Развитие биологических понятий в школьном курсе


Развитие биологических понятий в школьном курсе.Автор: учитель биологии высшей категории Мельник Надежда Викторовна Предмет «Биология»:Система основных научных понятий биологии, специально отобранных, дидактически переработанных, расположенных в определенном порядке, развивающихся в логической последовательности и находящихся во взаимосвязи между собой.Система понятий определяется основами науки, отраженными в школьном предмете. Понятие: Это особая форма мышления.Важнейший объект учебных действий и фактор умственного развития учащихся.Основные единицы учебного содержания.Форма человеческого мышления, в котором выражаются общие существенные признаки вещей, явлений реального мира.Обобщенный вид знания и в то же время это форма мышления учащихся в процессе усвоения биологии. Виды понятий:Ботанические; ЗоологическиеЭкологические; ЭволюционныеМорфологические; АнатомическиеФизиологические; Систематические Цитологические; ГенетическиеОнтогенетические; ПриродоохранныеСтруктурно-уровневые;Прикладные (сельскохозяйственные, биотехнологические, гигиенические). Основные положения теории о развитии биологических понятий:Учебный предмет «Биология» является системой основных понятий науки и практики;В понятиях выражается содержание предмета «Биология»;Понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления и воспитания учащихся;Понятия не дают ученикам в готовом виде, из развивают в процессе обучения;Формирование и развитие биологических понятий происходят в поэтапном процессе;Существуют типы понятий: специальные, локальные и общебиологические; Сложные понятия формируют в процессе из развития путем обобщения простых понятий, слияния, интеграции и во взаимосвязи с понятиями других дисциплин;Вводят понятия: межпредметные и внутрипредметные связи, перспективные и ретроспективные линии, развитие понятий;Межпредметные и внутрипредметные связи являются важными условиями развития понятий, их средство – «синхронистические карты учебного процесса»; Существуют разные типы развития понятий: непрерывное, прерывистое, сквозное и приуроченное к небольшим отрезкам учебного материала и времени его изучения;При непрерывном формировании и развитии понятий происходит преемственное и более осознанное их усвоение;Движение понятий в школьном предмете сопровождают все более полным отражением, адекватным природе вещей и явлений. Исходный путь познания:Ощущения-восприятия-представления- понятия.Ощущение – это чувственная форма отражения объективного мира.Восприятие – это начало процесса осмысления ощущений.Представления – это воспроизведение в сознании человека образов вещи и явлений, полученных ранее в ходе их непосредственного восприятия. «Проблема образования понятий является центральной проблемой дидактики и методики потому, что задача обучения – передать молодому поколению опыт, накопленный веками, а этот опыт заключается в понятиях. Овладеть основами науки – это значит овладеть системой основных понятий данной науки» (М.Н. Скаткин). Этапы в формировании и развитии понятий: 1 этап – накопление, развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий) как основных элементов содержания определяемого понятия;2 этап – интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выделение) на этой основе понятия;3 этап – использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития. Формирование понятий индуктивным путем:Выделение, группирование и сравнение ряда объектов с целью выявления общих признаков у совокупности данных объектов;Выделение существенных признаков, отграничение их от несущественных;Определение понятия и обобщение соответствующего термина;Установление связи с другими понятиями, разграничение со смежными;определение места понятия в соответствующей системе понятий, подведение под него контрольных объектов;Применение сформированного понятия (практикование). 1. Абстрактные теоретические понятия (биосистема, приспособленность, биоразнообразие, экология, система живых организмов, царства);2. Целостная система теоретических знаний (организм, вид, род, семейство, эволюция, происхождение, биогеоценоз, биосфера);3. Общие теоретические понятия (ценность биологического разнообразия, вид, род, семейство и другие таксоны, видообразование, естественный отбор, борьба за существование, взаимоотношения организмов и среды, уровни организации жизни, биосистемы, экосистемы). Формирование понятий путем формально-логического вывода из теории:Отбор исходных посылок для вывода понятия;Вывод и определение понятия, уточнение его признаков;Установление его места в системе теоретических знаний, его связей с другими понятиями;Конкретизация понятия, отграничение от смежных, распространение на частные ситуации;Применение понятия для решения разных познавательных задач. Роль сравнения в формировании и развитии понятий:«Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. В дидактике сравнение должно быть основным приемом. Чтобы какой-нибудь предмет был понят ясно, отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите сходство с самыми отдаленными от него предметами, тогда вы выясните себе все существенные признаки, а это значит понять предмет». (К.Д. Ушинский). Формирование понятия по типу «подведение под понятие»Постановка проблемы (подведение объекта под данное понятие);Поиск путей решения проблемы (анализ, синтез, сравнение существенных свойств объекта и понятия);Решение проблемы (выделение общих существенных свойств понятия);Осознание и осмысление полученных результатов (изучение соотношения между объектом и понятием);Характеристика результатов – выведение понятия, формирование дефиниции (вывод о принадлежности объекта понятию). Выводы:Формирование и развитие понятий во многом зависят от правильных о доступных пониманию определений.Положительную роль выполняет наглядность, особенно демонстрационный и лабораторный эксперимент, а среди логических приемов (сравнение, анализ, синтез, обобщение) – вопросы и задания проблемного характера.