Библиотечный урок. Знакомство с библиотекой.
Разработала:
Зав.библиотекой
МБОУ СШ №12
Город Арзамас,
Нижегородская область
Ладилова Галина Викторовна
ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ ( 1 класс)
(Первая экскурсия первоклассников в школьную библиотеку)
Цель: познакомить первоклассников со школьной библиотекой; раскрыть детям значение книги в жизни человека; научить юных читателей бережному отношению к книге.
Оборудование: книжная выставка «Чудесный мир КНИГИ», детские рисунки сказочных героев, презентация «Литературная викторина», песни про библиотеку «Книжкин дом», «Читай, мой друг», «В стенах библиотек», «Тот, кто любит читать».Сценарий.
Библиотекарь: Вступительное слово.
Знакомство с библиотекой.
Библиотекарь: Сегодня вы станете читателями. Что же такое библиотека? Это книгохранилище (показать на доске). Это слово пришло к нам в русский язык из греческого («библио» - книга, «тека» - хранилище. Но книги в библиотеке не только хранят - их выдают для чтения. Для этого в библиотеке есть абонемент, где выдают книги читать на дом, и читальный зал, где читают наиболее ценные книги, их не выдают на дом. Готовы ли вы стать читателями нашей библиотеки?
Библиотекарь: Пришла на праздник к вам я не одна, а со своими друзьями - литературными героями. Но двери нашей комнаты волшебные и откроются они для литературных героев, если вы отгадаете загадки:
Вы любите загадки? Да? Попробуйте отгадать мою:
За окном гуляет вьюга,
Чертит на окне узор.
А мы в тепле с любимым другом
Вели весь вечер разговор.
Показывал он мне картинки,
Ребячий лагерь, лес, костер.
Взял я чернильную резинку,
И с друга пятнышки все стер.
Потом закладкой голубою
Листы до завтра заложил.
Взял друга бережно рукою
И в шкаф на полку положил.
-Кто этот друг? Угадали! Книга! (Двери открываются и входит Королева-книга).
Как делают книги?
Королева-книга: Здравствуйте, ребята! Я Королева-книга. Я хочу вам рассказать о том, как нелегко создавать книгу. Скажите, кто помогает книге выйти в светя? (редакторы, художники, рабочие типографии).
Приятно книжки прочитать.
А сделать их попробуй!
Искусство тонкое - печать
И требует учебы.
Кто сделал книгу? Лесоруб?
Завод древесной массы?
Иль эта фабрика без труб,
Где шрифт берут из кассы?
Бумагу сделали для нас
В бумажном комбинате,
Но разговор идет сейчас
О мастерах печати.
Мы знаем славных мастеров,
Печатающих книжки,
А рядом с нами у станков
Работают парнишки.
Один хороший паренек
Знаком со мною лично.
Он невелик и невысок
Но трудится отлично.
Он предан делу всей душой,
И посмотреть приятно,
Как он командует большой
Машиною печатной.
Хоть говорят, что ростом он
Не более аршина -
Ему послушна, точно слон,
Огромная машина.
Работа сложная - печать.
И всем рабочим цеха
Должны мы счастья пожелать,
Здоровья и успеха.
Королева-книга: Вот так в стихотворении С.Я.Маршак рассказал о том, как в типографиях делают книги, которые затем доставляются в магазины и библиотеки.
Библиотекарь: Королева-книга, на твое имя пришли телеграммы от тех литературных героев, которые не смогли приехать к нам на праздник. Давай мы с тобой зачитаем их ребятам, а они пусть отгадают кто их адресат.
(Читаем телеграммы, нарисованные на ватмане, листах, иллюстрированных из любимых детских книг, на обратной стороне телеграмм зачитываем слова, произносимые Мойдодыром, Бармалеем, Цаплями и лр. Дети отгадывают от кого телеграммы)(Стук в дверь)
Незнайка: Почему-то обо мне
Знают все на свете,
Знают даже на Луне
Взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу,
Но скажу вам честно:
Что другим не по плечу
Мне давно известно.
Ребята, вы меня узнали? Из какой я книжки? Кто ее написал? Я очень люблю рисовать, сочинять стихи и вообще делать много разных дел, но все мои хорошие начинания кончаются почему-то неудачей.
Игра - загадка «Незнайкины рисунки».
К вам на праздник я принес свои рисунки. Проверьте, все ли я правильно нарисовал, отгадайте, что перепутано в моих рисунках?
(Показывает рисунки, на которых изображены):
Медведь несет в коробке вместо Маши - золотое яйцо.
Буратино вместо ключика держит в руке аленький цветочек.
Карлсон летит на метле.
Три поросенка вместо строительных материалов везут на тележке золотую рыбку.
Два жадных медвежонка нашли золотой ключик вместо головы сыра.
(Дети называют предметы, которые перепутал незнайка и сказку, из которой они.)
Библиотекарь: Незнайка, ты очень невнимательно читаешь книги, поэтому ты все перепутал. Теперь ты знаешь, какие сказки тебе надо перечитать, чтобы исправить все ошибки. У тебя есть эти книги? Я приглашаю тебя вместе с ребятами в библиотеку, чтобы взять книги, которые тебе нужны.
Как записаться в библиотеку?
Библиотекарь: Как стать читателем библиотеки? Для этого надо в нее записаться. Когда вы придете в библиотеку, я должна завести на вас читательский формуляр, в который записываются книги, которые вы будете брать для домашнего чтения.
Что же такое читательский формуляр? (Показывает запись на доске, объясняет ее).
Правила обращения с книгой.
Руки при чтении всегда должны быть чистыми.
На улице беречь книгу от дождя и снега.
Возвращать книгу в срок. Она выдается на две недели.
Не рисовать, не писать ничего в книге.
Как выбрать книгу?
Библиотека - это книжный городок. Книги здесь живут в своих домиках - стеллажах. Здесь есть свои улицы (показывает на пространство между стеллажами). Этот домик - стеллаж для 1 класса. Книги в домике живут - каждая семья в своей квартире, но квартира имеет не цифровой, а буквенный знак: А, Б, В … и т.д. Каждая квартира разделена полочным разделителем, за которым стоят книги, фамилия автора которых начинается с данной буквы.
Библиотекарь: Вот вы и познакомились с нашей библиотекой, с правилами пользования, с правилами обращения с книгой, узнали как найти и выбрать книгу.
А теперь получите свои формуляры, распишитесь в них, выберите книги, подойдите к столу записи, библиотечный актив выдаст вам книги на дом.
Поздравляем вас! Сегодня вы стали читателями.