Тренинг-занятие на тему Домашние обязанности ребенка
Краевое государственное казенное учреждение
«Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«ДЕТСКИЙ ДОМ №23»
Заседание клуба
«Доброе сердце»
Тема: «Домашние обязанности моего ребенка.
Без напоминаний и с удовольствием»
(тренинговое занятие)
Подготовил:
Педагог-психолог службы
сопровождения замещающих семей
О.В. Понасийская
Тема: «Домашние обязанности моего ребенка. Без напоминаний и с удовольствием» (тренинговое занятие).
Цель: повысить родительскую компетентность приемных родителей, помочь родителям выбрать наиболее продуктивный способ приучения приемных детей к выполнению домашних обязанностей.
Целевая группа: замещающие родители, кандидаты в замещающие родители.
Оборудование: бейджи, слайдовая презентация, флипчарт, маркеры, листы формата А4, фломастеры, цветные карандаши, бланки с таблицей «Список», раздаточный материал «Памятки для родителей», музыка для релаксации.
Ход мероприятия:
Приветствие.
Упражнение «5 важных вещей»
Цель: познакомить участников группы, развить умения понимать партнера, создать позитивные эмоциональные установки на доверительное общение.
Инструкция: Выполняется в парах. Пары расходятся на 5-7 минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. Затем, все участники собираются в круг. Пары должны друг друга представить кругу.
Основная часть.
Тренер: Сопровождая замещающие семьи, мы сталкиваемся с вопросами приемных родителей: «Нужно ли обременять детей домашними делами? Ведь работа по дому будет отнимать у него беззаботное детство», «Мой ребенок не хочет выполнять мои поручения. Я несколько раз ему повторяю, кричу, убеждаю, а воз и ныне там. Что делать?» и т.д.
Сегодня на занятии нам важно понять:
- что такое домашние обязанности ребенка?
- для чего нужны детские домашние обязанности?
- как правильно распределять домашние обязанности без крика и шума?
Мозговой штурм: «Что такое домашние обязанности?»
Пример: - безусловное выполнение;
- задачи;
- подлежит выполнению и т.д.
Вывод: Домашние обязанности – это то, что выполняется обязательно, всегда, без предупреждения и напоминания.
Тренер: Для чего нужны детские домашние обязанности?
Когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, чувствуют себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами. Обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома. Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям,
Что именно мы желаем? А желаем мы, чтобы дети:
- помогали по дому;
- знали, где лежат их вещи;
- считали свои обязанности весомым вкладом в семейный быт;
- выполняли их самостоятельно;
- не чувствовали себя дорогими гостями в доме и не считали своих родителей волшебниками, которые исполнят любую прихоть;
- нам, родителям, не приходилось тратить силы на уговоры.
Тренер: Итак, что у ребенка должны быть домашние обязанности – это утверждение не вызывает разногласий среди родителей. Но ответ на вопрос: каковы должны быть домашние обязанности – уже не столь однозначен. Для одних родителей домашние обязанности ребенка концентрируются на собственных потребностях ребенка: следить за своей одеждой, собирать свои вещи и игрушки. Для других – домашние дела ребенка вписываются в общий контекст домашних дел семьи и направлены на помощь маме или папе
Практическая работа «Распределение домашних дел»
Цель: стимулировать размышление о домашних обязанностях детей.
Инструкция: окиньте визуально пристальным взглядом свой дом или квартиру, заглянув даже в самые темные и труднодоступные места, и напишите ВСЕ дела, которые необходимо делать для того, чтобы поддерживать дом в чистом и уютном виде. Пишите все:
полить цветы на кухне;
разобрать сумку с продуктами, выставив их на кухонный стол;
выставить обувь, разбросанную по прихожей, по ранжиру, чтобы сапоги, туфли, ботинки и тапочки стояли как солдаты на параде;
складывать вечно разбегающиеся по дому ручки и карандаши в одно место;
следить за тем, чтобы пульт от телевизора не покидал прикроватную тумбочку;
вытирать лапы собаке после прогулки и т.д.
Секрет составления такого списка в том, что вы будете четко видеть, что вы делаете по дому, что нужно сделать и что делать так не хочется, но необходимо. А также, в каком месте обычно создаются завалы, которые, как обнаруживается, разбирать совершенно некому.
Итак, заполняем наш список.
СПИСОК
1..
2..
3.
4.
Теперь мы дошли до творческого этапа нашего победного шествия к безупречно работающей системе домашних обязанностей. Садимся все вместе. Зачитываете список. После этого предложите детям (желательно и мужу тоже) выбрать те обязанности, которые они будут делать, и делать С УДОВОЛЬСТВИЕМ. Обратите внимание: не нужно никого принуждать. Вы ставите домочадцев перед фактом. Теперь у них есть обязанности. И у них есть – именно сейчас – великолепная возможность выбрать дело по душе. Реплики «Я не хочу ничего делать!» или «С какой стати!» не обсуждаются. Правила игры поменялись, и теперь вы «командуете парадом». А всем остальным участникам предлагаете выбрать фишки, которыми они будут «ходить» в предложенной вами игре.
Папа
Мама
Ребенок 1
Ребенок 2
Тренер: иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые предлагают педагоги-психологи (раздать «Памятки родителям. Домашние обязанности детей»).
Упражнение «Разбор ситуаций»
Цель: дать возможность высказаться по проблематике занятия, организовать творческое и активное обсуждение трудный ситуаций в воспитании детей.
Инструкция: родителям предлагаются конфликтные ситуации для обсуждения в группах. Каждой группе по 1 ситуации (можно определить время на обсуждение).
Примеры ситуаций:
1. Ваша дочь 13 лет убежала на улицу с подругой, не помыв посуду и не убрав со стола за собой после обеда. Что вы предпримите в такой ситуации? Что вы ей скажите, чтобы не повторилась подобная неприятность.
2. Сын, 10 лет, регулярно раскидывает свою одежду по комнате и на слова бабушки – навести порядок, совершенно не реагирует. Какие действия и слова нужны в данной ситуации.
3. Вы попросили своего ребенка помыть полы. Через полчаса обнаруживаете, что пол очень влажный, в некоторых местах даже видны лужи. Ваши действия в отношении ребенка? (родители должны ориентироваться на возраст своих детей)
Упражнение «Любимое совместное занятие».
Цель: создать позитивных эмоциональных установки, снять психологического напряжения, диагностика родительско-детских отношений
Инструкция:
Родителям предлагается нарисовать свое любимое совместное занятие с ребенком, используя цветные карандаши и фломастеры.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
Тренер:
важно не пропустить момент, когда ребенок сам проявляет желание помогать вам;
распределение дополнительных обязанностей должно быть по принципу, «кому что нравится»;
не забывать про благодарность за действительно сложные дела;
не ругать своего ребенка, если выполняя домашние обязанности, он что-нибудь сделает не так.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Заголовок 215