Урок литературного чтения А.С. Пушкин «Лирические стихотворения»


МКОУ «Сызгинская ООШ»
«Мой лучший урок литературного чтения»
Тема: А.С. Пушкин «Лирические стихотворения»

Составитель: Мухаматнурова Линура Рафаиловна
учитель начальных классов


2015 г.
Конструкт урока
Тема: «А.С. Пушкин Лирические стихотворения»
УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова Литературное чтение
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина .Задачи:
Предметные: обучающиеся будут учиться:  работать с поэтическим текстом, передавать  с помощью интонации настроение поэтов, видеть и понимать красоту природы,  определять понятия: сравнение, рифма, логическое ударение, пауза, обогащать читательский опыт,  наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.
Метапредметные: будут овладевать способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, сравнивать, устно рисовать картину природы, слушать собеседника, вести диалог, оценивать свои достижения, уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником, словарём, рабочей тетрадью.
Личностные: повышение мотивации к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. развивать умения выразительно читать произведения, передавая интонацией настроение: находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроения лирического героя.
Технологии: элементы игровой технологии, системно – деятельностного подхода, здоровьесберегающей технологии.
Оборудование: портрет А.С Пушкина, книги писателя, доска, мультимедийная установка
Этапы Деятельность учителя и учащихся Формируемые результаты и УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке
Встали красиво, выровнялись. Садитесь.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
.Речевая разминка (слайд№1)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко
- О чём скороговорка? (скороговорка о том, как нужно правильно говорить)
- какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений)
- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.
- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова. 1.Самооценка готовности к уроку (Л)
2.Учебно – познавательный интерес, организация рабочего места.(М)
2. Проверка домашнего задания
Цель: проверить выразительное чтение стихотворения Выразительное чтение стихотворения «За весной, красой природы…» 1.Волевая саморегуляция (Р)
2.Умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
3. Актуализация опорных знаний и способов действий
Цель: актуализация знаний о творчестве А.С. Пушкина. Слайд 2 (Портрет А.С Пушкина).
Сформулируйте цели сегодняшнего урока
(Мы продолжим знакомиться с творчеством А.С. Пушкина, учиться читать его стихи)
Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать? ( Мы думаем, что стихи о зиме)
Прослушивание аудиозаписи «Уж небо осенью дышало»
Ваши впечатления? (грустно, ведь наступила осень)
О каком периоде осени говорится в стихотворении? (о поздней осени)
Слайд 3 (словарная работа)
Как понимаете слово «караван»? ( движущаяся вереница друг за другом)
Найдите значения слова «сень»?
Сень – это то, что покрывает кого – нибудь, что – нибудь.
К слову «Скучная» найдите близкие по смыслу слова. Запишите в рабочую тетрадь.
1.Умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
2.Контроль, коррекция, прогнозирование (Р)
3. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения (М)
4 Физминутка.
Цель: снятие физического и психологического напряжения у учащихся путём переключения на другой вид деятельности Музыкальная физкультминутка Установка на ЗОЖ (Л)
5 Продолжение работы по теме урока.
Цель: умение работать с текстами в сравнении, уметь выделять главное, уметь анализировать прочитанное произведение. - Ребята, посмотрите внимательно, откуда этот отрывок? (из романа «Евгений Онегин»Прочитайте следующий отрывок «В тот год осенняя погода..»Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Докажите, что зима долго не наступала.
Прочитайте, что увидела Татьяна выглянув в окно? (Слайд4)
- Какие слова и выражения вам не понятны?
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Аудиозапись «Опрятней модного паркета
С чем сравнивается речка, покрытая льдом?
С каким настроением мальчики скользят по льду?
Какое из данных двух стихотворений вам больше нравится и почему? 1.Поиск и выделение информации, выдвижение гипотез и их обоснование (П)
2. Аргументация своего мнения и позиции, умение выражать свои мысли (К)
3. Смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)
6. Рефлекция учебной деятельности
Цель: оценивать собственную деятельность Задаёт вопросы, направленные на осознание учащимися своей учебной деятельности.
Какая была основная цель нашего урока?
Удалось ли вам достичь поставленных учебных задач? 1.Рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
2. Самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности (Л)
7. Подведение итогов урока
Какие отрывки из стихотворений соответствуют вашему сегодняшнему настроению?
Домашнее задание : выучить любое понравившееся стихитворение 1.Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности (Р)
2. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (К)