Сценарий классного часа на тему Праздник осени (1класс)


Праздник осени – праздник урожая.
Вначале показываем презентацию « Осень» с музыкой. В конце стоп-кадр с осенью.
Далее выходят Алина, Ника, Алёша, Антон с ведущими.
Рита:  Здравствуйте ребята! Осень – дивная пора.  Как говорят в народе: «Осень словно золотом дорогу устлала». В удивительные наряды облачаются деревья, преображаются леса, пашни, луга…
Чтец 1 (Алина):
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защищать от ветра шалого
Лесную праздную красу.
Зима, красавица суровая!
Ты подожди, ты не спеши!
Деревья жёлтые, багровые
Так праздничны, так хороши!
Чтец 2 (Ника):
И о тебе, зима, сверкающей,
Мы тоже будем песни петь.
Ты подожди, ведь мы пока ещё
Хотим на осень поглядеть.
Очень нравится нам любоваться,
Как листочки под солнцем горят.
Мы с тобой не хотим расставаться,
По душе нам твой пёстрый наряд.
Таня: Праздник осени – это радость от собранных даров природы, которыми щедро нас наделяет Господь. Это и отдых от весенних и летних забот, когда надо было посеять семена, ухаживать за всходами, поливать, бороться с сорняками и вредителями, бережно собрать плоды... Это и есть праздник урожая. А, скажите, ребята, какие дары матушки земли вы знаете? (Ответы детей: фрукты, ягоды, орехи, мёд, грибы, овощи, злаки и даже,  лекарственные травы).Правильно. Очень хорошо.
Чтец (Алёша)
Ягоды, грибы лесные,
Хлеб полей, садов плоды –
Это всё дары Святые –
Бога Щедрого дары!
Чтец 3 (Антон):
Осень! Славная пора!Любит осень детвора.Сливы, груши, виноград –Все поспело для ребят.Праздник урожая –Весело встречаем,Приходи, мы ждем тебя,Осень золотая!
Садятся на свои места.
Выходят девочки - Саша, Ксюша Юрманова, Алина Моросина, Милена, Катя, Диана – поют песню.
Песенка «Что нам осень принесет?» 
Что нам осень принесет? Что нам осень принесет? - Яблоки румяные, сладкий мед, Яблоки румяные, сладкий мед.
Что нам осень принесет? Что нам осень принесет? - Разных овощей полный огород, Разных овощей полный огород!
Что нам осень принесет? Что нам осень принесет? - Золотого хлебушка на весь год, Золотого хлебушка на весь год!
Выходит Маша с дарами
Сценка «Дары осени»:
Появляется Осень с корзинкой, в корзинке - в прозрачных мешочках немного муки, гречки, овощ, груша, яблоко, маленькая баночка мёда. По ходу сценки Маша вынимает и даёт девочкам.
Таня:
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!
Хорошо, что к нам пришла.
У тебя мы осень спросим,
Что в подарок принесла?
Осень (Маша): - Принесла я вам муки.
Таня (дети помогают): - Значит, будут … (пироги)!
Осень (Маша):  - Принесла вам гречки.
Таня (дети помогают): - Каша будет в …(печке)!
Осень: - Принесла вам овощей.
Таня: - И для супа, и для … (щей)!
Осень: - Рады ли вы грушам?
Таня: - Мы их впрок…(посушим)!
Осень: - А уж яблоки как мёд!
Таня: - На варенье, на … (компот)!
Осень:  - Принесла я мёду.
                 Полную колоду!
Девочки:  - Спасибо тебе осень. (кланяются)
Осень и девочки садятся на свои места.
             
Рита: - Овощи все полезны и вкусны. Особенно они хороши, когда выращены своими руками. Я надеюсь, что каждый из вас был летом хорошим помощником старших – трудился на даче: поливал овощи, полол грядки, собирал урожай.
Таня: - Кто расскажет, что вырастил своими руками, какой собрал урожай – какие овощи или фрукты?(дети должны перечислить как можно больше овощей и фруктов. Помогаем, подсказываем – картофель, кабачок, тыква, горох, морковь, перец, помидоры, свекла, лук, капуста, огурец, топинамбур, тыква… яблоки, сливы, смородина…). Молодцы! Особенно те, кто потрудился на своём огороде!
Чтец 4 (Серёжа Жеребцов)
Нет вкуснее яблок спелых, Это знает детвора. Как мы яблоки увидим, Сразу все кричим: «Ура!»
Любим свёклу мы, морковку И капусту тоже есть, Потому что витамины В овощах и фруктах есть!
Рита:  - Ребята, а что потом делают с собранными овощами? Правильно, везут на овощехранилище. А ещё что? консервируют, маринуют, солят на зиму. А что солят? (Ответы детей: капусту, огурцы, помидоры). Правильно. А зачем? … Потому что зимой мы вырастить ничего не можем и человек, таким образом, создаёт запасы на зиму.
 
Таня: - Кстати говоря, животные тоже делают запасы на зиму. Кто, например? Правильно, мыши, белки. Давайте с вами поиграем в игру «Помоги белочке» - поможем белочке развесить грибы на верёвочку.
Игра «Помоги белочке» 2 команды по 3 человека
 Детям дают картонные грибы по 10 шт с дырочками. Их нужно достать из корзинки, нанизать на верёвку, кто быстрее, тот и выиграл.
Рита:  - Следующий конкурс называется…
Конкурс «Отгадай овощи-фрукты» 2-3 участника по очереди
Корзинка, в которой лежат овощи и фрукты (например, яблоко, груша, апельсин, свекла, картошка, лук). Завязываем глаза. Участник достаёт из корзины по одному фрукту (овощу) и называет его. Что отгадал, кладём в одну сторону; не отгадал – в другую.
Загадки – ведущие загадывают поочереди.
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (Осень)
Сидит – зеленеет,
               Падает – желтеет,
               Лежит – чернеет (Лист)
Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)
       4.  Лето целое старалась,
             Одевалась, одевалась,
             Все наряды отдала,
             Сотню одежонок             Сложили мы в бочонок
                                       (Капуста)
5. Неказиста, шишковата,        6. Он никогда и никого
   А придет на стол она,                 Не обижал на свете.
   Скажут весело ребята:               Чего же плачут от него
  “Ну, рассыпчата, вкусна!”          И взрослые, и дети?
          (Картофель.)                                                                   (Лук.)
7. Летом – в огороде,                    8. Растут на грядке
  Свежие, зеленые,                             Зеленые ветки,
  А зимою – в бочке,                           А на них
  Крепкие, соленые.                           Красные детки.
             (Огурцы.)                                                       (Помидор.)
9. Красная мышка     
  С белым хвостом          
  В норке сидит                    
 Под зеленым листом.        
               (Редиска.)    
    
Слава Жигарев хотел загадать загадку.
10. Вырос в поле дом,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе золотом.
        (зерно)
11.  Корабль – великан не по морю плывёт.
Корабль – великан по земле идёт.
Поле пройдёт – урожай соберёт.
        (комбайн)
12. В печь его сперва сажают,
      А как выйдет он оттуда,
       То кладут его на блюдо.
       Ну, теперь зови ребят!
       По кусочку все съедят.
                                    (пирог)
Смотрим презентацию о хлебе. В конце стоп-слайд (последний)!
Рита (показывая на слайд):
Вот хлеб – высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной,
Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно.
 
Таня:  - Ребята, давайте с вами вспомним, как выращивают хлеб.  
В какое время года пашут землю под посев? (осенью)
Когда сеют? (Если весной – называется яровая пшеница, осенью – озимая, т.е. под зиму)А кто знает, когда собирают урожай хлеба? (В июле и в августе.  В народе была такая поговорка: «Июнь с косой по лугам прошёл, а июль с серпом по хлебам побежал» - т.е. в июне косили траву, запасали сено на зиму, а в июле собирали урожай хлеба).Выходят Слава Небогатиков и Алина.
Чтец 6 (Слава Небогатиков)
Зернышко соединило
Многие труды
Труд земли, живые силы
Солнце и воды
И, конечно, человека
Доброту и труд.
Лишь они одни от века
Нам плоды дают.
Чтец 5 (Алина)
Смотрят в небо васильки
Синими глазами.
Золотятся колоски,
Ходит рожь волнами.
Расстилаются поля
Без конца и края.
Хлебом кормит нас земля
Матушка родная.
Слава и Алина садятся на свои места.
Рита:  - А кто знает, из чего делают хлеб в Китае? Правильно, китайцы едят рисовые лепёшки… Итак, поля засевают весной хлебными растениями. А вообще, какие вы знаете хлебные растения? (ответы – это рис, пшеница, ячмень, овёс, рожь и кукуруза). Молодцы.
Таня:
Конкурс  «Отгадай, что это за колосок» (не участвуют Алёша, Маша, Алина Черепанова, близняшки – были на празднике). 2 команды, каждой команде выдаются одинаковые карточки – по 4 карточки. Ваша задача отгадать, какой колосок изображён на картинке и что  из него можно приготовить – какой хлеб или кашу?
 
Ну, как готовы? Результаты конкурса (пшеница – белый хлеб, рожь – чёрный хлеб, овёс – овсяная или геркулесовая каша, ячмень – перловая каша, перловку часто добавляют в суп-рассольник).Игра: Как хлеб оказывается на нашем столе?
Конкурс называется – путь хлеба. Нам нужны 2 команды по 6 человек. Каждой команде мы выдаём набор карточек. Ваша задача – выстроиться по порядку с карточками в руках, тем самым показывая, какой путь совершает хлеб, чтобы оказаться на нашем столе. Победит та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание. Итак, раз-два-три. Начинаем. (Ответ: сеялка-колосья-комбайн-зерноток-мельница-хлеб).
Молодцы! Садитесь на свои места.
- А кто ещё подготовил стихи о хлебе? Выходят Илья Гарбуз, Соня, Настя Лебедева, - вообщем те, кто ещё подготовили стихи о хлебе. Читают стихи.
Рита :  В заключении мы желаем вам:
            Чтобы хлеб был всегда на вашем столе
            И счастье в каждом доме на земле.
Таня:  Пусть на земле не будет никогда беды,
            Пусть зреет колос и цветут сады!
Всем спасибо! А теперь угощения и сувениры в память о нашем празднике.