Конспект внеклассного мероприятия «Как победить вредные привычки»
Конспект занятия «Как победить вредные привычки»
Задачи: Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни; Дополнить представления подростков о вредных привычках; Способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению, алкоголю, наркомании; Побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; Воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые педагоги!
А знаете, мы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю!
При встрече люди издревле желали друг другу здоровья:
«Здравствуйте, доброго здоровья!»
«Как ваше драгоценное здоровье?!»
Недаром русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».
Вопросы:
Ребята, скажите, пожалуйста, какого человека вы считаете здоровым?
Что значит быть здоровым?
Что же мешает быть здоровым? Какие вредные привычки преследуют многих людей в жизни? (Курение, пьянство, наркомания)
Что нужно делать, чтобы быть здоровыми? (Подсказка – каждое утро делаю зарядку и умываюсь холодной водой…)
Ведущий: Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…
Сегодня мы будем говорить о здоровье и о вредных привычках, которые мешают людям вести здоровый образ жизни.
Прием “Ассоциации”. Каждому ученику выдаются три полоски бумаги, ведущий медленно называет слова, учащиеся при этом должны записать на полосках бумаги свои ассоциации по поводу произнесенных слов, например, солнце – тепло, свечение и т. д. Просьба: работать самостоятельно, писать разборчиво, откровенно. Учитель говорит: “Наркотик”, учащиеся записывают свои ассоциации, затем через минуту ведущий называет слово «Алкоголь» и учащиеся пишут ассоциации, в третий раз называется слово «Курение». Далее сбор материалов с ассоциациями, перемешивание, раздача трех ассоциаций каждому, каждый ученик зачитывает вслух всей группе доставшиеся ассоциации, во время чтения каждый ученик выбирает несколько личностно значимых ассоциаций и записывает в свою тетрадь. (Ответы учащихся: наркотик – убийца, это тихая война, короткое удовольствие, первая выкуренная сигарета, гибель от передозировки, добровольное сумасшествие и др.). Значит, употребление алкогольных напитков, психотропных веществ, курение, наркотики – это пагубные пристрастия человека. Итак, тема занятия “Нет — пагубным привычкам! ”
Ведущий: Пришло время открыть первую главу.
«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации», – так говорил О. де Бальзак. А вы согласны с этим высказыванием? Почему?
Ребята выступают, делятся своим мнением.
Ведущий: Есть такой анекдот. Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет».
Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:
- А почему стариком не будешь?- Потому, что до старости не доживёшь.- А почему собака не укусит?- Так с палкой ведь ходить будешь.- А почему вор в дом не залезет?- Потому что всю ночь будешь кашлять
Страница «Курить – здоровью вредить»
Ведущий: К сожалению, почти у всех людей есть вредные привычки. К ним относится и курение. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют уже в 10-14 лет, а некоторые и раньше. Почему же они пробуют курить? (Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)
А можно ли отличить курящего человека от некурящего? Давайте поиграем в игру
«Ассоциации на слово «курильщик».
Дети по кругу перекидывают мяч и называют ассоциацию на слово «курильщик» (жёлтые зубы, ухудшение внешности, неприятный запах, и т. д.)
Хотите ли вы быть похожими на таких непривлекательных людей? (ответы детей).
Информация:
Зубы курящих обычно желтоватого цвета – это отложение на их поверхности табачного дегтя. Полость рта начинает издавать специфический неприятный запах.
У курильщиков хриплый голос, это вызвано постоянным раздражением слизистой оболочки голосовых связок. Голос теряет звучность и чистоту, что особенно заметно у девушек.
Курильщиков обычно выдает цвет лица: желтоватый или с серым оттенком. Итак, курение сопровождается весьма неприятным внешним видом курильщика.
Постоянное курение всегда сопровождается бронхитом, который проявляется кашлем!
Ведущий: Действительно, многие, и взрослые и дети, курят. Сначала они испытывают от первой выкуренной сигареты тошноту, головокружение, слабость. Но потом все проходит, и курение становится дурной привычкой, от которой человек не в состоянии избавиться годами.
Так ли бесследно проходит курение для растущего, еще не окрепшего организма? В вашем возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов. Ухудшается работа сердца. Курильщики «глупеют», плохо запоминают материал, им труднее учиться.
1-й ученик:
Девочки курят. Тонкие пальчикиВ плен сигареты красиво берут.Рядом – пивко и, конечно же, мальчикиЛихо бранятся и смачно плюют.Жёлтыми станут и зубки, и пальчикиС годами. Сгниёт изнутри организм.На некурящих женятся мальчики.Прокурят девчонки, профукают жизнь.
2-й ученик:
Маленький мальчик с детства курил,В городе все сигареты скупил.Стало на улицах не продохнуть,Надо сигары в киоски вернуть!Но запах дыма опять поманил,И юную жизнь «Беломор» погубил…Если вам, дети, здоровье дороже,Не будьте с мальчишкой-курильщиком схожи!
3-й ученик:
Сердце, легкие больны:В этом нет сомнения.Я здоровьем заплатилЗа свое курение.Никотин – опасный яд,Сердце поражает,А смола от сигаретВ бронхах оседает.А угарный газ СОПопадает с дымом.Он в крови вступить готовВ связь с гемоглобином.Ведь курильщиков всегдаГипоксия мучит.Я хочу, чтобы и тыБросил эту гадость.
Ведущий: Давайте сейчас с вами проведем опыт, показывающий, как влияет никотин на легкие человека.
Опыт «Легкие курильщика».
Описание: В пластмассовую бутылку помещают комочки ваты. В крышке прорезают отверстие и вставляют пластмассовую трубочку. Далее в эту трубочку вставляется зажженная сигарета. Немного сдавливая и отпуская бока бутылки, наблюдаем, как табачный дым, проникая внутрь, оседает на ватных шариках.
Обсуждение.
Ведущий: Табачный деготь – сильный канцероген, то есть вещество, вызывающее злокачественные опухоли органов дыхания. При сгорании 1 кг табака образуется в среднем 55 г табачного дегтя. Человек, который ежедневно выкуривает 10 сигарет, за год пропускает через себя 400 г табачного дегтя.
Ученик:
Если куришь ты без меры –Знать пора тебе давно,Что куренье для примера –Это глупо и смешно!Пусть сигара – это круто,От неё любой чудак завоняет, как ишак!Вот и томная девица сигарету подожжёт.Дымом как начнёт давиться,Что того гляди – помрёт,Ведь она на всё готова,Лишь бы вдруг заметил он.Но желтеет, как лимон.Всё, что мы вам рассказали,Знают все наверняка.Но совсем нам не понятно,Что ж вы курите пока?Что куренье – это мерзость,Мы хотели вам внушить,Потому – БРОСАЙ КУРИТЬ!
Ведущий: Я хочу завершить эту страницу словами китайского мудреца Лао-То: «Тот, кто может победить другого – силён; тот, кто побеждает самого себя — воистину могуществен».
Дыхательная гимнастика: «Кто быстрее и больше надует шар».
Страница «С водкой дружить – здоровье сгубить»
Ведущий:
«Похититель рассудка» – так именуют алкоголь с давних времен. Спирт начали получать еще арабы в VI-VII веках и называли его «аль коголь» что значит «одурманивающий». И с тех пор алкоголь дурманит весь мир.
Всем известно, что алкоголь и его суррогаты не безобидны, а последствия их употребления опасны и безобразны.
Поднимая бокал с шампанским, выпивая рюмку водки, мы вводим в организм алкоголь. Алкоголь воздействует на нас следующим образом: сначала возбуждает, а затем разрушает. Пьянство на Руси не поощрялось никогда. Даже был введен орден «За пьянство»: пластина с ошейником весом около 4 килограммов. Эту «награду» заядлый «выпивоха» должен был носить на шее длительное время.
Чем же вредно пьянство? (Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек испытывает разбитость, слабость, вялость, отсутствие аппетита, сухость во рту и повышенную жажду; снижение работоспособности и др.) Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве.
Вдумайтесь в эти цифры:
90% умственно отсталых детей – это дети алкоголиков;
в пьющих семьях 45% детей недоразвитые и больные;
в пьющих семьях мертворожденные дети появляются чаще, детская смертность в 3 раза выше;
одна рюмка водки снижает работоспособность на 30%;
в состоянии опьянения совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений.
Ведущий: С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства поэт Роберт Бернс. Его слова актуальны и в наше время:
«Для пьянства есть такие поводы:поминки, праздник, встреча, проводы,крестины, свадьба и развод,мороз, охота, новый год,выздоровленье, новоселье, печаль, раскаянье, веселье,успех, награда, новый чин и просто пьянство – без причин»
Игра «Чёрный ящик» — прочитай и объясни пословицу.
Пьянство — это добровольное безумие.
Хватил винца — не стало молодца.
С пьянством водиться — что в крапиву садиться.
Кто чарку допивает, тот век не доживает.
Был Иван, а стал «болван», а все вино виновато.
Пропойное рыло вконец разорило.
Вино входит — ум выходит.
В стакане тонет больше людей, чем в море.
Вино с разумом не ладит.
Ведущий: Вы, конечно, ребята видели «оживленных» пьяных людей на улице. Кстати, не очень-то и приятно смотреть на них. Правда, ребята? Многие дети, к сожалению, знакомы с этой бедой воочию: частенько им приходится слышать пьяную ругань и в своем доме, а некоторым — даже терпеть пьяные побои родителей. А начинали эти взрослые тоже с первой сигареты, с первой рюмки… Ребята, разве вы хотите быть такими же?
Дети пьющих родителей спиваются раза в 4–5 быстрее, чем дети непьющих родителей. Женщины спиваются в силу биологических причин намного быстрее мужчин. Психическая деградация женщин идет в 3–5 раз быстрее, нежели у пьющих мужчин. Люди, как правило, спиваются через употребление слабоалкогольных изделий – пива, шампанского, вина и т. д.
Ученик:
Послание пьющей матери
Когда в угаре пьяном ты лежишь,Не понимая, где ты, что с тобою,Не видишь ты, как рядом твой малышТвоей щеки касается рукою.Потом наплакавшись, намучившись, уснетНа самом краешке неубранной кровати,Как будто на минутку прикорнет,Свои силенки попусту не тратя.Он голоден и ждал тебя весь день,Свою любимую, такую дорогую.Ты в дверь ввалилась – челка набекрень –Сказала пьяно: «Сын, дай поцелую…»В кровать свалилась, будто умерла,А сын не понял, что случилось с мамой,Но чтоб с кровати мама не сползла,Он рядом лег – он будет ей охраной.Он знает: страшно падать вниз-Поэтому ее он охраняет.Он взрослый малый, а что есть каприз –Об этом даже не подозревает.Ах, мама! Знаешь ли сама,Что край кровати пропасти подобен?!Еще чуть-чуть – и ты на дне одна!И сын тебе помочь уж не способен!Очнись и посмотри в глазаРодной кровиночке, сыночку дорогому!Чтобы его невинная слезаНе стала морем у порога дома.
Ведущий: Алкоголизм в подростково — юношеском возрасте формируется в сжатые сроки, обычно тем быстрее, чем раньше начато употребление алкоголя. Нередко он формируется в течение 2–4 лет.
Алкоголь – оружие массового уничтожения населения. Индейцы Северной Америки в свое время были уничтожены не только огнестрельным оружием, но и “огненной водой” (алкоголем).
Ведущий: Жизнь на нашей планете зародилась в воде. Организм человека состоит из нее на 80%. Значит, без нее нет жизни. Давайте, ребята, вместе с вами выявим, как влияет спирт на живые организмы. Сейчас наши лаборанты продемонстрируют вам эксперименты.
Эксперимент 1
Нередко мы слышим, что водка помогает пищеварению и усвоению еды. Так ли это? Давайте проверим. Возьмем немного хлеба, колбасы, сыра и поместим в три пробирки, куда добавим воду. Продукты размокают, растворяются и переходят в раствор.
А в три другие пробирки прильем спирт. Продукты не растворяются, не размокают, как бы консервируются. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Спирт и вода не способствуют перевариванию и усвоению питательных веществ.
Эксперимент 2.
Как влияют вода и спирт на состояние мозга человека? Возьмем пробирку и прильем яичный белок, затем нальем воду. Белок хорошо растворяется в воде. Теперь добавим спирт. Белок свернулся, и клетки погибли. Какой вывод можно сделать по опыту?
Вывод: Алкоголь убивает и разрушает мозг. Поэтому про пьяниц говорят, что «они пропили свой ум». Водка губит мозг, лишает человека возможности говорить, ходить, думать, чувствовать, мозг высыхает.
Ведущий: Пьянство и алкоголизм сами по себе не отомрут, не исчезнут и «питейные» обычаи. Необходима упорная борьба с пережитками прошлого, в которой должен принять участие каждый. С давних пор у нашего народа лучшим выражением гостеприимства считалось угощение чаем с вареньем, пирогами, различными сладостями. За чашкой чая гости беседовали, веселились и возвращались домой отдохнувшими, с хорошим настроением. Для того чтобы встретиться и поговорить с друзьями, не нужно искусственного взбадривания. Думаю, что не следует забывать эту традицию. Гости должны знать, что в вашем доме алкоголь не господствует. Любой праздник, любое торжество станут намного веселей и содержательнее без спиртного».
Ведущий: Легче быть счастливым, чем несчастным. Легче любить, чем ненавидеть. Нужно лишь приложить усилия и жить, любить, работать. Здоровье — это самое главное богатство человека. И сейчас мы переходим к третьей страничке «Скажем наркотикам нет»
Страница «Нет — наркотикам!»
Свет приглушается. Из глубины сцены появляются 4 участника в черной одежде со свечами в руках. Каждый участник поочередно высвечивается лучом прожектора.
Парень. Я стал наркоманом пять лет назад. В последний год мое здоровье резко ухудшилось. Все время я проводил в подвалах. Родители, узнав, что я наркоман, отправили меня на лечение. В больнице сказали, что у меня СПИД. Ровно четыре месяца назад я уснул и не проснулся.
Выходит «Смерть», забирает свечу у парня и гасит ее.
Девушка. У меня есть старший брат, я всегда гуляла с его компанией. Однажды мы отдыхали на даче, и там я впервые попробовала наркотик. А потом без этого не могла обходиться. Я умерла от передозировки.
«Смерть» подходит к ней, забирает свечу и гасит ее.
Бизнесмен. Я – бизнесмен. У меня двое детей, жена. Однажды я поехал в длительную командировку в курортный город. Там познакомился с девушкой. Она была наркоманкой, но я полюбил ее. Сначала я пытался помочь ей, но постепенно втянулся в это сам. Через три года я умер.
«Смерть» подходит к нему, забирает свечу и гасит ее.
Девочка. Сейчас мне было бы14 лет. Я была бы высокой брюнеткой с карими глазами. Каждый день я бы радовалась солнцу, щебечущим птицам, вечерами на улице с ребятами пела бы песни под гитару… Но моя мама была наркоманкой еще до того, как я родилась. Я умерла вместе с мамой.
«Смерть» подходит к ней, забирает свечу и гасит ее. Звучит музыка. Дается полный свет.
Парень. Люди! Не повторите наших ошибок!
Девушка. Не обрекайте себя на полное уничтожение!
Бизнесмен. Это говорим мы – погибшие от наркотиков!…
Свет приглушается. Участники медленно уходят в глубину сцены. Звучит музыка.
Ведущий: (задает вопросы зрителям):
Что самое страшное в наркомании?
На что толкают наркотики?
Как уберечься от наркотиков?
Какое решение предлагаете Вы?
Ведущий: Вы думаете, что наркомания начинается с первого укола? Нет!
Наркомания начинается с первой выкуренной сигареты.
Прежде, чем купить и попробовать наркотик или любой токсикант, подумай: а зачем тебе это надо? Кроме дополнительных проблем ничего хорошего не получишь.
Если, попробовав дури, тебе захотелось повторить, знай, ты – в начале пути к своей безвременной смерти. Но еще до ее прихода ты испытаешь такие муки и страдания, каких не пожелаешь своему злейшему врагу.
Итак, где бы, в какой — бы ситуации ты ни оказался – скажи сам себе твердо и решительно: НАРКОТИКУ – НЕТ!
Лжец тот, кто делит наркотики на сильные и слабые, утверждая при этом, что последние безвредны.
Игра «Диалог с товарищем»
(На подносе разложены карточки красного цвета с вариантами предложений. Учащийся берет одну и громко читает. На другом подносе лежат карточки зеленого цвета с вариантами ответов. Второй учащийся берет и дает товарищу заранее подготовленный ответ)Варианты предложений
Варианты ответов
Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение? Попробуй пиво!
Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!Нет! Пойдем лучше погуляем с моей собакой!
Хочешь пиво? Никто не заметит!
Нет! Я не буду и тебе не советую!
Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.
Нет! Вредные привычки не приводят к добру!
Давай покурим! Или ты трусишь?
Нет! У меня есть новые пазлы. Пойдем собирать!
Пошли покурим. Или тебе слабо?
Нет! У меня есть более интересные занятия!
Давай покурим! После одной сигареты к курению не привыкнешь.
Нет! Я не хочу подражать тем, кто не бережет свое здоровье!Нет! Я спешу в шахматный кружок. Хочешь, пойдем со мной.Нет, я не буду! Пойдем лучше со мной на каток.Нет! Мама меня просила сходить в магазин, пошли со мной.Может, твоей маме тоже нужно что-нибудь купить.
У нас во дворе многие курят, ничего с ними не случилось. Попробуй и ты!
Нет! Лучше пойдем ко мне смотреть футбол. Сегодня финал!Нет! Лучше пойдем ко мне. Вчера мой старший брат принес новые интересные компьютерные игры, поиграем.
Ребята, скажите, пожалуйста, а чьей роли вам понравилось быть больше?
В заключение я предлагаю вам посмотреть страшные картины о курении, наркомании и алкоголе.
Показ презентации
Ведущий: На этом мы с вами закончим разговор о вредных привычках.
Нет – табаку! Нет – наркотикам! Нет – алкоголю!Выбирай себе лучшую долю.Выведи себя на правильный путь,Дай легким своим свободно вздохнуть.Чтобы здоровым остаться,Нужно творчеством заниматься.Так что в жизни тебе решать:Как быть и что выбирать.
Ведущий: А в завершении нашего урока мы соберем с вами «Дерево здоровья».
У меня на столе лежат разноцветные листочки, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, есть много сладкого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, курить, умываться, чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, читать книги, помогать маме.)Каждый из вас выбирает на моем столе понравившийся листочек и, прочитав, решает, прикреплять ли его к «Дереву здоровья» или же выбросить в корзину.
Дети под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют листочки на изображение дерева. Можно предложить детям прокомментировать свои действия.
Рефлексия:
Под красивую музыку каждый участник по очереди берет руку соседа, сидящего справа, и высказывает свое мнение:
я что-то открыл (называя конкретно что), я что-то выполнил
у меня появились вопросы или я не получил ответа на свой вопрос
что мне понравилось на этом мероприятии