Исследование эффективности подводящих и подготовительных упражнений, применяемых в тренировочном процессе спортсменов 13-14 лет, специализирующихся в прыжках в высоту
Исследование эффективности подводящих и подготовительных упражнений, применяемых в тренировочном процессе спортсменов 13-14 лет, специализирующихся в прыжках в высоту
тренер-преподаватель МБОУ ДОД ДЮСШ г.о. Лосино-Петровский
Короткова М.А, 2014 г.
Введение
Актуальность исследования.
Анализируя тенденции развития спортивной науки и практики спорта, следует предположить, что основой прогресса в юношеском спорте является создание научно-обоснованной системы многолетней подготовки юных спортсменов.
Выявление эффективных средств для формирования целенаправленной специальной подготовки, и в частности скоростно-силовой, на разных этапах многолетней тренировки является фактором роста спортивных результатов в прыжках в высоту с разбега.
Научные исследования и педагогическая практика показали, что специальная скоростно-силовая подготовка спортсменов, занимающихся прыжками в высоту и другими видами легкой атлетики, зависит не только от объёма и интенсивности тренировочной нагрузки, но и от системы использования упражнений.
Цель исследования: теоретико-практическое исследование эффективности подводящих и подготовительных упражнений, применяемых в тренировочном процессе прыгунов в высоту 13-14 лет.
Объект исследования: процесс подготовки прыгунов в высоту.
Предмет исследования: подводящие и подготовительные упражнения, применяемые в тренировочном процессе прыгунов в высоту 13-14 лет.
Научная гипотеза основывается на предположении о том, что обоснованное использование специальных подготовительных и подводящих упражнений на этапе начальной специализации позволит существенно повысить уровень развития скоростно-силовых способностей прыгунов в высоту 13-14 лет и результативность их соревновательной деятельности.
Практическая значимость заключается в разработке практических рекомендаций использования специальных подготовительных и подводящих упражнений, позволяющих на ранних этапах специализации прыгунов в высоту добиться повышения эффективности развития скоростно-силовых качеств и результативности соревновательной деятельности спортсменов 13-14 лет, с учетом особенностей индивидуального ритма возрастного развития их кинезиологического потенциала.
Задачи и методы исследования представлены на слайде.
Организация исследования.
На первом этапе исследования проводился анализ литературных источников и документальных материалов по проблеме подготовки прыгунов в высоту, на основании чего была разработана анкета и проведено анкетирование тренеров, работающих с прыгунами в высоту 13-14лет.
На втором этапе было проведено тестирование общей физической и специальной физической подготовки по следующим контрольным испытаниям: бег 30 м, прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега, тройной прыжок с места, выпрыгивание вверх с места, тест на координацию В. Старосты 1988, прыжок в высоту с 3-х и с 5-ти шагов разбега, прыжок в высоту с полного разбега, а также измерение антропометрических показателей – роста и вычисление росто-весового индекса Кетле.
Исследование проводилось на базе ДЮСШ г. Лосино-Петровского и СДЮШОР г. Москвы. В исследовании приняли участие мальчики и девочки 13-14 лет (7-8 класс), специализирующиеся в прыжках в высоту, в количестве 20 человек.
Для определения степени взаимосвязи результата прыжка в высоту с показателями исследуемых компонентов подготовленности прыгунов использовался корреляционный анализ (Таблицы 1, 2).
Из таблицы видно, что у девочек наиболее сильная, взаимосвязь существует между результатом прыжка в высоту и показателями тестов специальной физической подготовки: прыжка в высоту с 3-х и с 5-ти шагов разбега (r=0,86, 0,86).
Границ сильной и средней степени взаимосвязи достигли результаты тестов общей физической подготовки: тест на координацию (В. Староста, 1988) (r=0,69), тройной прыжок с места (r=0,49), выпрыгивание вверх с места (r=0,40).
Также у девочек выявлена слабая зависимость результата прыжка в высоту от антропометрических показателей: роста и росо-весового индекса Кетле.
У мальчиков сильная взаимосвязь существует между результатом прыжка в высоту и показателями тестов СФП: прыжка в длину с разбега (r=0,72), прыжка в высоту с 3-х и с 5-ти шагов разбега (r=0,83; 0,93).
Средняя степень взаимосвязи наблюдается между результатом прыжка в высоту с полного разбега с результатами тестов ОФП: прыжок в длину с места (r=0,49) и выпрыгивания вверх с места (r=0,34).
У мальчиков выявлена средняя зависимость результата прыжка в высоту от антропометрических показателей: роста и росо-весового индекса Кетле.
В ходе исследования были получены высокие и средние степени линейной корреляции между показателями тестов ОФП и результатом прыжка в высоту с полного разбега, СФП и результатом прыжка в высоту с полного разбега, а также между ОФП и СФП.
Мы предположили, что нахождение множественного коэффициента корреляции, на основе полученных линейных коэффициентов, позволит объяснить тенденции повышения результативности в прыжках в высоту прыгунов 13-14 лет и подобрать наиболее эффективные средства их подготовки.
Выявленные взаимосвязи у девочек свидетельствуют о том, что увеличение результата выпрыгивания вверх с места оказывает положительное влияние на координационные способности спортсменки (тест на координацию В. Старосты), что в свою очередь влияет на прыжок в высоту с 3-х и с 5-ти шагов. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что, несомненно, нужно повышать уровень скоростно-силовой подготовленности прыгуний, используя упражнения, способствующие развитию скоростных способностей и прыгучести. А также использовать в тренировочном процессе упражнения на координацию, которая имеет в данном возрасте сенситивный период развития, чему способствует интенсивное развитие пространственной ориентировки и других показателей двигательной функции.
Множественный корреляционный анализ у мальчиков позволил установить, что тройной прыжок с места влияет на результат прыжка в длину с разбега, который в свою очередь имеет сильную статистическую связь с прыжком в высоту с разбега. Также нами установлено, что результаты выпрыгивания вверх с места существенно влияют на результат прыжка в высоту с 3-х и с 5-ти шагов. Это обусловлено благоприятным морфологическим периодом развития силовых, скоростно-силовых и скоростных способностей, в частности быстроты одиночного движения.
Выявленные показатели корреляционной зависимости определяют выбор приоритетов учебно-тренировочного процесса прыгунов в высоту 13-14 лет на этапе начальной спортивной специализации
. Анализ методической литературы и собственные исследования показали, что у мальчиков и девочек выявлены существенные отличия специфических особенностей, которые находят свое отражение в анатомических, физиологических и психических аспектах организма.
Из этого следует, что для девочек и мальчиков нужна присущая только им методика специальной скоростно-силовой подготовки, которая учитывала бы как биологические особенности, так и физические, обусловленные спортивной квалификацией и степенью тренированности.
Основанием для разработки комплекса подводящих и подготовительных упражнений для прыгунов и прыгуний в высоту послужили выявленные закономерности линейной и множественной корреляции.
Согласно полученным нами результатам, в тренировочном процессе девочкам рекомендовано использовать такие средства как: прыжковые упражнения на повышенную опору и через снаряды, мячи, барьеры; с ростом их тренированности и укреплением опорно-связочного аппарата целесообразно в тренировочный процесс включать прыжки в глубину.
Главным аспектом в подготовке мальчиков, согласно данным исследования, является повышение скоростных способностей. Рекомендованы упражнения на развитие быстроты, увеличение скорости дугообразного разбега: спринтерский бег с максимальной скоростью, многоскоки, прыжки в длину, прыжки в высоту с короткого разбега.