План-конспект урока по химии «Реакции ионного обмена и условия их протекания»

План-конспект урока
Реакции ионного обмена и условия их протекания

1. ФИО
Танина Елена Викторовна

2. Место работы
МБОУ Курская СОШ

3. Должность
учитель биологии и химии

4. Предмет
химия

5. Класс
9

6. Тема и номер урока в теме
Электролитическая диссоциация, 9-10

7. Базовый учебник
Рудзитис Г.У., Фельдман Ф.Г., химия 9 класс, - М.:Просвещение, 2009



8. Цель урока: изучение реакций ионного обмена
9. Задачи:
- обучающие: актуализировать и углубить знания о ТЭД; рассмотреть реакции обмена в свете представлений ТЭД; сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена; продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов; сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений
- развивающие: совершенствовать умения работать с учебной литературой; применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных; способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации
- воспитательные: создать условия для формирования культуры умственного п практического труда, работы в группах. Интереса к знаниям. Умений проводить самооценку. Содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности
10. Тип урока: комбинированный
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
12. Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, штатив с пробирками, реактивы (растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида натрия, нитрата серебра, фенолфталеин)
13.Структура и ход урока:

I. Этап урока №1. Актуализация знаний
Названия используемых ЭОР:
№ 1 Электролиты и неэлектролиты (используется с целью систематизации знаний по основным положениям ТЭД; диссоциации кислот, щелочей и солей)

Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин.)

а) организационный момент
нацеливание на определенный результат





б) создание проблемной ситуации
организация фронтального опроса: формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания и умения учащихся по теме урока:
1. Что такое электролиты?
2. Виды электролитов
3. Степень диссоциации и её зависимость от различных факторов
4. Cоставление уравнений диссоциации кислот, щелочей и солей
Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний (основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей

Отвечают на вопросы учителя
2 минуты







5 минут


II.Этап урока № 2. Выдвижение гипотезы

Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин)

Постановка проблемных вопросов:
Что мы должны узнать на уроке?
Что такое ионы?
Какие бывают ионы?

Отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои предположения, формулируют задачи урока


3 минуты



III. Этап урока № 3. Доказательство гипотезы
Название используемых ЭОР
№2: Реакции ионного обмена (для ознакомления с признаками реакций ионного обмена)

Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин)

1.Дает задание всему классу: написать реакцию обмена и вспомнить признаки протекания реакций

Выполняют задания учителя. После выполнения один ученик выходит к доске и показывает, что он сделал. Обсуждение правильности выбора решения


6 минут




IV. Этап урока № 4.Проверка правильности решения проблемы
Название используемых ЭОР
№ 3: Составление ионных уравнений (для закрепления умений составления ионных уравнений)

Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин)

Формулирует основные правила составления ионных уравнений
Учащиеся в тетрадях выполняют задания учителя

10 минут



V. Этап урока № 5. Закрепление полученных умений и навыков
Название используемых ЭОР:
№ 4 Образование углекислого газа (для показа видеофрагмента реакции образования углекислого газа)
№ 5 Уравнение реакции образования газа (для закрепления умений написания молекулярных и ионных уравнений реакций с образованием газа)
№ 6 Образование осадков (для показа видеофрагмента реакции образования осадка)

№ 7 Уравнение реакции образования осадка (для закрепления умений написания молекулярных и ионных уравнений реакций с образованием осадка)

№ 8 Образование слабого электролита (для показа видеофрагмента реакции образования слабого электролита)

№ 9 Уравнение реакции образования слабого электролита (для показа видеофрагмента реакции образования слабого электролита)


Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин)

Учитель дает задание по выполнению лабораторной работы
В парах выполняют лабораторную работу и заполняют таблицу

12 минут


Инструкционная карта лабораторной работы по теме «Реакции ионного обмена»
Опыт 1. К раствору хлорида натрия прилейте раствор нитрата серебра. Запишите наблюдение
Опыт 2. К раствору карбоната натрия прилейте раствор соляной кислоты. Запишите наблюдение
Опыт 3. в раствор гидроксида натрия капните 1 – 2 капли фенолфталеина. Прилейте раствор соляной кислоты до исчезновения окраски. Запишите наблюдения

В процессе выполнения лабораторной работы учащиеся заполняют таблицу
Исходные вещества
Признаки реакции
Уравнения реакций

1.



2.



3.




Выводы:

VI. Этап урока № 6. Подведение этапов урока

Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин)

Дает анализ и оценку успешности достижения цели, намечает перспективы последующей работы
Получают информацию о реальных результатах обучения

3 минуты



VII. Этап урока № 7. Домашнее задание

Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин)

Дает задание: §4, упр.1 – 5 (с.22)
Получают задание
2 минуты




Стадия «Рефлексия»

Действия учителя
Действия ученика
Время (мин)

А) Выдает листки с рефлексивным заданием
1.Я узнал(а) много нового
2. Мне это пригодится в жизни
3. На уроке было о чем подумать
На все вопросы, возникающие на уроке, я получил (а) ответы
Б) Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения, на осмысление усвоения материала, удовлетворение своей работой и работой в парах
Заполняют листки с рефлексивным заданием, осмысливают свою деятельность на уроке. Проводят самооценку своей деятельности


2 минуты



Приложение к плану-конспекту урока
(Тема урока)
Реакции ионного обмена

Перечень используемых на данном уроке ЭОР



Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс

1
Электролиты и неэлектролиты
Текст /текст с иллюстрациями

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2
Реакции ионного обмена
Текст /текст с иллюстрациями
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



3
Составление ионных уравнений

анимация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


4
Образование углекислого газа

видеофрагмент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



5
Уравнение реакции образования газа
Текст /текст с иллюстрациями
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


6
Образование осадков

видеофрагмент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


7
Уравнение реакции образования осадков
Текст /текст с иллюстрациями

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


8
Образование слабого электролита

видеофрагмент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


9
Уравнение реакции образования слабого электролита
Текст /текст с иллюстрациями
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



15