Рабочая программа производственной практики по профессиональному модулю Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ СПО ЯО РЫБИНСКИЙ ЛЕСХОЗ – ТЕХНИКУМ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Организация и проведение мероприятий
по охране и защите лесов»
35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство
2015
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией
Рабочая программа производственной практики профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки) и примерной программы 2010 г.
Протокол № от «___» г. Цикловая комиссия общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство
Председатель предметной (цикловой) комиссии
________________ Сотникова Л.И.
Заместитель директора по учебной работе
___________________ Кируца Е.И.
Составитель: Сотникова Л.И. - преподаватель специальных дисциплин
ГОУ СПО ЯО Рыбинский лесхоз-техникум
Рецензент _______________________________________________________
Ф.И.О. учёная степень, звание, должность, наименование ОУ СПО
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4
2. результаты освоения ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6
3. СТРУКТУРА и содержание ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ профессионального модуля 7
4. условия реализации программы ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 9
5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
профессионального модуля 11
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Организация и проведение мероприятий
по охране и защите лесов»
(специальность 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство)
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.
2.Осуществлять тушение лесных пожаров.
3.Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг.
4.Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области лесного хозяйства при наличии среднего (полного) общего образования, опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи производственной практики
Цель производственной практики – закрепление теоретических знаний, получение умений по осуществлению мероприятий по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия; по использованию средств тушения лесных пожаров; по сбору и анализу данных о лесопатологическом состоянии лесов; по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.
Задачей производственной практики является формирование у обучающихся умений:
- работать с нормативной документацией по охране леса;
- назначать предупредительные мероприятия в зависимости от класса пожарной опасности;
- составлять планы противопожарных мероприятий;
- производить расчеты ущерба от лесного пожара и лесонарушений;
- определять степень угрозы насаждению от вредных организмов;
- выбирать методы борьбы с вредными организмами;
- назначать санитарно-оздоровительные мероприятия и осуществлять контроль за соблюдением санитарных требований к использованию лесов;
- оформлять документацию по лесопатологическому обследованию, лесопатологическому мониторингу и охране лесов;
- организовывать работу производственного подразделения;
- проводить инструктаж лиц, привлекаемых к тушению пожаров.
1.3. Количество часов на освоение программы производственной практики профессионального модуля:
Производственная практика – 54 часа (Раздел 1 « Охрана лесов»-28 часов, Раздел 2 «Защита лесов»-26 часов).
2. результаты освоения ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы производственной практики профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1. Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.
ПК 2. Осуществлять тушение лесных пожаров.
ПК 3. Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг.
ПК 4. Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план производственной практики
Коды ПК Наименования разделов ПМ Производственная практика,
часов
ПК 1,ПК2Раздел 1. Охрана лесов 28
ПК 3,ПК4Раздел 2. Защита лесов 26
Всего 54
3.2. Содержание производственной практики по профессиональному модулю (ПМ)
Коды ПК Умения, практический опыт Виды работ Время проведения Количество часов
ПК 1
Работать с нормативной документацие, назначать мероприятия в зависимости от класса ПО. Составлять планы противопожарных мероприятий. Осуществлять мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия Инструктаж по ТБ. Осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров и иного негативного воздействия. Проведение мероприятий по регулированию породного состава древостоев в пожароопасных объектах. Определение места лесного пожара с наблюдательного пункта методом засечек. Организация и контроль создания противопожарных объектов в лесу. Проведение разъяснительной работы с населением. Составление протокола о нарушении ППБ в лесах. Весна
2 курс 14
ПК2Производить расчеты ущерба от лесного пожара и лесонарушенийПроводить инструктаж лиц, привлекаемых к тушению пожаров. Использовать средства тушения лесных пожаров Инструктаж по ТБ. Ведение табеля лиц, работавших на тушении пожара. Организация надежного окарауливания пожарища. Выбор способа и технических средств для тушения пожара. Подготовка к работе противопожарных машин и механизмов, Работа на противопожарном агрегате. Работа с приемником GPS. Весна
2 курс 14
ПК3 Оформлять документацию по ЛПО и ЛПМ, определять степень угрозы насаждению от вредных организмов, сбор и анализ данных о лесопатологическом состоянии лесов. Сбор и анализ данных о лесопатологическом состоянии лесов Организация работы специалиста по защите леса от вредителей и болезней. Проведение разъяснительной работы с населением по вопросам защиты леса. Обнаружение очагов вредителей и болезней. Весна
2 курс 14
ПК4Выбирать методы борьбы с вредными организмами. Назначать санитарно-оздоровительные мероприятия и осуществлять контроль за соблюдением санитарных требований к использованию лесов.Оформлять документацию по ЛПО и ЛПМ.Проводи ть санитарно-оздоровительные мероприятия. Выбор способа борьбы и химических препаратов для борьбы с вредителями и болезнями. Расчет основных компонентов и приготовление рабочих смесей для борьбы с вредителями и болезнями. Изучение работы опрыскивателей, опыливателей, аэрозольных генераторов. Весна
2 курс 12
Всего 54
4. условия реализации программы ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы производственной практики модуля предполагает проведение производственной практики на предприятиях/организациях на основе прямых договоров, заключаемых между техникумом и предприятием/организацией, куда направляются обучающиеся
4.2.Общие требования к организации производственной практики профессионального модуля
Производственная практика проводится концентрированно в рамках профессионального модуля. Условия допуска обучающихся к производственной практике является освоенная учебная практика.
Время проведения производственной практики определяется учебным планом.
Оценка результатов, достигнутых в ходе производственной практики, осуществляется на основании:
данных аттестационного листа;
данных отчета, представленного обучающимся по завершении производственной практики.
В отчете материал предоставляется в систематизированном и структурированном виде, насыщается графическим материалом.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
РАЗДЕЛ 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДПРИЯТИЕМ И ЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Местонахождение лесничества
Справка об организации
Общая площадь лесничества и участковых лесничеств.
Природно-климатические условия
Рельеф и почва
Документы, прилагаемые к отчету
-карта-схема лесничества
РАЗДЕЛ 2.Государственная лесная охрана
2.1Должностные лица ГЛО
2.2Права и обязанности работников ГЛО
Документы, прилагаемые к отчету
- протокол о лесонарушении
- акт об административном правонарушении
РАЗДЕЛ 3.Охрана лесов
3.1Проведение предупредительных мероприятий по охране лесов
3.2Виды и объемы работ, выполняемые на предприятии по охране лесов
3.3Специализированные службы по охране лесов от пожаров, их комплектация
Документы, прилагаемые к отчету
-протокол о нарушении требований пожарной безопасности в лесах
-протокол о лесном пожаре
-пожарная карта предприятия
-оперативный план по борьбе с лесными пожарами
РАЗДЕЛ 4.Защита лесов
4.1.Виды и объемы работ, выполняемые на предприятии по защите лесов
4.2.Машины и механизмы для химической защиты насаждений
Документы, прилагаемые к отчету
-листок сигнализации
-материалы по санитарной рубке
РАЗДЕЛ5. Охрана труда и безопасность жизнедеятельности
5.1Техника безопасности при тушении лесных пожаров
5.2Техника безопасности при работе с химикатами
4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
- руководство производственной практикой осуществляют преподаватели, а также работники предприятий/организаций, закрепленные за обучающимися.
-привлекаются лица, имеющие соответствующее высшее профессиональное образование или опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства
5.Контроль и оценка результатов освоения производственной ПРАКТИКИ профессионального модуля
Контроль и оценка результатов освоения производственной практики осуществляется руководителем практики. В результате освоения производственной практики, в рамках профессионального модуля обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета.
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки
результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 2.1. Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия - организация проведения лесопожарного мониторинга; дифференцированный зачёт
- определение условий возникновения и распространения лесных пожаров; экспертная оценка на практическом занятии
осуществление предупредительных мер по охране лесов от пожаров; экспертная оценка на практическом занятии;
отчёт по учебной практике;
дифференцированный зачёт по производственной практике
- проведение предупредительных мероприятий в зависимости от класса пожарной опасности; экспертная оценка на практическом занятии
- составление планов противопожарных мероприятий; экспертная оценка на практическом занятии;
отчёт по учебной практике;
дифференцированный зачёт по производственной практике
- определение видов ответственности за нарушения лесного законодательства в области охраны лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия. дифференцированный зачёт
ПК 2.2. Осуществлять тушение лесных пожаров
- использование противопожарных устройства на лесной территории; дифференцированный зачёт
- использование способов тушения лесных пожаров и порядок расчёта потребности сил и средств пожаротушения; экспертная оценка на практическом занятии
- использование машин, агрегатов и аппаратов для предупреждения и борьбы с лесными пожарами; экспертная оценка на практическом занятии
- применение правил охраны труда при тушении лесных пожаров, выполнение противопожарных и лесозащитных работ; экспертная оценка на практическом занятии
- проведение расчётов ущерба от лесного пожара.
экспертная оценка на практическом занятии
ПК 2.3. Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг - оформление документации по лесопатологическому обследованию, лесопатологическому мониторингу; экспертная оценка на практическом занятии
- использование методов оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов; дифференцированный зачёт по разделу 2 МДК.02.01;
- осуществление работ по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу; отчёт по учебной практике;
дифференцированный зачёт по производственной практике
- применение правил безопасности при работах лесопатологического обследования и лесопатологического мониторинга. экспертная оценка на практическом занятии
ПК 2.4. Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими
- организация работы производственного подразделения; отчёт по учебной практике;
дифференцированный зачёт по производственной практике
- определение степени угрозы вредных организмов насаждению; дифференцированный зачёт по разделу 2 МДК.02.01;
- использование методов борьбы с вредными организмами; экспертная оценка на практическом занятии
- назначение санитарно-оздоровительных мероприятий и осуществление контроля за соблюдением санитарных требований к использованию лесов; экспертная оценка на практическом занятии
- описание принципов работы и конструкции базовых машин для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. дифференцированный зачёт по разделу 2 МДК 02.01
Формы, методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки
результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес демонстрация интереса к будущей профессии через:
- повышение качества обучения по ПМ;
- участие в НСО;
- участие в студенческих олимпиадах, научных конференциях;
- участие в органах студенческого самоуправления;
- участие в социально-проектной деятельности;
- портфолио студента - наблюдение;
- мониторинг, оценка содержания;
- портфолио студента
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество - применение методов и способов решения профессиональных задач в области охраны и защиты лесов;
- оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач - мониторинг и рейтинг выполнения работ на учебной и производственной практике
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области охраны и защиты лесов - практические работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития - получение необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные- подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности - оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ;
- работа с АРМами, Интернет - наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения и практики;
- умение работать в группе;
- наличие лидерских качеств;
- участие в студенческом самоуправлении;
- участие спортивно - и культурно-массовых мероприятиях- наблюдение за ролью обучающихся в группе;
- портфолиоОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий - проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий;
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы - деловые игры -
моделирование социальных и профессиональных ситуаций;
- мониторинг развития личностно-профессиональных качеств обучающегося;
- портфолиоОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации - организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;
- самостоятельный, профессионально-ориентированный выбор тематики творческих и проектных работ (курсовых, рефератов, докладов и т.п.);
- составление резюме;
- посещение дополнительных занятий;
- освоение дополнительных рабочих профессий;
- обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки;
- уровень профессиональной зрелости; - контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося;
- открытые защиты творческих и проектных работ;
- сдача квалификационных экзаменов и зачётов по программам ДПО
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности - анализ инноваций в области охраны и защиты лесов;
- использование «элементов реальности» в работах обучающихся (курсовых, рефератов, докладов и т.п.). - семинары,
учебно-практические конференции;
- конкурсы профессионального мастерства;
- олимпиады
6. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Лесной кодекс Российской Федерации. (в последней редакции на момент использования программы)
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12. 2001 № 195-ФЗ
Положение об особенностях реализации заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключению договоров.
30 июня 2007 № 418
Порядок организации лесопатологического мониторинга от 9 июля 2007 № 174
Правила санитарной безопасности в лесах от 29 июня 2007 № 414
Руководство по локализации и ликвидации очагов вредных организмов от 29.12. 2007 № 523
Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований от 29.12. 2007 № 523
Руководство по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга от 29 декабря 2007 № 523
Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий от 29.12. 2007 № 523
Участие общественности в управлении лесами (правовые, экологические и социальные основы). М.: IUCN, ГОУ ВИПКЛХ, 2005
В.Н. Винокуров, Г.В. Силаев, В.И. Казаков. Механизация лесного и лесопаркового хозяйства. М.: ООО Издательский дом «Лесная промышленность», 2006
В.Н. Винокуров, В.И. Казаков, Г.В. Силаев. Практикум по лесохозяйственным машинам. М.: ООО «ЭкоСервис», 2007
Главацкий Г.Д.и др. Работа с населением по предотвращению лесных пожаров. М.: «Весь мир», 2006
Ловцова Н.В. Ответственность за нарушения лесного законодательства (учебное пособие). М.: ГОУ ВИПКЛХ, 2008
Ловцова Н.В. Правовое регулирование использования лесов (учебное пособие). М.: ГОУ ВИПКЛХ, 2008
Мозолевская Е.Г., Семенкова И.Г., Беднова О.В. Лесозащита. М.: Лесная промышленность, 2006
Петров А.П. Государственное и хозяйственное управление лесами в условиях децентрализации. М.: ГОУ ВИПКЛХ, 2007
Дополнительные источники:
Воронцов А.И., Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С. Технология защиты леса. М.: Экология, 1991
Гусев В.И. Определитель повреждений лесных, декоративных и плодовых деревьев и кустарников. М.: Лесная промышленность, 1984
Щетинский Е.А. Авиационная охрана лесов. Учебное пособие для лётчиков-наблюдателей. ВНИИЛМ, 2001
Интернет – ресурсы:
1. Охрана и защита лесов.
base.garant.ru2. Охрана, защита и воспроизводство городских лесов IZH.RU
3. Ресурсы российского Интернет по экологии vernadsky.ru4. Охрана лесных ресурсов gazduma.ru5. Всё о российских лесах Forest.ru.