План-конспект урока по химии на тему: Реакции ионного обмена
Тема: Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Цели урока:
Образовательная: сформировать понятия о реакциях ионного обмена и условиях их протекания, о полном и сокращённом ионно – молекулярном уравнениях. Объяснить отличие сокращённого ионно – молекулярного уравнения реакции от молекулярного уравнения. Ознакомить учащихся с алгоритмом составления ионно – молекулярного уравнения реакции.
Развивающая: на примере реакций ионного обмена показать учащимся особо важную роль этих химических явлений в биологических процессах.Воспитательная: продолжить развитие навыков у учащихся самостоятельной работы с учебником, умение закреплять полученные знания при помощи соответствующих упражнений.
Задачи урока:
Пояснить учащимся сущность реакций ионного обмена и условия их протекания.
Пояснить отличие сокращённого ионно–молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакции.
Дать учащимся представление о правилах составления полных и сокращённых ионно–молекулярных уравнений реакций.
Тип урока: лекция, элементы самостоятельной работы, демонстрационные опыты.
Оборудование: таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», мультимедийный проектор, растворы электролитов: BaCl2, Na2SO4, КOH, Na2CO3, HCl, NaCl, HNO3
Образовательные технологии: компьютерные технологии, демонстрационные опыты.
Ход урока
Организационный момент. Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания
§ 36 упр.2;
§36 упр.3;
§36 упр.4;
Опрос отдельных учащихся по предложенным карточкам (карточки с заданиями выводятся на экране мультимедийного проектора с целью экономии времени).
Карточки с заданиями:
Карточка № 1
Перечисленные названия веществ разделите на 2 столбика: в один запишите – электролиты, в другой – неэлектролиты.
Раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, раствор сахара, дистиллированная вода, карбонат кальция.
На какие ионы при растворении в воде распадаются вещества, формулы которых приведены ниже? Дать названия полученным ионам. Составить уравнения диссоциации этих соединений:
KNO3, Ba(OH)2, HCl, LiF, Na2SO4
Пользуясь таблицей растворимости, определите какие вещества, могут образовывать перечисленные ниже ионы:
K+, Sr2+, H+, Cl-, CO32-, NO3-.
Карточка № 2
Перечисленные названия веществ разделите на 2 столбика: в один запишите – электролиты, в другой – неэлектролиты.
Кристаллы хлорида натрия, раствор хлорида натрия, сульфат бария, ледяная уксусная кислота, спирт.
На какие ионы при растворении в воде распадаются вещества, формулы которых приведены ниже? Дать названия полученным ионам. Составить уравнения диссоциации этих соединений:
Al(NO3)3, NaOH, Fe(OH)3, Mg(NO3)2, H2SO4
Пользуясь таблицей растворимости, определите какие вещества, могут образовывать перечисленные ниже ионы:
H+, Cu2+, Na+, I-, SO42-, OH-.Карточка № 3
Перечисленные названия веществ разделите на 2 столбика: в один запишите – электролиты, в другой – неэлектролиты.
Раствор соляной кислоты, кристаллы сульфата цинка, раствор сульфата цинка, водный раствор спирта, хлорид серебра, бензин.
На какие ионы при растворении в воде распадаются вещества, формулы которых приведены ниже? Дать названия полученным ионам. Составить уравнения диссоциации этих соединений:
KOH, H3PO4, Fe2(SO4)3, BaCl2, Cr(OH)3
Пользуясь таблицей растворимости, определите какие вещества, могут образовывать перечисленные ниже ионы:
Al3+, Ca2+, Li+, F-, NO2-, OH-.Ионные уравнения
В растворах электролитов имеются как положительно и отрицательно заряженные ионы, так и нейтральные молекулы. Поэтому согласно теории электролитической диссоциации реакции в растворах электролитов протекают не между молекулами, а между ионами или между ионами и молекулами.
Реакции между ионами называются ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями.
Условия протекания реакций ионного обмена в растворах электролитов:
образование малорастворимого вещества (осадка);
образование летучего вещества (газа)
образование слабодиссоциирующего вещества (слабого электролита, например вода)
Во всех этих случаях реакции протекают в направлении наиболее прочного связывания ионов.
Основные правила составления ионных уравнений:
Формулы веществ малодиссоциирующих (слабых электролитов), нерастворимых и газообразных записываются в молекулярном виде.
Вещество, выпавшее в осадок, выделяют стрелкой, направленной вниз и ставят рядом с формулой, газ отмечают стрелкой направленной вверх.
Рассмотреть запись реакции ионного обмена на примере взаимодействии между растворами двух солей – нитрата серебра и хлорида натрия. (Работа по учебнику стр. 154 – 155: учащиеся читают, делают соответствующие записи).
Алгоритм составления ионно – молекулярного уравнения реакции.
Работа по учебнику стр. 156 – 157. Учащиеся читают, сделать анализ каждого пункта на примере записей в тетради.
Ионные уравнения могут быть полными и сокращенными.
Рассмотрим каждое условие протекания реакций ионного обмена на конкретном примере.
Образование осадка
Демонстрационный опыт: смешиваем растворы сульфата натрия и хлорида бария. Наблюдаем выпадение белого творожистого осадка. Составляем молекулярное и ионные уравнения реакций.
Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4 ↓+ 2NaCl – молекулярное уравнение
2Na+ + SO4-2 + Ba+2 + 2Cl- → BaSO4 ↓+ 2Na+ + 2Cl- - полное ионное уравнение
Ba+2 + SO4-2 → BaSO4 ↓ - сокращенное ионное уравнение
Образование газа
Демонстрационный опыт: смешиваем растворы карбоната натрия и соляной кислоты. Наблюдаем выделение пузырьков газа. Составляем молекулярное и ионные уравнения реакций.
Na2CO3 + 2HCl → H2O + CO2 ↑+ 2NaCl – молекулярное уравнение
2Na+ + CO3-2 + 2H+ + 2Cl- → H2O + CO2 ↑+ 2Na+ + 2Cl- - полное ионное уравнение
2H+ + CO3-2 → H2O + CO2 ↑ - сокращенное ионное уравнение
Образование воды
Демонстрационный опыт: смешиваем растворы гидроксида калия и соляной кислоты. Признаков реакции не наблюдается, но если составить уравнения реакции, то мы увидим, что образуется вода. Составляем молекулярное и ионные уравнения реакций.
KOH + HCl → KCl + H2O – молекулярное уравнение
K+ + OH- + H+ + Cl- → K+ + Cl- + H2O – полное ионное уравнение
H+ + OH- → H2O – сокращенное ионное уравнение
Рассмотрим еще одну реакцию
Демонстрационный опыт: смешиваем растворы азотной кислоты и хлорида натрия. Признаков реакции не наблюдается, как и в предыдущем опыте. Составляем молекулярное и ионные уравнения реакций.
HNO3 + NaCl → NaNO3 + HCl – молекулярное уравнение (видно, что нет ни осадка, ни газа, ни воды)
H+ + NO3- + Na+ + Cl- → Na+ + NO3- + H+ + Cl- - полное ионное уравнение (все ионы сокращаются, значит такая реакция не идёт – является обратимой)
HNO3 + NaCl ↔ NaNO3 + HClЗакрепление. Выполнение упражнений по теме: «Реакции ионного обмена»
Задания выводятся на экране мультимедийного проектора с целью экономии времени.
Задание № 1
Составить уравнения реакций в ионно –молекулярном виде, укажите условие протекания каждой реакции ионного обмена:
HCl + AgNO3 =
FeSO4 + NaOH =
HNO3 + Ca(OH)2 =
Задание № 2
Составить уравнения реакций в ионно –молекулярном виде, укажите условие протекания каждой реакции ионного обмена:
гидроксид натрия + серная кислота =
сульфат калия + хлорид бария =
гидроксид лития + сульфат меди (II) =
Задание № 3
Закончить уравнения тех реакций, в результате протекания которых образуется газ:
CaCl2 + Na2CO3 = 3) K2SO3 + HCl =
MgCO3 + HNO3 = 4) Li2CO3 + KOH =
Задание № 4
Закончить уравнения тех реакций, в результате протекания которых образуется осадок:
H3PO4 + KNO3 = 3) BaCl2 + KNO3 =
Ca(OH)2 + Na2CO3 = 4) AgNO3 + KCl =
Задание № 5
Закончить уравнения тех реакций, в результате протекания которых образуется вода:
ZnO + H2SO4 = 3) AgNO3 + H3PO4 =
FeS + HCl = 4) HNO3 + Ba(OH)2 =
Домашнее задание
§37. упр. 1, 2, 5.