Программа внеурочной деятельности. «ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. г. т. Осинки Безенчукского района.
«Утверждаю»«Согласовано» «Рассмотрено»
Директор:____________ Зам. директора по УВР:на заседании МО учителей
«___»___________2014г. _____________ физической культуры и
«___»____________2014г.технологии.
Протокол№___
от____________________
Руководитель МО:
_______________
«___»_____________2014г.
Программа внеурочной деятельности.
«ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ»
Направление: Спортивно-оздоровительное.
Тип программы: Авторская.
Возраст учащихся: 11-12 лет.
Срок реализации: 2 года.
Выполнил:
Кузаев Владимир Иванович
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ п. г. т. Осинки
Безенчукского района
п. г. т. Осинки, 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость внеурочных занятий лыжными гонками связана в первую очередь с недостаточным количеством спортивного инвентаря для занятий лыжным спортом в рамках уроков по физической культуре. А также с низкой физической подготовкой учащихся, недостаточно хорошим знанием ими школьной программы лыжной подготовки и не владением техникой передвижения на лыжах.
Лыжная подготовка является обязательным разделом государственного образовательного стандарта и является одним из звеньев физического воспитания в нашей стране (при наличии снежного покрова в зимнее время). Хорошо организованные регулярные занятия на лыжах способствуют развитию физических и духовных возможностей, а также укреплению здоровья человека.
Все это требует от специалиста с высшим образованием определенного объема знаний и умений для организации и проведения занятий по лыжной подготовке.
Лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта, культивируемых в России. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами – один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности. Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют положительное влияние на нервную систему, умственную и физическую работоспособность.
За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе теория и методика лыжного спорта, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.
Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений лыжников. Названные виды лыжного спорта включены в программы чемпионатов и Кубков мира, зимних Олимпийских игр.
Принести полное удовлетворение занятия лыжным спортом могут только тогда, когда лыжник в полной мере владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы дети и подростки. Правильные и рациональные движения сохраняются в последствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.
Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность.
Занятия лыжным спортом оказывают разностороннее функциональное воздействие на организм. Значительные физиологические требования предъявляются к аэробной системе (сердечно-сосудистой, внешнего и тканевого дыхания, крови), так как тренировочные и соревновательные нагрузки выполняются в зонах большой и умеренной мощности. Поскольку лыжные трассы пролегают по местности со сложным рельефом (с крутыми спусками и подъемами), а использование пластиковых лыж значительно повысило скоростно-силовые характеристики движений лыжников, лыжные гонки требуют от спортсмена высокого уровня развития скоростно-силовых качеств. Для достижения высоких спортивных результатов им необходима высокая работоспособность при аэробном, смешанном аэробно-анаэробном и анаэробно-гликолитическом режимах работы. Специальная подготовка лыжников проводится, как правило, на свежем воздухе, что оказывает закаливающее действие, однако интенсивность охлаждения воздействия может превысить меру защитных возможностей организма спортсмена и вызвать простудные заболевания.
Цель: - Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся
Задачи: - приобщение подростков к здоровому образу жизни - формирование и закрепления потребности в систематических занятиях спортом - развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом - освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов - формирование морально-волевых качеств юных спортсменов
Программа нацелена на учащихся 9-10 лет сроком на 2 года из расчёта два занятия в неделю по одному часу ( 136 часов за 2 года ).
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате учащиеся научатся:
- нормировать физическую нагрузку
- объективно оценивать степень своего утомления
- развивать физические качества
- передвигаться на лыжах, преодолевать спуски и подъёмы различными способами
В результате учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно заниматься лыжными гонками и готовить себе инвентарь к занятиям
- вести здоровый образ жизни
- осваивать основы техники лыжных гонок
Успешное осуществление спортивной тренировки во многом зависит от правильного контроля за подготовленностью обучающихся. В практических и научных работах отечественных и зарубежных исследованиях по лыжному спорту можно встретить большое количество разнообразных контрольных испытаний и тестов по определению уровня тренированности. С помощью этих тестов определяется уровень развития специальных физических качеств: выносливости, скорости, силовой выносливости; уровень развития двигательной работоспособности; уровень развития технических и тактических навыков. В течение тренировочного года такие испытания проводятся 2-3 раза. Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства. Контроль осуществляется по таблице нормативов, разработанной школой на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ.
Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке для лыжников-гонщиков 1-2-го года обучения на этапе начальной подготовки.
№
п-п Контрольное упражнение возраст Оценка
мальчики девочки
3 4 5 3 4 5
1. Общая физическая подготовка
1. Бег 30м (сек) 9 6,6 6,0 5,4 6,8 6,2 5,5
10 6,5 5,8 5,1 6,6 6,0 5,2
2. Бег 60 м (сек) 9 11,8 11,2 10,6 12,2 11,6 10,8
10 11,2 10,6 10,0 11,4 10,8 10,1
11 10,6 10,0 9,4 11,1 10,4 9,8
3.
Прыжок в длину с места (см) 9 145 155 165 135 145 155
10 155 165 175 145 155 165
11 160 170 190 150 160 170
4.
Подтягивание на перекладине (раз)
9 3 4 6 - - -
10 4 6 8 - - -
11 5 7 9 5.
Отжимание в упоре на руках (раз)
9 12 14 16 8 11 14
10 14 16 18 10 14 16
14 16 18
2. Специальная физическая подготовка
1. Лыжи. Классический стиль. 1 км (мин, сек) 9 7,38 6,17 5,17 8,17 7,38 6,32
10 6,17 5,47 5,12 7,38 6,32 5,47
11 5.40 5,00 4,30 7,10 6,00 5,15
2.
2 км (мин,сек) 9 15,18 13,39 12,44 16,34 15,19 13,52
10 13,28 12,44 11,19 15,19 13,52 12,38
11 12,50 12,00 10,40 14,40 13,00 12,10
Учебно-тематический план.
№ Тема Количество часов
Теоретическая подготовка
1 Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России 3
2 Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь 3
3 Закаливание, режим дня, врачебный контроль и гигиена спортсмена.
4
4 Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам 10
Итого: 20
Практическая подготовка
1 Общая физическая подготовка 50
2 Специальная физическая подготовка 30
3 Техническая подготовка 20
4 Контрольные упражнения и соревнования 12
5 Углубленное медицинское обследование 4
Итого: 116
Всего часов: 136
Содержание тем учебного курса.
Теоретическая подготовка.
1.Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.
Порядок и содержание работы секции. Значение лыж в жизни пародов Севера. Эволюция лыж и снаряжения лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.
Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.
2.Правила поведения и техника безопасности на занятиях.Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.
Поведение на улице во время движения к месту занятия и па учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.
Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.
3. Закаливание, режим дня, врачебный контроль и гигиена спортсмена.
Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений па мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля, подсчет пульса.
4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.
Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.
Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям, оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.
Практическая подготовка.
1.Общая физическая подготовка.
Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.
2.Специальная физическая подготовка.
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических дня лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
3.Техническая подготовка.
Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.
4.Контрольные упражнения и соревнования.
Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2 км, в годичном цикле.
Контроль за уровнем нагрузки на занятия проводится по карте педагогического наблюдения за степенью утомления учащихся:
Объект наблюдения Степень и признаки утомления
Небольшая Средняя Большая (недопустимая)
Цвет кожи лица Небольшое покраснение Значительное покраснение Редкое покраснение, побледнение или синюшность.
Речь Отчетливая Затрудненная Крайне затрудненная или невозможная.
Мимика Обычная Выражение лица напряженное Выражение страдания на лице.
Потливость Небольшая Выраженная верхней половины тела Резкая верхней половины тела и ниже пояса, выступание соли.
Дыхание Учащенное, ровное Сильно учащенное Сильно учащенное, поверхностное, с отдельными глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием.
Движения Бодрая походка Неуверенный шаг, покачивание Резкое покачивание, дрожание, вынужденная поза с опорой, падение.
Самочувствие Жалоб нет Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, одышку, шум в ушах. Жалобы на головокружение, боль в правом подреберье, головная боль, тошнота, иногда икота, рвота
Самоконтроль в подготовке.
Самоконтроль играет в подготовке юных лыжников важную роль. Для самоконтроля предлагается несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюдений за своим физическим развитием и состоянием здоровья. Их цель - сохранение спортивной работоспособности и совершенствование подготовленности юных лыжников. Комплекс достаточно простых методов самонаблюдения дает возможность получить субъективные и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать самочувствие, желание выполнять тренировочные и соревновательные нагрузки, длительность ощущения усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение, различного характера боли. Непременным условием самоконтроля является обязательность и постоянство самонаблюдений, их систематичность, а также анализ показателей, проводимый совместно с тренером и врачом.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для занятий необходимо:
-лыжный инвентарь (лыжи, крепления, ботинки, палки )-парафины и мази для смазки лыж
-автобус для выезда на районные соревнования
-снегоход «Буран» для подготовки места занятий
Список литературы
Для учащихся: - журналы «Лыжный спорт».
Для педагога:
- Верхошанский Ю.В.. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардии Г.Б. Коньковый ход? Не только... - М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГИФК, 1989.
- Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Бвстратова, Г.Б. Чукардина, Б.И. Сергеева. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
- Манжосов ВН., Огольцов ИТ., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. -М.: Высшая школа, 1979.
- Манжосов ВН. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и Спорт, 1986.
- Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Раменскам Т.Н. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 1999.
- Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустипа. — М.: Издательство «СААМ», 1995.
-Филин ВН., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
Для родителей:
- Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физ¬культура и спорт, 1977.
- Поварницин Л.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1976.
- Мищенко B.C. Функциональные возможности спортсменов. - Киев: Здоровья, 1990.