Артикуляционная пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения
Комитет по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района
Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Андреевская средняя общеобразовательная школa
т.8(459)536-37-34 141551, Московская область, Солнечногорский район, п.Андреевка, д.9
Мастер-класс для учителей начальных классов
«Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»
Учитель начальных классов
Талызина Екатерина Ивановна
п. Андреевка
2016г.
Цель: Познакомить учителей начальных классов с некоторыми упражнениями, применяемыми учителями-логопедами для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками проведения артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
План:
1 этап. Теоретическая часть.
1.2. Причины необходимости занятий артикуляционной пальчиковой гимнастикой и дыхательно-голосовыми упражнениями.
1.3. Определение артикуляционной пальчиковой гимнастики и дыхательно-голосовых упражнений.
1.4 Рекомендации к проведению упражнений.
2 этап. Практическая часть.
2.1. Показ упражнений.
2.2. Выполнение упражнений педагогами.
2.3. Показ упражнений и игр.
2.4. Выполнение упражнений педагогами.
3 этап. Закрепление полученных навыков.
3.1. Выполнение артикуляционной пальчиковой гимнастики и дыхательно-голосовых упражнений с опорой на мнемотаблицу.
3.2. Игровое упражнение «Вкусная артикуляция».
3.3. Вручение памяток.
1 этап. Теоретическая часть.
- Сегодня вы присутствуете на мастер-классе «Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика во время внеурочной деятельности».
Вопросы к педагогам:
- Что такое артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика?
- Знаете ли вы, как правильно проводить их?
- Используете ли вы артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику во время физкультминуток?
Как показало многократное изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и письмом.
В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории НИИ дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения ими школьных знаний. Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным звуковым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с общим недоразвитием речи, которое проявляется в нарушениях не только произношения, но и лексико–грамматических средств языка. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития.
Речевая разминка на уроках способствует как подготовке учащихся к говорению, так и совершенствованию их навыков владения своим речевым аппаратом.
Артикуляционные, пальчиковые и дыхательные упражнения необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к красивой речи.
Но логопед «один в поле не воин», и проведение артикуляционной гимнастики только учителем - логопедом недостаточно. Именно поэтому я решила провести этот мастер-класс для учителей начальных классов.
Начнем с артикуляционной гимнастики.
Что же такое артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность и координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключать с одного движения на другое.
Давайте вспомним органы артикуляции. (Губы, язык, зубы, нёбо.)
Что же такое пальчиковая гимнастика?
Пальчиковая гимнастика - это комплекс упражнений для развития и совершенствования "тонких" движений пальцев рук.
Цель пальчиковой гимнастики состоит в том, что она помогает бороться с умственной усталостью, снимает напряжение артикуляционного аппарата, повышается тонус организма и дает оздоравливающий и развивающий эффект.
Дыхательно-голосовые упражнения. Выделяют два типа дыхания: физиологическое (жизненное) и речевое. Речевое дыхание происходит сознательно, управляемо, вдох и выдох через рот, выдох значительно длиннее вдоха, потому, что на выдохе произносим звуки, слова, фразы и др.
Цель дыхательно-голосовых — увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Значение такой гимнастики для общего физического развития велико, ведь:
упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка;
упражнения учат детей управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;
правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;
дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.
«А знаете ли вы, что медленный выдох поможет ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса».
Виды артикуляционных упражнений.
Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
Организация работы.
Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений:
1. Сначала упражнения надо выполнять медленно, желательно перед зеркалом, так как ребенку нужен зрительный контроль. После ребенок может зеркало убрать, когда освоится.
2. Увеличиваем темп упражнений и выполняем их под счет. Но при этом упражнения должны быть точными и плавными.
При проведении пальчиковой гимнастики используем следующие приемы:
Систематичность и планомерность проведения пальчиковой гимнастики.
Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.
Последовательность – (от простого к сложному) .
Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.
Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:
1. Заниматься только в проветренном помещении, до еды.
2. Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
3. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надывались.
4. Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.
5. Нужно сочетать дыхательные упражнения с голововыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.
Процесс дыхания осущесивляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из четырех фаз: выдоха, паузы, вдоха и выдоха, которые непрерывно следуют одна за другой.
2 этап. Практическая часть.
Артикуляционная гимнастика.
1. Лопаточка.
Рот открыть. положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. занести "лопаточку " в рот, стараясь не напрягать язык. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...
2. Хоботок.
Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
губки в трубочку сложи
и слоненку покажи.
3. Лягушки
Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета "пять" (до счета "десять"), затем вернуть в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки -
Я увижу ваши зубки.
4. Лягушка-слоник.
На "раз" - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счет "два - сомкнутые губки вытянуть вперед и удерживать в таком положении. чередовать движения "лягушка - слоник" под счет "раз-два". Повторить 5-6 раз.
Раз - лягушка с толстым брюшком,
Два - большой и добрый слон.
5. Киска сердится.
- Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, "спинку" выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать в таком положении под счет до восьми, потом до десяти.
- Язык в положении "сердитая кошка"; прижать его к верхними зубами и "почесать" в направлении от корня языка к кончику. повторить 5-6 раз.
Выгляни в окошечко -
там увидишь кошечку.
кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула...
6. Лошадка.
Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и "прыгал" только язык
Я веселая лошадка,
Темная как шоколадка.
Язычком пощелкай громко -
стук копыт услышишь звонкий.
7. Качели.
Улыбнуться, открыть широкий рот, на счет "раз" - опустить кончик языка на нижние зубы, на счет "два" - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
8. "Артикуляция со вкусом"
Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.
Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.
Пальчиковая гимнастика
«Замок». На двери висит замок,
(пальцы ритмично соединяются в замок несколько раз. )
Кто его открыть бы смог?
Потянули, потянули
(Руки тянутся в разные стороны)
Покрутили, покружили
(покрутить сцепленными пальцами),Постучали, постучали,
(не расцепляя пальцев, постучать ладонями)И открыли!
(расцепить пальцы, развести руки в стороны).
« Алые цветки»
Наши алые цветки
( Ладони соединены в форме тюльпана.) Распускают лепестки.
(Пальцы медленно раскрываются. Плавно.) Ветерок чуть дышит,
покачиваются,
Лепестки колышет
Кисти рук покачиваются.) Наши алые цветки Закрывают лепестки.
затем они медленно закрываются) Тихо засыпают, Головками качают.
"Салат из капусты"
Мы капусту руби, рубим
(пальцы вместе, ладонями изображаем нож)
Мы морковку трем, трем,
(пальцы в кулачки)
Мы капусту солим, солим
(пальцы в щепоточки собрать)
Мы капусту жмем, жмем.
(пальцы в кулачки и разжали)
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились.
"По мосточку"
По мосточку мы идем -
В речку не упадем.
(два пальчика медленно наступают на веревочку)
По дорожке побежали -
Мы к бабуле прибежали.
(все пальчики передвигаем )
Игра с мячиком Су-джоку "Черепаха"
Шла по дороге большая черепаха
(катать мячик между ладоней)
И всех она кусала от страха
Кусь-кусь-кусь-
(слегка накалывать по ладони)
Больше никого я не боюсь.
"Кулак - ребро - ладонь"
Ладошки вверх
Ладошки вниз
На бочок и в кулачок.
(постепенно ускоряем)
Дыхательно-голосовые упражнения
"Пшено"
На дно неглубокой емкости приклеить картинку или положить, насыпать крупу. Задача ребенка - раздуть пшено с середины и увидеть картинку, назвать ее. картинки выбирать с учетом автоматизации звука.
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На пшено подую я
И скажу, что там, друзья.
"Снегопад"
Снежинок много я собрал,
Ветерочком легким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
"Забей мяч в ворота"
"Футбол"
Скатать ватный шарик и положить его на стол. Из подручного материала соорудить воротики. Присесть так, чтобы ротовая полость находилась на одном уровне с крышкой стола. Высунуть широкий кончик языка и положить его на нижнюю губу. Подуть на ватный шарик так, чтобы струя выдыхаемого воздуха, проходя посередине языка, загоняла его в ворота.
Во дворе народ толпится.
Там идет футбольный матч.
«Фокус» (с ваткой)
Маленький кусочек ватки приклеить с помощью слюны на кончик носа. Язык высунуть изо рта и поднять к верхней губе. Сделать вдох носом и резко выдохнуть через рот так, чтобы струя выдыхаемого воздуха, пройдя через язычок, подняла кусочек ватки вертикально вверх. Повторить несколько раз.
"Задуй свечку"
Детям предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось.
"Солнышко и тучка"
Набежали тучки -
Солнышко прогнали.
(подуть на тучку)
Солнышко проснулось -
Деткам улыбнулось.
"Карандаш"
Подуть на карандаш, чтобы он покатился по столу.
3 этап. Закрепление полученных навыков.
3.1. Выполнение артикуляционной пальчиковой гимнастики и дыхательно-звуковых упражнений с опорой на мнемотаблицу.
3.2. Игровое упражнение «Вкусная артикуляция».
3.3. Вручение памяток.