Конспект урока по химии на тему Реакции ионного обмена (9 класс)
Урок химии в 9 кл. «Реакции ионного обмена»
Тип урока –закрепление знаний и умений(с элементами адаптивной системы обучения).
Цель: изучение реакций ионного обмена.
Задачи: 1. Личностные - создать условия для формирования таких качеств как аккуратность, активность, самостоятельность.
2. Метапредметные - создать условия для формирования умения учащихся анализировать, выделять основные признаки протекания реакций ионного обмена до конца.
3. Предметные - организовать деятельность учеников для закрепления понятия реакция ионного обмена, условий, при которых реакции ионного обмена протекают до конца, совершенствовать умения составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций.
Метод на основном этапе урока - частично-поисковый, метод обучения - моделирование, метод познания - описание, анализ.
Ход урока.
Приветствие учителя.
- Добрый день, дорогие ребята! Разрешиться представиться. Я приглашаю вас в театр, поставить спектакль под названием «Реакции ионного обмена». Далеко мы не пойдем. Театр – это наш класс, зрители у нас уже есть, актеры– мы с вами. Осталось распределить роли. Делает это режиссер, и на место режиссера я приглашаю старосту класса. Так как я человек новый, вас я не знаю, кто какую роль сыграть может, я не знаю, а староста с этим может справиться.
- Итак, роли распределены, актеры вживаются в свои роли. Постановка называется у нас «Реакции», значит, будем иметь дело с разными реактивами, поэтому будем аккуратными, работаем, соблюдая технику безопасности. Все готовы, ждут занавес, а чтобы занавес быстрее поднялся, что делают? Правильно, аплодисменты!
-Открываем занавес.
Автор: В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был король. Был король влюблен в науку Химия и любил король повторять слова:
Король: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие!»
Автор: Была у короля дочь – принцесса, которой, ну очень, не нравилась химия.
Принцесса: Не буду я эту химию учить, что там интересного, одни формулы и формулы.
Автор: Но король знал, что принцесса умная девочка, надо только её заинтересовать, тогда принцесса сама потянется к химии. Созвал тогда король всех своих волшебников.
Волшебник1. Я могу из воды вино сделать.
Опыт. Карбонат калия + фенолфталеин = «Вино».
Принцесса: Действительно – вино, ой, как интересно!
Король: Рано тебе еще вином баловаться! На губах молоко не обсохло!
(Волшебнику). А ну сделай обратно воду!
Волшебник1.Слушаюсь, ваше величество!
Опыт. «Вино»+соляная (серная) кислота = вода
Волшебник2 .А я могу из воды молоко сделать.
Опыт. Хлорид бария + Серная кислота = «молоко».
Принцесса: Действительно – молоко, ой, как интересно!
Волшебник3. А я могу газировку сделать.
Опыт. Карбонат натрия + соляная кислота = «газировка».
Принцесса: Ой, как интересно! А можно мне его попробовать?
Король: Нельзя ничего пробовать на вкус в кабинете химии!
Принцесса: Ну, вот, все испортил, а было так интересно?
Волшебник4. Не огорчайся, принцесса, я могу среди зимы радугу сотворить! Знаешь, что такое радуга?
Принцесса: Конечно, Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан
Волшебник4. Молодчина.
Опыт «Радуга»: 1)Красный цвет: соляная кислота + метилоранж
2)Оранжевый: щелочь + метилоранж
3)Желтый: хромат калия +хлорид бария
4)Зеленый: сульфат никеля + щелочь
5)Голубой: сульфат меди + щелочь
6)Синий: щелочь + лакмус
7)Фиолетовый: щелочь + фенолфталеин
Принцесса: Вот здорово! Действительно – радуга: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый! Я тоже так хочу!
Король: А что для этого надо делать?
Принцесса: Надо химию учить!
Автор: Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!
Учитель: Спасибо актерам за игру. Прекрасная игра! На «бис», на поклон просят вас зрители!
Ребята, чьи слова любил повторять король?
-Правильно, слова Михаила Васильевича Ломоносова. А какой след оставил Михайло Васильевич в химии! Человек – университет, так назвал Ломоносова Александр Сергеевич Пушкин: закон сохранения массы веществ.
Так почему происходят эти все изменения, которые делали волшебники?
Вывод: Реакции ионного обмена идут до конца, если выделяется газ, выпадает осадок, образуется малодиссоцирующее вещество, например, вода.
Уравнения проведенных химических реакций.
Алгоритм составления ионных уравнений реакций:
1.Записать молекулярное уравнение реакции.
2NaOH+H2SO4--- Na2SO4+2H2O
2.Определить растворимость каждого вещества, использую таблицу растворимости
2NaOH+H2SO4--- Na2SO4+2H2O
р р р
3.Составить полное ионное уравнение
+ - + 2- + 2-
2Na+2OH+2H +SO4--- 2Na+SO4+2H2O
+ -
4.Составить сокращенное ионное уравнение H + OH --- H2O
Правила: простые вещества, оксиды, нерастворимые вещества не диссоциируют. Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его не расписывают на ионы.
15