Внеклассное мероприятие Краски золотой осени
Краски золотой осени. Цель праздника – создать условия для:
расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью;
формирования любознательности;
развития творческих способностей учащихся;
реализации творческого потенциала учащихся;
сплочения ученического коллектива;
формирования чувства прекрасного;
развития и реализации самоуправления классного коллектива;
популяризации здорового образа жизни среди детей и развития физических качеств школьников;
развития умения работать в команде, взаимодействовать, находить решения в нестандартной ситуации.
Зал украшен осенними листьями, на стенах рисунки, на столах поделки детей.
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы собрались на праздник, посвященный прекрасной поре года осени. Осень подходит вкрадчиво, незаметно. В начале она зовется «бабьим летом». Но вот начинают желтеть кусты, на березах появляются желтые прядки. Лес становится зелено-бурым. Какой это месяц, ребята?
Учащиеся (хором). Сентябрь!
Входит Сентябрь (мальчик с плакатом названием месяца).
Сентябрь. Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Улетают птицы за моря,
И открылась школа.
А что вы знаете обо мне?
Учащиеся (называют народные приметы).
Сентябрь холоден, да сыт.
Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд.
Осенью и у воробья пир.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина
Ведущий. Пока вы называли приметы, у нас вырос прекрасный осенний цветок. Это цветок-скороговорка. Представители каждой группы, возьмите лепестки со скороговорками, через две минуты хором
прочитайте их.
Полпогреба репы, полколпака гороху.
Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
Ребята малы, семигодовалы, во полях скирды заскирдовали.
На осинках росинки засверкали утром перламутром.
Сухие листочки на суках-сучочках, на суках-сучочках сухие листочки.
Жюри определяет победителя.
1-й ученик. Бодрящий воздух, ясная погода,
Сады и рощи в убранстве осеннем,
Счастливый пахарь праздничным весельем
Встречает золотое время года.
2-й ученик. На нивах собран урожай отменный.
Конец трудам, заботы спало бремя.
Для песен, игр и плясок Нынче время!
Ведущий. И гулянья осенью проводятся, и свадьбы. А если кто осенью именинник, то именины с пышным караваем.
Проводится хороводная игра «Каравай». Все становятся в круг, в центре девочка. Поют:
Как на Юлины именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай-каравай
Кого хочешь выбирай!
Юля. Я люблю, конечно, всех, но вот лучше всех(Повторяет 2 – 3 раза).
Ведущий. Многие писатели, поэты, художники любили осень и в произведениях отображали её красоту. Итак, поэтический конкурс. Жюри, за работу!
Учащиеся читают стихи Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...», А.Т. Твардовского «Плывут паутины...», А.С. Пушкина «Унылая пора! очей очарованье...».
Отгадайте, кто четыре раза в году переодевается?
Учащиеся. (хором). Лес!
Один из учеников читает отрывок из стихотворения И.А. Бунина «Листопад».
Ведущий. Осенью земля надевает самые дорогие наряды. Каких только оттенков не увидишь в природе! Берёзы и клёны покрылись лимонной желтизной, листья осинок разрумянились, как спелые яблоки, а могучий дуб оделся в медную кованую броню. Какие ещё картины рисует осень?
Входят учащиеся со своими рисунками и по очереди читают стихи.
Рисую я осень. Я очень рисую,
Я дождик рисую в линейку косую.
И сад я рисую коричневым цветом,
И яблоки всюду блестят, как монеты.
И желтые травы, и желтые листья,
Укрывшие землю, как шубкою лисьей.
Я дождик рисую, стоящий в сторонке,
Я ветер рисую протяжный и звонкий.
Рисую я лес и огонь листопада.
Ох, сколько мне красок для осени надо!
Жюри оценивает рисунки учащихся.
Ведущий. Зелен и густ
На последней грядке куст.
Покопай немножко –
Под кустом
Учащиеся (хором). Картошка!
3-й ученик. Из картошки там и тут
Нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку
Вторым хлебом все зовут.
Проводятся аттракционы:
Посадка и уборка картошки.
Участвуют две команды: 1-й участник копает лунки (раскладывает круги): 2 - 4-й - кладут по одной картофелине в каждую лунку, 5-й -собирает в ведерко.
Сварим картошку.
Участвуют две команды. В обручах лежит картошка. Около команд стоит по ведру. Надо подбежать к обручу, взять ложкой картофелину и отнести ее в ведро.
Танец с картошкой.
Кто больше назовёт блюд из картофеля, выходит в круг и танцует с картофелиной на голове. Выигрывает тот, кто дольше сможет удержать ее на голове.
Входит Октябрь.
Октябрь. Все мрачней лицо природы:
Помрачнели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился...
Что за месяц к нам явился?
Учащиеся (хором). Октябрь!
Октябрь. А что вы знаете обо мне?
Учащиеся (называют нарочные приметы).
В октябре и лист на дереве не держится.
Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.
Плачет октябрь холодными слезами.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь капустой.
Октябрьский гром – зима белоснежная.
Ведущий. Продолжаем поэтический конкурс.
4-й ученик (читает).
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Е.Ф. Трутнева
Учащиеся хором исполняют песню «Скворушка – прощается», читают стихи А.Н. Майкова и др.
Дарит осень чудеса,
Да ещё какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята.
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то
Ведущий. Не только мухоморы и опята встречаются в осеннем лесу, но и другие. Отгадайте!
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной подкладкой.
( Боровик)
Серенькие шапки,
Рябенькие ножки.
Под берёзой растут.
Как их зовут?
(Подберёзовик)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
В красной шапочке красивой,
С ножкой толстой и прямой.
(Подосиновик)
Люблю я в разных шапках быть,
То в жёлтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой.
Собирай, не мешкай, это
(Сыроежка)
Растут в лесу сестрички,
Рыжие
(Лисички)
Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок
(Масленок)
Рыженький Ванек –
Крепкий паренёк.
Спрятался за пень,
Шапка набекрень.
(Рыжик)
У тенистого лога
Вырос гриб-недотрога:
Чуть нажмешь на бочок,
Глядь - уже синячок.
( Моховик)
Входит Белка.
Белка. Грибы вы знаете. А умеете ли вы их правильно собирать?
Ответы учащихся.
Молодцы, знаете! Значит, вы – друзья леса и всех нас, лесных жителей, а с друзьями так весело вместе попрыгать. Давайте попробуем.
Все исполняют танец с листьями и зонтиками.
Входит Ноябрь.
Ноябрь. Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи!
Учащиеся (хором) Ноябрь.
Ноябрь. А что вы обо мне знаете?
Учащиеся (называют народные приметы).
Ноябрь – ворота зимы.
Ноябрь – сентября внук, октября сын, зиме – родной батюшка.
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.
Ноябрь. А загадки мои вы отгадаете?
Кто всю ночь по крыше бьёт, и постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает?
(Дождь)
Сидит – зеленеет,
Летит – желтеет
Падает – чернеет.
(Лист)
Кто осенью улетает,
А весной возвращается?
(Птицы)
Ведущий. Продолжаем поэтический конкурс.
Учащиеся читают стихи А.А. Фета, С.А. Есенина, А.А. Блока.
Очень неприятно по воде ступать! Сейчас проведем игру «Осенняя эстафета». Два круга – это лужи. Две команды строятся по одному друг другу в затылок. Первые участники надевают на одну ногу галошу, берут в руки зонтик. По команде они должны обежать вокруг лужи, вернуться назад и передать галошу и зонтик следующему участнику. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Праздник окончен.
Жюри подводит итоги поэтического конкурса и конкурса художников. Победителям вручают награды. Всех остальных благодарит за активное участие в празднике.