«Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №8 «Колокольчик»
Система работы
Воспитатель:
Миронова Е.А.
п. Дивово 2016г
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»
Всё хорошее в людях - из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология сталаНе наукой, а частью души!
Актуальность опыта работы
Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?
Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы.
Однако летний отдых моих воспитанников проходит за пределами родного края, зарубежом.
Многие дети не знают названия цветов, растений, насекомых, животных, которых могут встретить.
Да и само понятие «островок природы» вытесняется машинами и домами и заводами.
Родители уделяют мало внимания общению с природой.
Поэтому родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатства природы.
В дошкольном возрасте экологическое воспитание, по моему глубокому убеждению, проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по- своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять своё отношение к природе, передавать его в образах, рисунках.
Именно поэтому я занялась экологическим воспитанием дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.
Методическое обеспечение опыта работы
В настоящее время программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования продолжает совершенствоваться. ФГОС ДО вступил в силу, но еще не сформирован реестр примерных основных образовательных программ дошкольного образования.
При разработке своей системы работы я пользовалась программой под редакцией Н.Е. Веракса «От рождения до школы». Эта программа:
соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
предполагает построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В своей работе по выбранной теме я взяла за основу методику С. Николаевой «Воспитание экологической культуры» и Н. Рыжовой «Наш дом – природа». Данный выбор я сделала на основе анализа и сопоставления содержания обучения с возможностями учреждения, в котором я работаю. Методика предусматривает поэтапную работу и сопровождается подборов обучающих средств с разъяснениями авторов. К этим программам готовлю дидактическое обеспечение.
Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:
Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
Использование художественной литературы,
Применение видеоматериалов;
Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации.
Широко использую в работе с детьми и родителями метод проектов. Проект это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей. Он во многом стимулирует познавательные интересы детей. Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. Тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности.
Цель и задачи работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»
Главной целью моей работы является - Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края, формирование основ экологической культуры.
Для достижения этой цели, мною определены следующие задачи:
1. Создать необходимую развивающую образовательную среду для работы с детьми
2. Разработать комплексно-тематические
3. Провести непосредственно образовательную деятельности с детьми
4. Способствовать развитию познавательной активность через различные виды продуктивной деятельности и экспериментирование;
5. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;
6. Воспитывать у детей совместно с родителями эмоционально- положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.
Новизна и практическая значимость:
«Экологическое воспитание дошкольников
посредством ознакомления с природой родного края»
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающей действительности.
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж» занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу» но и для всей будущей жизни имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» плохая опора для следующего.
Е.А. Коссаковская отметила, что в развитии познавательных интересов дошкольников существует две основные линии: постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Новизну моей работы я определяю следующими особенностями:
1. основу работы составляет деятельностный подход: труд в природе, эксперименты, наблюдения и многое другое
2. содержание второй части ООП ДОО определяет краеведческий компонент.
3. Именно природа родного края дает возможность эффективно работать в данном направлении.
Методы и приемы работы
Работа проводилась в течение трех лет, начиная со среднего дошкольного возраста. Каждая возрастная ступень имеет свои особенности, которые служили основанием использования методов и приемов работы. Использование методов и приемов представлено в следующей схеме:
Приведу пример использования метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Проект: «Экологическая елочка» был организован как альтернатива живой ели, его участниками стали педагоги, дети и их родители.
Актуальность проекта: Недостаток экологической культуры людей, которые ежегодно вырубают огромные лесные массивы елей только для того, чтобы порадовать себя в праздник. Между тем, люди забывают о пользе деревьев, которые растут десятки лет, чтобы превратиться в пушистое взрослое дерево. Воспитание экологической культуры дошкольников, нравственности, основ природосбережения.
Цель проекта: Научить дошкольников экологически грамотно относиться к природным богатствам, беречь лес.
Задачи: Дать детям представление о том, как долго растет ель, какую роль в жизни природы играют деревья. Познакомить с важными фактами, говорящими о пользе ели. Осуществлять работу по экологическому воспитанию дошкольников, формировать чувство любви к природе. Познакомить детей со способами экологического изготовления новогодней красавицы. Показать, что важно проявить творчество и фантазию в рукотворном создании елочки. Вовлечь в работу над проектом семьи воспитанников, привлекая их к экологическому движению.
Гипотеза проекта состоит в том, что выбирая между искусственным деревом и живым, познавая десятки за и против, осознанно выбрать искусственную елку, сохранив при этом природу.
Преимущества данной инновации в том, что проекты позволяют придать ребенку социальную значимость в обществе, проявить творческую активность, пробным путем достичь поставленной вначале проекта цели, творчески решить проблему, или получить ответ на сложный вопрос. Метод проектов позволяет сформировать устойчивые экологические знания, установить прочные связи между теоретическими знаниями и практической деятельностью дошкольников.
Общение с природой способствуют развитию у детей творчества, душевности, умение замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, дети вырастут, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить ее для последующих поколений.
Кружковая деятельность
Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая работа. Два года назад мною была разработана программа экологического кружка «Цветы вокруг нас».
Задачи кружка:
- помочь детям ближе соприкоснуться с природой
- поднять уровень экологической культуры дошкольников
- формировать положительное отношение к растительному миру
- формировать определенные умения по уходу за растениями
- систематически закреплять имеющиеся знания.
Основными разделами программы являются
- Знакомство с историей цветоводства
- Комнатные растения – наши спутники
- Клумбовые растения
- Здоровье без лекарств
Занимаясь с детьми в экологическом кружке, я вижу, с каким интересом они ухаживают за растениями, приобретаются элементарные навыки и знания. Кружковая работа позволяет расширить кругозор детей и имеет прикладной характер, социальное значение в силу того, что конкретные знания об уходе за живыми объектами дают реальный практический результат: цветы, выращенные с помощью детей, растут, живут, расцветают и радуют, делают нашу землю прекрасней - это все при участии маленьких граждан.
Работа с родителями по теме:
«Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»
Успешное решение экологического воспитания возможно только там, где существуют взаимопонимание, взаимодействие, координация усилий родителей и педагогов.
Для формирования основ экологической культуры у дошкольников мною разработана система сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьёй. Данная система включает в себя определённое содержание, методы и формы работы.
Это позволило активизировать родителей, создать у них самих интерес к данной работе.
Результаты работы по теме:
«Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»
Дети демонстрируют не только достаточно высокий уровень знаний, но и дают эмоциональную оценку увиденному в природном окружении, проявляют активность в применении полученных знаний, умений и навыков.
Результативность системы работы представлена в следующих диаграммах:
Определение уровня знаний характерных особенностей представителей мира животных
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Определение уровня знаний времен года
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Определение уровня отношений к миру природы
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Таким образом, система работы по экологическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления с природой родного края позволяет:
Формировать представления у детей об окружающем мире через знакомство с живой и неживой природой;
Развивать навыки элементарного экспериментирования;
Развивать у детей умственных способностей: мыслительных операций, умения выдвигать гипотезы, делать выводы;
Создает необходимую основу социально-личностного развития каждого ребёнка.
Перспектива деятельности меня, как воспитателя, видится в продолжении работы в экологическом направлении, в основе которого будет продолжена работа по апробации индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка моей группы.
Следует продолжить формирование развивающей среды группы согласно требованиям ФГОС ДО:
- оснащение оборудованием уголка экспериментирования;
- создание тематической библиотеки.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
консультации
анкетирование
наглядная информация
экологические акции
родительские собрания
праздники
игры-занятия
Игровой
Наглядный
Практический
Словесный
ПРИЕМЫ
Проведение дидактической игры
Рассматривание иллюстраций
Экспериментальная деятельность детей
Чтение художественной литературы
Формы
работы с родителями
Составление описательных рассказов
Наблюдения в природе
Труд в природе
Сюжетно ролевая игра и др.
Организация тематической выставки др.
Экологические акции
и др.
Беседы и др.
Диаграмма 1Root Entry