Конструкт урока окружающего мира на тему Антарктида и Австралия
Защитное слово.
Здравствуйте, меня зовут Чечулина Анастасия. Представляю вашему вниманию дипломный проект на тему: «Сборник игр и упражнений для развития графомоторных навыков у учащихся 1 класса на уроках изобразительного искусства».
Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.
Школа как институт социализации предъявляет высокие требования к детям уже с первых дней учебы, при этом дополнительную сложность для школьника представляет смена социального статуса, социальной среды, вида и характера деятельности, и индивидуальной готовности к обучению. Проблема готовности к школе стала особенно востребованной обществом.
Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие устной и письменной речи как явления многогранного. Важной её составляющей считается письмо, как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека.
2 .В исследованиях различных авторов навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык» (Н.А. Агаркова), «элементарный графический навык»(М.М. Безруких), «базовые графические умения и навыки» (О.Б. Иншакова), «базисные графические движения» (Р.Д. Тригер), «графические умения» (Н.С. Пантина), «двигательный навык письма» (О.С. Филиппова). Без овладения графическим навыком, как утверждает Н.В. Нижегородцева, развитие письменной речи не может происходить успешно при освоении самой техникой письма. Овладение письменной речью на начальных этапах обучения, это залог
.Хорошие условия для упражнений создают занятия рисованием. Однако, их направленность на получение результата не представляет возможности полностью формировать тот специфический вид графических действий, которые связаны с выполнением контурного изображения, написанием букв или буквоподобных элементов.
Таким образом,возникает проблема организации и проведения в процессе рисования на уроках изобразительного искусства, таких упражнений, которые бы способствовали развитию графомоторных навыков, подготовки и совершенствования руки в процессе письма младших школьников.
№ 3 На слайде: Цель. Для того чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить следующие задачи.
Дети до поступления в школу уже овладели устными видами речи - слушание и говорение. Исследования показывают, что к 7 годам у ребёнка сформирована готовность связно говорить на определённые темы, однако, без специального обучения, большинство детей, не овладевает, в должной мере, речью в её планирующей, воздействующей, познавательной функции.
В школе учащиеся приступают к освоению новых видов речевой деятельности - чтению и письму, начинают осознанно пользоваться письменной речью при изучении всех учебных предметов.
Письменная речь появляется в результате специального обучения. По данным М. М. Кольцовой, формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.
НА СЛАЙДЕ: «формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом». М.М. Кольцова,
Профессор Сиротюк А.Л., доктор психологических наук, выделяет следующие трудности возникновения письменной речи у первоклассников и их возможные причины на начальном этапе обучения.
Таким образом, проанализировав трудности возникновения письменной речи на начальном этапе обучения письму, можно сказать о том, что основными причинами являются (НА СЛАЙДЕ)
В развитии графомоторики различают правополушарных и левополушарных детей. Физиолог Павлов И. П. пришел к выводу, что всех людей можно разделить на два типа — художников и мыслителей. Нейрофизиология находит этому анатомическое обоснование. Одна из особенностей мозга человека - это функциональная специализация полушарий мозга: левое полушарие - база логическо - абстрактного мышления, а правое - база конкретно - образного.
Леворукость ребёнка, как диагноз, по утверждению Семаго Н.Я. может быть установлена только к 10 годам.
Необходимо учитывать сформированность у учащихся межполушарных связей: глазо-двигательные (рука-глаз), а также связи со слуховым анализатором (глаз-ухо-рука). Психолог Лурия А.Р. отмечал, что «процесс письма, с полным основанием, относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности».
НА СЛАЙДЕ Графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.
Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. В отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и так далее), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. Они формируются совместно с чтением и орфографией.
НА СЛАЙДЕ Письмо - это сложный графомоторный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания при определенной функциональной зрелости коры головного мозга.
На слайде. Основные критерии развития графомоторных навыков:
определение ведущей руки;
определение уровня развития мелкой моторики рук;
определение уровня развития пространственных представлений;
выявление трудностей зрительного восприятия;
определение развития графического навыка.
На слайде. Задачи формирования графомоторных навыков:
научиться проводить различные линии по образцу;
наносить штрихи по контуру предмета в одном направлении;
при штриховке не выходить за контур предмета;
выполнять задания по речевой инструкции (дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать);
правильно держать карандаш при письме,
работать, соблюдая правильную осанку.
Учебный рисунок, служит эффективным средством познания мира и способствуют развитию и формированию зрительного восприятия, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. На уроках изобразительного искусства школьники учатся рисовать с натуры, по памяти и представлению, на темы, учатся выполнять иллюстрации и декоративные работы, в процессе которых вырабатываются графические навыки. При обучении детей младшего школьного возраста рисованию педагог должен знать, каковы же психологические аспекты.