«Методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

«Методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
Природа важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
В условиях модернизации образовательной системы Казахстана возникла объективная необходимость введения нового Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения и разработки программно-методического обеспечения педагогического процесса дошкольной организации, в том числе для детей 5-6 летнего возраста.
Предлагаемая Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» 5-6 лет раскрывает содержательные аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста 5-6 лет. «Методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с природой» определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо разработать комплекс организованной учебной деятельности.
Широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.
Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.
В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение.
Дидактическая игра
Игра не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром.
Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней.
В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Образовательная область: Познание
Раздел: Экология
Тема: В гостьях у лесной Феи.
Цели:
1. Воспитательные:
- воспитывать у детей гуманные чувства к незаслуженно преследуемым и нелюбимым животным и насекомым;
- раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных(пауков,змей,лягушек,жаб и др.);
2. Образовательные:
- вводить в активный словарь слова из казахского языка, обозначающие приметы весны, пословицы, поговорки;
- учить понимать образные выражения;
- учить умению ввести диалог.
3.Развивающие:
- развивать логические мышление, внимание, память, любознательность;
- формировать представления об экологической культуре.
4.Коррекционные:
- развивать фонематический слух;
- развивать двигательные навыки.
Предворательная работа:
- рассматривание иллюстраций;
- чтение рассказов о животных и насекомых;
- заучивание стихотворений;
- знакомство с экологическими правилами .
Словарная работа:
Цикады, стрекот кузнечиков, приветы весны на казахском языке, рептилии
Предметно развивающая среда: картинки цапля, журавль, аист.
Карточки лабиринт.
Игрушки: паук, змея, лягушка.
Видео ролики.
Аудиозапись голосов леса, шипение змеи, кваканье лягушек.
Билингвальный компонент: Паук- ™рмекші. Змея- жылан. Лягушка- баKа.
Этапы деятельности.
Действие воспитателя .
Деятельность детей .

Мотивационно побудительный.





Знаем, знаем, да, да, да.
В группе нашей – все друзья!
Очень дружно мы живем.
Группа наша – второй дом!
Зал оформлен: «лесная поляна». Детей на поляне встречает «лесная Фея».








Организационно поисковый .












































































































































Рефлексивно –корригирующий
Лесная Фея: здравствуйте, ребята! в эту замечательную пору – я хочу пригласить вас на прогулку в лес.
Лесная Фея: А какие приметы весны вы знаете?


Лесная Фея.: А теперь на русском языке признаки весны?




Дети читают пословицы и поговорки на казахском языке.
Лесная Фея: - Молодцы, ребята! Но, прежде чем отправится, давайте с вами вспомним, как нужно вести себя в лесу. (золотые правила)
Лесная Фея: - Ну, вот, соблюдая эти правила, отправимся в путь. (пришли на окраину поляны, сели на пеньки)
Лесная Фея: - ой, ребята, смотрите, кто здесь живет? (берет в руки паучка)
- А любите ли вы пауков?
- Многие дети, да и взрослые боятся пауков. Считают их страшными и вредными. Но давайте подумаем, разве паук нападает на людей? Он их кусает? Посмотрите, какой он забавный. Что у него есть?
Лесная Фея: - Вы видели когда- нибудь красивейшую паутинку созданную пауком?
Сколько труда, умения, ловкости ему надо, чтобы сплести эти удивительные кружева? Видеовставка о пауках
Ребята, а зачем он плетет
паутинку?
Он полезный или вредный?
Стихи про паука.
Лесная Фея: - Многие люди не любят мышей, крыс, комаров, пауков, мух, жаб, лягушек, змей и т.д. А за что их не любите вы?
Лесная Фея: - а вот послушайте, какой случай произошел в США, в Калифорнии. В одном живописном уголке возле красивого озера люди уничтожили надоедливую мошкару и комаров, которые мешали наслаждаться природой и отдыхать на берегу озера. Это была серьезная операция- вертолеты опрыскивали эту мошкару, потратили много денег. И вот успех – мошкара полностью исчезла. А потом исчезла и рыба в озере, и птицы кругом.
Ребята, как вы думаете, почему это произошло?
Лесная фея: - мы часто расцениваем мух, мошкару как вредных животных, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепь питания, равновесие.
Лесная Фея: - ребята, а вы знаете такую сказку где встречаются все эти насекомые?
Лесная фея:- чем заканчивается эта сказка?
А у нашей сказки будет добрый конец. (инсценировка фрагмента мухи- цокотухи на новый лад)
Дыхательная гимнастика:
«ветерок ».
Дует легкий ветерок ф-ф-ф
И качает так листок ш-ш-ш
Осиновый листок поет а-а-а
Рябиновый листок поет и-и-и
Березовый листок поет о-о-о
Дубовый листок поет у-у-у
Лесная фея: - (слышно шипение змеи) Ребята, слышите какой-то звук? Посмотрите вокруг. Где то должна быть и сама змея. Некоторые, увидев змею, хватают палку и гоняются за ней, что бы убить. Яд многих змей для человека смертелен. Но именно из змеиного яда люди научились делать бесценные лекарства, которые лечат серьезные болезни.
Стихи о змее.
(Видеовставка о змеях)
Лесная Фея :- кроме того, змея не нападает на человека первая, она сама его боится. В лесу нужно вести себя в лесу осторожно, смотреть под ноги, палочкой проверять дорогу под ногами, змея первая услышит шелест травы и уползет. Змеи всегда предупреждают человека шипением.
(релаксация)
Представьте, что вы – маленькие змейки. Вы лежите в лесу на травке, вас не видно. Сон разморил вас. И вдруг, на вас идет огромный великан. Вот-вот наступит на вас и раздавит. Вам стало очень страшно. Вам нужно великана предупредить, что бы он на вас не наступил. Предупредите великана так, как это делают змеи.
Лесная Фея:- а в каких сказках встречаются змеи?
Продолжим ребята, путешествие. Мы с вами пришли к ручью. (видеовставка ручей)
Слышен стрекот кузнечиков, цикад, кваканье лягушек.
Ребята, посмотрите сколько насекомых населяют берег ручья!
А сможете ли вы их всех назвать? (видеовставка)
Лесная Фея : - ребята, смотрите, вот и жаба.
(видеовставка о жабах)
Лесная Фея: - вы думаете, что от жаб и лягушек появляются бородавки? Это неправда. Да, действительно, жабы выделяют на своей коже беловатую жидкость, но ни какого вреда от нее нет. Это ее защита от хищников.
Когда хищник лизнет эту жидкость, то от неприятного вкуса он навсегда потеряет желание наподдать на жаб.
Лягушки и жабы за ночь поедают целые тучи мошек и комаров! Физминутка лягушка.

Лесная Фея: игра «Лабиринт». Лягушонок заблудился и не может найти дорогу домой.
Итог: Вопросно – ответная беседа
Лесная Фея: - вот и закончилось наше путешествие по лесу.
Я надеюсь, что знания которые вы сегодня получили пригодятся вам в жизни. Дети исполняют «воробьиную » песню.
Дети здороваются. Принимают приглашение лесной Феи.

Jар еріді
К_н жылынды
АCаштар б_ршік атты
Жерді жасыл ш™п жапты
Весной прилетают из теплых стран перелетные птицы.
Из под- снега выглянули подснежники.
Появились насекомые: мухи, бабочки,муравьи..
1.К™ктем келсе к_н к_ркірейді
К_н к_ркірісе к™к д_ркірейді
В лесу нельзя шуметь.
Неломать ветки.
Не мусоритть.
Не пугать птиц.
Не разводить костер.













У него восемь лапок, брюшко, голова.







Что бы ловить мух и камаров.
Он приносит пользу






Ответы детей















Потомучто рыбы питались мошкарами и комарами.
И птицы питались.




Муха- цокотуха.

Паук хвотает муху- цехотуху и хочет убить.




Выполняют дыхательную гимнастику.












Внимательно слушают, и с интересом смотрят на картинки змей.





















Дети садятся на корточки, закрывают глаза.
Дети подрожают шипению змеи.

Змея и ласточка.Змей горыныч.Маугли.





Дети читают стихотворение и загадывают загадки про насекомых. Загадка о лягушке







Выполняют движение совместно с текстом
Работа детей с карточками.







Поют песню.

Ожидаемый результат:
Знать необосновонность мотивов преследования людьми некоторых животных (пауков, змей, лягушек, жаб и др.).
Иметь логическое мышление, память, внимание, любознательность.
Уметь понимать образные выражения, умению вести диолог.





Список литературы:
Госпрограмма развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 г. № 1118. 
ГОСО РК 1.001.-2009 Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения.-Астана,2009.
Лучинин М.В. Детям о природе. - М., 1989.
Интернет ресурсы.













13PAGE 15


13PAGE 15