Восстановительные упражнения, как средство снижения утомляемости учащихся на уроках физической культуры


преподаватель Петрова И.А.«Восстановительные упражнения, как средство снижения утомляемости учащихся на уроках физической культуры» АктуальностьЯвление утомления - один из наиболее важных, имеющих большое практическое значение вопросов современной физиологии, а его решение - актуальная задача.Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне физиологические механизмы, осуществляющие в организме человека обмен веществ и энергии, что положительно сказывается на умственной и физической работоспособности. Восстановительная направленность физических упражнений предусматривает использование средств физической культуры для устранения нарушений физических функций организма вызванных стрессами или заболеваниями. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью подбора наиболее эффективных средств и методов для восстановления организма школьников на уроках физической культуры. Объект исследования: уровень утомления учащихся на уроках физической культуры.Предмет исследования: комплекс восстановительных упражнений для снижения утомления учащихся на уроках физической культуры. Цель исследования: изучить влияние восстановительных упражнений на снижение утомления учащихся на уроках физической культуры.Задачи исследования: 1. Подобрать и изучить литературные источники по выбранной теме. 2. Определить уровень утомления учащихся до проведения экспериментальной работы.3. Внедрить комплексы восстановительных упражнений для снижения утомления в уроки физической культуры.4. Выполнить сравнительный анализ результатов экспериментальной деятельности.5. Сделать выводы и дать заключение. Экспериментальное изучение влияния восстановительных упражнений на степень утомления на уроках физической культуры Первый этап исследовательской деятельности . Основная задача - определить степень утомления на уроке физической культуры. В эксперименте участвовали 2 группы по 8 учащихся 10 классов г. Тольятти.Утомление у учащихся на уроках физической культуры определяют по следующим функциональным пробам. Функциональная подготовленность характеризует состояние основных систем жизнеобеспечения организма, их работоспособность. Для контроля за степенью утомления были подобраны и использованы следующие тесты: Темпинг-тест. - это определение максимальной частоты движений кисти. Проба на устойчивость в позе Ромберга проводится следующим образом. Стоя на одной линии носка и пятки, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены. Определяют максимальное время устойчивости и наличие тремора (дрожания) пальцев рук. При утомлении отмечается нарушение устойчивости, появляется тремор пальцев рук.Клиностатическая проба - переход из положения стоя в положение лежа. Проба Генчи - задержка дыхания на выдохе. При утомлении время задержки дыхания резко уменьшается. Проба Штанге - задержка дыхания на вдохе. При утомлении время задержки резко снижается. В тестировании приняли участие все испытуемые, результаты были обработаны и занесены в таблицу 1.Уровень утомления по результатам тестирования в обеих группах примерно одинаковый, значительных расхождений ни в одном тесте не зафиксировано. Тестирование проводилось в течение последних 5 минут урока, со всеми испытуемыми одновременно.№ п/пГруппаТепинг-тестПоза РомбергаКлиностатическая пробаПроба ГенчиПроба Штанге1.ЭГ837,213 уд./мин14,619,82.КГ796,915 уд./мин15,121,2 Анализ литературных источников по теме исследования позволил выявить наиболее оптимальные комплексы восстановительных упражнений для уроков физической культуры. Были подобранны восстановительные упражнения для подготовительной, основной и заключительной части урока. Проведение эксперимента заключалось во внедрении этих упражнений в урок физической культуры. В течение 10 уроков учащиеся экспериментальной группы осваивали, а затем выполняли эти комплексы восстановительных упражнений. Для подготовительной части урока:Бег трусцой следует совмещать со следующими упражнениями на расслабление:1. Согнутые руки прижать к телу (без напряжений) так, чтобы предплечья с расслабленными кистями были расположены горизонтально. При этом положении рук кисти легко встряхиваются — расслабляются в такт бега.2. Расслабленно опустить руки и голову, руками в такт бега встряхивать полностью (всеми мышцами).3. Ссутулившись и несколько наклонившись вперед, свободно опустить расслабленные руки и голову. При таком положении помимо рук встряхиваются некоторые мышцы плечевого пояса, и в первую очередь грудные мышцы. Для основной части урока:Каждое упражнение делится на две части. Первая – акцентированное напряжение мышцы или группы мышц в течение 3-4 секунд. Вторая – как можно более глубокое расслабление. Усиливает эффективность упражнения своеобразный самоприказ. Например, напрягая мышцы рук, сосредоточтесь на этом ощущении и произнесите про себя: «Мышцы рук максимально напряжены». Выполняя вторую часть упражнения внушайте себе: Мышцы рук совершенно расслаблены».Комплекс упражнений на расслабление мышц рук:1. Встать прямо, поднять руки вперед, напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча. Пальцы сжать в кулак. При расслаблении руки, свободно впав вниз, совершают маятникообразные движения.2. Упражнение, аналогичное предыдущему, только руки надо поднять вверх, не стоя прямо, а наклонившись вперед.3. Сцепив пальцы рук за спиной сделать наклон вперед. Расслабляя пальцы, дать рукам возможность соскользнуть со спины. (В этом упражнении напрягать мышцы рук не надо.)Каждое упражнение выполнять 4 раза. Комплекс упражнений на расслабление мышц ног:1. Встать левой ногой на небольшое возвышение, держась для устойчивости левой рукой за опору. Поднять прямую правую ногу как можно выше вперед, мышцы ее напрячь, носок оттянуть. Расслабляя, «уронить» ногу. Повторить 2 раза. Столько же левой ногой.2. Лечь на спину, ноги согнуть, колени свободно развести. Напрягая мышцы стоп, голеней и бедер, свести с усилием колени, стопы прижать к опоре. Расслабляя ноги, вернуть их в исходное положение. Повторить 2 раза.3. Лечь на правый бок, ноги согнуть в коленном и тазобедренном суставах. Левую ногу выпрямить вверх. Расслабляясь, принять исходное положение. Повторить 2-3 раза. Столько же правой ногой. Комплекс упражнений на расслабление мышц туловища:1. Лечь на живот. Напрягаясь, прогнуться, стараясь приподнять колени, плечи и голову. Расслабляясь, принять исходное положение. Повторить 3-4 раза. (Это упражнение не рекомендуется делать пожилым людям!)2. Лечь на спину. Напрягаясь, согнуть слегка туловище, приподняв плечи и ноги. (Если равновесие в этом положении держать трудно, можно немного помочь себе руками.) Расслабляясь, принять исходное положение. Повторить 3-4 раза. Для заключительной части урока:Для снижения утомления следует вставлять паузы активного отдыха, в особенности после нагрузочных упражнений (приседаний, силовых упражнений для мышц рук и плечевого пояса и прыжков). После приседаний всегда полезно проделать несколько шагов «ленивой» походкой (неторопливо, с расслаблением и углубленным дыханием).После значительных напряжений для рук и плечевого пояса надо обязательно выполнять упражнения в расслаблении этих мышц. Быстрым поворотом туловища размахивать расслабленными руками. Постепенно, изо дня в день, можно усиливать быстроту поворотов туловища. Ноги в это время должны быть расставлены на ширину плеч. 2. И.П. – О.С.1. Расслабление туловища – наклон головы, плеч.2. Наклон туловища.3. Расслабление ног – присед.4. И.П.Освоение и выполнение восстановительных упражнений было принято учащимися с интересом. Заметно изменило отношение учащихся к урокам физической культуры. В подготовительной части урока беговые упражнения заканчивались 1 комплексом упражнений. В основной части урока, после выполнения упражнений руками, использовался 2 комплекс, если основная работа выполнялась ногами – 3 комплекс, а если при выполнении упражнений работали мышцы туловища, то использовался 4 комплекс восстановительных упражнений. В заключительной части урока использовались последние два упражнения. Последний этап экспериментальной работы. Задача этапа - повести повторное изучение уровня утомления учащихся на уроках физической культуры. В повторном тестировании приняли участие все испытуемые, результаты были обработаны и занесены в таблицу 2.Уровень утомления по результатам тестирования в обеих группах изменился. В экспериментальной группе произошли более значительные изменения во всех тестах, в контрольной - только в некоторых и не значительно.№ п/пГруппаТепинг-тестПоза РомбергаКлиностатическая пробаПроба ГенчиПроба Штанге1.ЭГ969,811 уд./мин17,128,32.КГ797,315 уд./мин15,322,4 Для выполнения сравнительного анализа была подготовлена сводная таблица результатов тестирования.№ п/пГруппаТепинг-тестПоза РомбергаКлиностатическая пробаПроба ГенчиПроба Штанге1.ЭГ969,811 уд./мин17,128,32.ЭГ837,213 уд./мин14,619,8динамика131,622,58,51.КГ797,315 уд./мин15,322,42.КГ836,915 уд./мин15,121,2динамика40,400,21,2Сравнительный анализ результатов тестирования Для наглядности была подготовлена диаграмма, на которой отражена динамика изменения уровня утомления учащихся на уроках физической культуры.На диаграмме видно, как изменился уровень утомления учащихся на уроке физической культуры экспериментальной группы, во всех тестах результат улучшился. В контрольной группе изменений практически не произошло.Динамика изменения уровня утомления учащихся ЗаключениеАнализ литературных источников и выполнение экспериментальной деятельности позволило сделать следующие выводы:Причиной развития утомления могут служить многие изменения в деятельности систем вегетативного обеспечения, прежде всего дыхательной и сердечно-сосудистой. Главное следствие таких изменений - снижение кислородтранспортных возможностей организма работающего человекаВосстановительные упражнения можно использовать во всех частях урока для снижения утомления после выполнения упражнений с высокой и средней нагрузкой, тем самым регулируя нагрузку на уроках физической культуры. Возникновение и развитие утомления зависят от сложности работы и степени тренированности. Выполнение привычных движений отодвигает наступление утомления, а сложные и малознакомые движения ускоряют его развитие. Необходимо осуществление подхода в работе с учащимися и учета анатомо-физиологических особенностей для сохранения и укрепления здоровья.Для ускорения восстановительных процессов в спортивной практике используют различные средства. Одним из них служит активный отдых - переключение с одного вида деятельности на другой.Предложенные исследователями и внедренные в уроки физической культуры восстановительные упражнения дали результат, а значит, могут быть использованы в процессе физического воспитания школьников. Благодарю за внимание!