Презентация на тему Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы
Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературыАвтор:Учитель русского языка и литературыПопова Е.В.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Традиционный урок репродукцияСовременный урокуслышалувиделзаучилспросилоткрылсоздалтрудностиНеразвитость самостоятельных навыковработыРечевой барьерНизкий уровень когнитивных способностей
ФГОСУУДЛичностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношенияхРегулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Личностные УУДсамоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
К личностным УУД относятся:• положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;• желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;• осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;• осваивать новые виды деятельности;• участвовать в творческом, созидательном процессе;• осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;• осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа,определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;• стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающейсреды и своего здоровья.
Для формирования личностных универсальных учебных действий используютсяследующие виды заданий:• участие в проектах;• творческие задания;• зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;• мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;• самооценка события, происшествия;
Применение технологий для развития личностных УУДТехнология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения;повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог - представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы2.Подводящий к теме диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активизируют и, соответственно, развивают логическое мышление учеников3.Сообщение темы с мотивирующим приемом - суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).
Технология продуктивного чтенияЭтапы чтения:до начала чтения• в процессе чтения• после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказываютсвои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения.Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросына понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходучтения проходит словарная работа (т.е. медленное движение за автором построчкам, диалог с автором).Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.3 этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечаютна вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел,«спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.
Информационно-коммуникационная технологияИспользование ИКТ на уроках литературы и русского языка позволяет развиватьумение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающегомира; овладевать практическими способами работы с информацией; развиватьумения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современныхтехнических средств.