Артикуляционная гимнастика (правила и упражнения).


Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.  Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Проводить гимнастику нужно ежедневно.
Каждое движение выполняйте перед зеркалом не менее 5-7 раз. Статические упражнения удерживайте в течение 10-15 сек. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 
Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.
Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действием ребенка).
Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.
ПОМНИТЕ:

Гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ МЫШЦ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ. САМОМАССАЖ ЯЗЫКА

Язык погладить губами, а затем постукать губами, произнося звуки Пя-пя-пя (язык между губами).
Язык погладить зубами, а затем похлопать (слегка покусывать) зубами от серединки языка к его кончику. И снова погладить зубами.
Повторить 1 упражнение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ГУБ

Комплекс № 1.

«Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Заборчик». Верхние и нижние зубы сомкнуты и обнажены. Губы в улыбке.
«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«Бублик» или «Рупор». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Чередование положений губ:

Упражнения 1 и 3; 2 и 5; 1 и 6; 2 и 4.

Комплекс № 2.

Улыбнуться и потянуть звук И-И-И.
Сделать из губ трубочку и потянуть звук У-У-У.
Чередовать звуки И-У, И-У.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКОВ
Для звуков [с], [з], [ц]
«Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу и произнести: Пя-пя-пя
«Лопатка». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, сосчитать до пяти.
«Иголка». Рот открыт. Язык высунуть далеко вперед. Напрягать мышцы языка и делать его узким. Удерживать на счет от 1 до 5-10.
«Чистим зубы». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Широким кончиком языка погладить с наружной стороны нижние зубы, делая движения языком из стороны в сторону, затем то же с внутренней стороны. Выполнить это упражнение с верхними зубами. Следить, чтобы язык во время поглаживания оставался широким.
«Язык-силач». Слегка улыбнуться. Приоткрыть рот. Опустить широкий кончик языка к нижним передним зубам и упирай язык в зубы.
«Качели - 1». Улыбнуться. Открыть рот, как при звуке (а). 1) Опустить широкий кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержать на счет «раз».2) Поднять широкий язык за верхние зубы и подержать на счет «два». Чередовать упражнения 1и2 имитируя движения качелей. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Качели – 2». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами, затем между нижней губой и нижними зубами.
«Качели – 3». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку.
«Качели – 4». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.



Для звуков [ш], [ж], [ч], [щ]
«Желобок». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счет от 1 до 5-10.
«Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, нижняя челюсть не двигалась.
«Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.
«Гармошка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении.
«Вкусное варенье». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.
«Чашечка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10.
Для звуков [л], [р]
«Фокус». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.
«Пощелкать кончиком языка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.
«Индюк». Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл».
«Дотянись до носа». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе.
«Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать.
«Фырканье». Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали.
«Моторчик». Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д быстрыми движениями указательного пальца производить частые колебательные движения из стороны в сторону.
«Дятел». Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук «д».
24. «Ступеньки». Рот приоткрыт. Широким кончиком языка обнять верхнюю губу – это первая ступенька. То же, обнять верхние зубы – это вторая ступенька. Широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам – это третья ступенька.

























15