Родительское собрание во второй младшей группе Тема: «Формирование умственных способностей младших дошкольников через игры математического содержания»
Родительское собрание во второй младшей группе
Тема: «Формирование умственных способностей младших дошкольников через игры математического содержания»
Задачи собрания:
Показать родителям важность и значимость формирования умственных способностей ребёнка.
Познакомить родителей с методами и приёмами развития умственных способностей ребёнка.
Форма проведения: творческая лаборатория с родителями.
Вопросы для обсуждения:
1.Что нужно, чтобы ребёнок вырос любознательным, умным, сообразительным?
2. Что нужно, чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться?
Подготовительная работа:
Памятки для родителей.
Анкетирование родителей.
Объявление для родителей.
Материал к собранию: для игры «Что катится»: 2 шара и 2 кубика, 2 арки – «ворота»; для игры «Сбор урожая»: мячики ( большое, поменьше, маленькое ) и коробки ( большая, поменьше, маленькая); игра «Собери фигуру», игра «Стучалочка», игра «Собери из счётных палочек», игра «Прищепки», образцы аппликаций для игры « Геометрическая мозаика», фотографии на тему «Как дети играют в игры с математическим содержанием в детском саду»; памятки для родителей – 25 штук
Ход родительского собрания:
Вступительное слово воспитателя.
Уважаемые мамы и папы! Сегодня наша встреча посвящена вопросам:
1.Что нужно, чтобы ребёнок вырос любознательным, умным, сообразительным?
2. Что нужно, чтобы все его возможности могли реализоваться, а способности раскрыться?
Три года – это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача – помочь ему в этом.
Давайте поиграем в игру «Узнай на ощупь»
(Воспитатель подходит к каждому родителю, предлагает определить на ощупь)
( Ответы родителей.)
- Действительно в мешочке фрукт помело.
Предлагаю ещё игру – соревнование «Что катится». Для игры нужно двое игроков. Кто смелый? Выходите.
Задание: кто быстрее докатит свой шар до ворот? А затем предлагает сделать тоже с кубиком.
- Что катится легче шар или кубик?
(Ответы родителей)
Организуя эту игру, обратите внимание ребёнка на острые углы, которые мешают кубику катиться. Спросите у ребёнка: - А у шара есть углы?
И вместе сделайте вывод: Шарик катится, а кубик нет.
- Как вы считаете, эти игры способствует развитию у ребёнка умственных способностей: умению сравнивать, анализировать, рассуждать?
(Ответы родителей)
Такие игры знакомят ребёнка не только с формой предметов и ещё развивают умение анализировать.
Я предлагаю вам играть с детьми дома в развивающие игры с математическим содержанием, которые помогут ребёнку не только приобрести новые знания, умения, навыки, но и развить умственные способности. Умственные способности ребёнка могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственных реакций), критичность (способность анализировать, замечать ошибки), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для решения поставленной задачи), вдумчивость, любознательность. С помощью игр с математическим содержанием можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Развивающие игры с математическим содержанием для детей 3- 4 лет строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными окружающими его предметами. Мышление детей в этом возрасте носит уже наглядно – образный характер. Ребёнок познаёт то, что видит перед собой.
В детском саду дети тоже играют в игры с математическим содержанием. (Родителям демонстрируются фотографии)
Вот дети угадывают игру « Что спрятано в мешочке»
А на другой фотографии дети играют в игру «Сбор урожая». Предложите своему ребёнку поиграть в эту игру дома, которая будет развивать восприятие и умение анализировать, сравнивать предметы по величине.
Урожай яблок (их с успехом заменят большие, средние и маленькие мячи или другие округлые предметы разных размеров) надо разложить по корзинкам (коробкам трёх разных размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние - в средней, а крупные – в большой. Материал для игры нужно подобрать так, чтобы крупные предметы не помещались в маленькой корзинке.
На следующих фотографиях дети играют в игры: "Собери фигурку" и "Стучалочка". Игра «Собери фигурку» (издательства ООО "Буратино").
Это деревянные пазлы "Животные". Игра помогает ребёнку запомнить цвета, развивает логическое мышление, внимание, память, усидчивость.
Игра конструктор + творчество "Стучалочка" (издательства "Ранок").
Эта игра развивает в ребёнке усидчивость, память, пространственное воображение и ориентирование, мелкую моторику. Воспитывает у ребёнка уверенность в своих силах. Игра содержит: деревянный молоточек, декоративные гвозди, пробковое поле, цветные картонные элементы для создания сюжетных картинок, образцы для создания сюжетных картинок (8 штук), список развивающих игр. Эти игры можно купить в магазине.
А можно взять цветную бумагу, ножницы и клей и поиграть в игру « Геометрическая мозаика», сделайте вместе с ребёнком аппликацию.
Сложите круг из двух полукругов, треугольник из двух меньших, квадрат из двух прямоугольников и т. д если ребёнок не справляется с заданием, то можно предложить разрезать, например круг пополам. А затем из половинок сложить его. Аналогично с другими с другими фигурами.
Хотите, чтобы ребёнок лучше справлялся с заданием. Наклеивайте собранные фигуры в тетрадь. Тетрадь храните, и добавляйте в неё новые элементы, сюжеты (домик из квадрата и треугольника, из трёх треугольников, солнце из двух полукругов).
Посмотрите, какие можно сделать с ребёнком аппликации. (Показ фотографий)
А на следующей фотографии дети играют в игру «Выложи из счётных палочек». Которая развивает у ребёнка логическое мышление, сообразительность, внимание, память.
А ещё прищепки – настоящая находка для родителей, которые хотят развить у ребёнка умственные способности. Можно предложить ребёнку починить забор, а у ёжика нет иголок, у солнышка должны быть лучики, туча и дождик и т. д.
Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Ребёнку ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление.
Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно когда малыш видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры с математическим содержанием, помните три правила.
Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.
Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Всё лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру. И вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.
Предлагаю вам памятки по развитию умственных способностей ребёнка.
(Воспитатель освещает содержание памятки)
2.Воспитатель раздаёт памятки для родителей по развитию умственных способностей ребёнка.
3.Итог собрания. Хочется посоветовать: в каждую игру можно играть с одним малышом, а лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью.
Спасибо за внимание.
Приложение к родительскому собранию.
1.Объявление для родителей.
Уважаемые мамы и папы!
Если вы считаете своим долгом помочь ребёнку в развитии его умственных способностей, если хотите чтобы ваш ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным, мы приглашаем вас на родительское собрание.
На собрании вы узнаете много интересного, познакомитесь с играми математического содержания, в которые вы можете играть с детьми дома.
Приходите! Вам будет интересно!
Ваше общение с ребёнком станет полезным и занимательным для него и для вас!
Воспитатели.
2.Анкета для родителей.
Уважаемый родитель, просьба ответить на вопросы!
1. В какие игры любит играть ваш ребёнок?
- подвижные___________________________
- настольно – печатные__________________
- сюжетные____________________________
2.Какие развивающие игры есть у вас дома?
_______________________________________________________________
3.Играете ли вы с ребёнком в игры с математическим содержанием?
- дома________________________________
- на прогулке___________________________
4. Какая требуется помощь педагога по методике организации игр с ребёнком дома?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Следуете ли вы рекомендациям, которые даёт педагог?
- да___________________________________
- нет___________________________________
Благодарим за участие!
Памятка для родителей.
Знания будут прочнее, если закреплять их дома.
Счёт в дороге. По дороге домой можно придумать каждому объект для счёта: ребёнок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше? Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребёнка на то, что происходит вокруг: на прогулке, по пути домой, в магазин и т. д. Задайте вопросы, например, «Покажи какое дерево высокое, а какое низкое», «Здесь больше мальчиков или девочек» и т. д.
Мячи и пуговицы. Понятие пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим мяч направо, бросим налево, вперёд, назад. Задание можно усложнить: брось мяч правой рукой, а левой рукой. В действии малыш лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко ли это? Гуляя с ребёнком, выберите какой-нибудь объект, например, сосчитайте, сколько шагов до него. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. И сравните измеренное шагами расстояние.
Счёт на кухне. Кухня – отличное место для достижения основ математики. Ребёнок может пересчитывать предметы или достать из холодильника два банана и одно яблоко, и посчитать, сколько всего фруктов. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Сложите квадрат. Возьмите плотную бумагу красного, синего, жёлтого, зелёного цветов и вырежьте из неё квадраты одного размера 10 X 10 см. Каждый квадрат разрежьте на несколько частей. Один квадрат можно разделить на две части, другой на три части. Самый сложный квадрат для малышей из 5 – 6 частей. Теперь давайте ребёнку по очереди наборы деталей, используя принцип: от простого к сложному, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
Организуя развивающие игры с математическим содержанием, помните три правила.
Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.
Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Всё лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру. И вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.