Рабочая программа по физической культуре с оздоровительной направленностью
МКОУ «Просветская ООШ»
Рабочая программа по предмету
«Физическая культура» с оздоровительной направленностью
2-4 классы
Просвет 2014г.
Содержание программы:
Пояснительная записка;
Учебно-тематическое планирование;
Распределение учебных часов теоретического радела «Основы знаний»;
Практический материал по гимнастике;
Календарно-тематическое планирование;
Список используемой литературы.
Пояснительная записка
Третий дополнительный урок носит оздоровительный характер. Он может проводиться как с применением традиционных форм организации, так и нетрадиционных. В течении года отводится 34 часа на изучение третьего урока.
Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации ЗОЖ.
Требования к уровню подготовленности обучающихся соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта.
Группировка в пространственности и временном плане знаний, способов деятельности и мотивационно- процессульного компонента составляет сущность физкультурно- спортивной оздоровительной деятельности.
Здоровье детей в нашей стране находится в критическом состоянии. Есть классы, в которых до 50 % учащихся относятся к подготовительной и специальной медицинской группам.
Дети с низкой физической подготовленностью, как правило пассивны, инертны и не справляются с учебными нагрузками в школе, что приводит к интеллектуальным перегрузкам и эмоциональным стрессам.
Физическая культура является одним из эффективных средств укрепления здоровья и повышения жизненного тонуса, и направлена против пьянства, курения, употребления наркотиков школьниками.
Задачи программы:
Оздоровительные направлены на:
Содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки и развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на ЗОЖ и привычки соблюдения личной гигиены.
Образовательные направлены на:
Обучение основам базовых видов двигательных действий;
Дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционные способности ( скоростно- силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
Формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
Выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
Углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах.
Воспитательные направлены на:
Воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
Выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
Содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Примерное распределение учебного материала по разделам программы
2-4 классы
Цель: воспитание осознанного отношения к своему здоровью и физическому развитию.
Задача: укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Класс
Базовый материал программы
Теоретические сведения, основы знаний
Гимнастика
Всего часов
2
13 часов
8 часов
13 часов
34 часа
3
13 часов
8 часов
13 часов
34 часа
4
13 часов
8 часов
13 часов
34 часа
Распределение учебных часов теоретического раздела « Основы знаний»
Цель: содействие всестороннему развитию личности
Основные задачи:
Создание благоприятных условий для оптимизации двигательной активности;
Формирование осознанного отношения к здоровью и потребности в физическом и психическом саморазвитии;
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
Формирование правильной осанки и предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;
Обучение методам самопознания, самоконтроля и закаливания, коррекции врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
Ознакомление с правилами личной гигиены и безопасной жизни;
Формирование половой ориентации;
Формирование потребности в сохранении природной среды обитания и гуманистического понимания природы.
2 класс-8 часов
Строение нашего тела:
Мышцы, кости и суставы, органы чувств;
Почему так важно иметь хорошую осанку;
Как исправить дефекты осанки;
Каким образом мы видим и как нужно заботиться о глазах;
Как нос чувствует запахи;
Каким образом мы слышим.
Природа и человек. Календарь природы.
Оценка собственного здоровья.
3 класс-8 часов
Рост и развитие:
Что я должен знать о своем росте, о физическом и психическом развитии;
Как влияют физические упражнения на процессы роста и развития.
Питание и здоровье:
Ешь полезную и здоровую пищу;
Эстетика питания и пищевые привычки.
Движение и здоровье:
Сколько и как надо двигаться;
Как правильно ходить;
Как правильно бегать
«Зеленая аптека» - для здоровых:
Народные традиции;
Советы домашнего доктора;
Оценка собственного здоровья.
4 класс-8 часов
1. Закаливание и здоровье:
Как воздействует вода, свет, тепло на организм;
Как нужно загорать и купаться.
Дыхание и здоровье;
Азы массажа и самомассажа:
Благотворность осязания;
Здоровье в подошвах и ладонях.
Природа лечит.
Безопасность и здоровье (правила безопасности дома, в школе, игре).
Основы самоконтроля (субъективные и объективные показатели здоровья).
Практический материал по гимнастике
Гимнастика, формирующая осанку:
Упражнения для создания естественного мышечного корсета;
Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника ( в положении лежа, сидя, стоя);
Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание;
Упражнения в равновесии на полу и скамейке;
Тренировка основных исходных положений. Упражнения на формирование навыка правильной осанки;
Упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства»;
Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы;
Упражнения в расслаблении.
Дыхательная гимнатсика:
Упражнения для овладения полным дыханием;
Овладение смешанным типом дыхания в положении лежа и стоя;
Упражнения для развития носового дыхания;
Звуковая гимнастика.
Гимнастика для глаз:
Упражнения в расслаблении:
Метод имитации;
Метод смены напряжения и расслабления мышц;
Сидя на краю стула с согнутыми ногами;
Метод дыхания « по кругу».
Календарно-тематическое планирование в 4 классе:
Содержание теоретического и практического материала
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
недели
недели
недели
недели
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
Теория:
1.Закаливание организма:
-воздействие на организм солнца, воздуха, воды
х
-правила закаливания
х
х
2.Дыхание и здоровье
х
х
х
3.Виды массажа и влияние массажа н а организм
х
х
х
4. «Зеленая аптека»
х
5.ПМП
х
х
6.Основы самоконтроля
х
х
Практический материал:
Комплекс ОРУ на развитие:
-координации движений
х
х
-гибкости
х
х
-силовых способностей
х
х
-скоростных способностей
х
х
-мышц туловища
х
х
х
х
-мышц живота, спины
х
х
х
х
-мышц ног
х
х
х
х
-мышц рук
х
х
х
х
Календарно-тематическое планирование в 3 классе:
Содержание теоретического и практического материала
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
недели
недели
недели
недели
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
Теория:
1.Особенности физического развития
х
х
2.Влияние физических упражнений на процессе роста, развития
х
3.Питание и здоровье:
-правила питания
х
-о витаминах
х
4.Значение движения для здоровья
х
х
5.Как правильно
-бегать
х
-ходить
х
6. «Зеленая аптека»
х
х
7.Советы домашнего доктора
х
х
8.Оценка собственного здоровья
х
х
Практический материал:
Комплекс ОРУ на развитие:
-скоростно-силовых способностей
х
х
-развитие гибкости
х
х
-мышц живота
х
х
х
х
-мышц спины
х
х
х
х
-мышц рук
х
х
х
х
-мышц ног
х
х
х
х
Календарно-тематическое планирование во 2 классе:
Содержание теоретического и практического материала
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
недели
недели
недели
недели
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
Теория:
1.Слагаемые здоровья
х
2.Как живет организм
х
3.Строение нашего организма
х
4.Формирование правильной осанки
х
х
х
5.Оценка собственного развития здоровья
х
х
х
Практический материал:
1.Комплекс ОРУ на развитие:
-мышц рук
х
х
х
-мышц спины
х
х
х
-мышц живота
х
х
х
х
х
х
-мышц ног
х
х
х
х
2.Развитие двигательной активности (ДА):
-развитие силовых способностей
х
х
х
х
-развитие скоростных способностей
х
х
х
х
-развитие гибкости
х
х
х
х
Список литературы:
Разработка рабочей программы по учебному предмету « Физическая культура»: Методические рекомендации для учителей физической культуры./Авт. – сост. Э.Н. Абрамов, Л.Г. Бобкова. /Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». - Курган,2006.-23 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. 1-11 классы./Под ред. А.П.Матвеева. - Курган,2009.-64 с.
Комплексная программа по физической культуре 1-11 класс, В.И.Лях, А.А.Зданевич.-М.:2005 г.
Гугин А.А. Уроки физической культуры в начальной школе.-М.:Просвещение, 1970 г.
Программа физического воспитания с оздоровительной напрвленностью учащихся 1-9 классов общеобразовательных школ Курганской области.-Курган,-1994.-126 с.
15