) Если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими вопросами: Еду готовят на… и мебель называется …, Гостей принимают в …. Мебель называется -гостиная, Дети играют в …Мебель называется детская. Спят в ….. и мебель называется спальная… Приходя с улицы раздеваются в….. мебель называется прихожая….Если работают дома, то нужен кабинет …. И тогда мебель называется …кабинетная или офисная.
Наведи порядок
Цель: закрепить умение отличать предметы по материалам, из которых они изготовлены. Знать профессиональную принадлежность людей, делающих данные предметы.
Ход игры: воспитатель называет предмет, а дети должны назвать материал, из которого он изготовлен и профессию человека изготавливающего этот предмет. Например: елочная игрушка (стекло – игрушечник) Книга (бумага – полиграфист) Блюдце (керамика – керамист) Мягкая игрушка (мех – игрушечник) ключ (металл - жестянщик ) Лампа (стекло – стеклодув) Шуба ( мех –скорняк) Стол ( древесина – мебельщик) Платье ( ткань – швея) Костюм ( трикотаж – портной) Ковер (шерсть – ковродел) Дом (дерево – строитель) Колье (бисер – ювелир) Икона (древесина – иконописец) Лодка (дерево – лодочник) Бочка( дерево – бондарь) Скрипка (древесина – скрипичных дел мастер) Консервная банка (металл – людильщик) Невод ( веревка – рыбак) Зеркало (посеребренное стекло – зеркальщик) Меч (металл – кузнец). И т.д.