Конспект урока по литературному чтению по теме: Ю.И.Ермолаев -Два пирожных
Разработка урока
по литературному чтению во 2 б классе
Тема урока: Ю.И. Ермолаев «Два пирожных»
Учитель: Ю.А. Сидоренкова
Дата проведения: 29.02.2016
Педагогическая цель: Создать условия дляознакомления учащихся с жизнью и творчеством Ю. Ермолаева, его произведением,совершенствования навыков выразительного чтения; развития речи, памяти илогического мышления .
Планируемые результаты (предметные):Читают выразительно, на примере произведений воспитывать положительные качестваличности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость; развивать умение высказыватьсвоё мнение и отстаивать его; учить детей работать в группе.
Личностные результаты: Представления о добре и зле, общихнравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.
Универсальные учебные действия(метапредметные) Регулятивные: планируют свое действие в соответствии споставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста,логические – осуществляют анализ объектов с выделением существенных инесущественных признаков.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства длярешения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания,владеют диалогической формой речи.
Ход урока
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Организационный момент. Слайд 2
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Повернитесь поскорей –
Поприветствуем гостей:
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Уж команду дал звонок:
Начинаем наш урок!
2.Проверка домашнего задания: ТЕСТ (цветовой) Слайд 3-4.
- Какое произведение вы читали дома?
- Кто автор?
А, как вы внимательно работали с рассказом, покажет этот тест.
Речевая разминка.
Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро) СЛАЙД 2
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
Актуализация знаний.
Сейчас вы будете работать в парах
. Собрать пословицы:
греет, сердце, солнышка, матери, лучше
жизнь, добрые, дана, на, дела. Вставить слова в пословицы:
Сердце ________ греет лучше солнышка.
Жизнь дана на добрые __________.
Проверка выполнения. СЛАЙД 3.
Постановка проблемы. Как вы думаете, почему я включила эти пословицы в сегодняшний урок? Прочитав произведение, мы и ответим на вопрос.
Формулирование темы и целей урока.
Определим автора произведения. Для этого пройдите по часовой стрелке от розового до голубого пирожного и соберите выделенные буквы. Проверка выполнения: СЛАЙД 4. (ЕРМОЛАЕВ)
Это первая часть темы. Определим название произведения. Для этого посмотрите на экран и сосчитайте пирожные. Сколько их?
Назовите тему урока. СЛАЙД 5. («Два пирожных»)
Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте цели урока. СЛАЙД 6.
Изучение нового материала
Прослушайте сообщение о творчестве писателя Ю.И.Ермолаева. (Ученица рассказывает часть биографии).
Юрий Ермолаев - современный детский писатель. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович стал учиться в театральном училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем, создавать своих героев, передавать детям накопленный жизненный опыт. СЛАЙД 7.
Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски" вышла в 1960 году. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора, они всегда верят в справедливость. С ними и расставаться не хочется. СЛАЙДЫ 8,9.
Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и “106 пропавших часов”, и “Дом отважных трусишек”, и “Нежданно – негаданно” и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович и сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”. Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.
В новом тексте встретятся слова, значение которых вам может быть непонятным. СЛАЙДЫ 11, 12.
По названию произведения, словам, которые вы прочитали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.
Первичное чтение текста.
Учитель читает текст, учебники закрыты.
Проверка первичного восприятия текста:
- Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?
- Почему Оля съела два пирожных?
- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
Физминутка.
А теперь прочитайте текст самостоятельно
Анализ произведения.
- О чём попросила мама дочек?
- Чем занималась старшая сестра Наташа?
- Что делала Оля?
- Как они поступили, когда мама попросила их помочь вымыть посуду?
- Как поступила мама?
- Разве это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?
- А разве она не занималась интересным делом?
- Да, она могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами.
- А вам бывает так же интересно путешествовать вместе с героями книг? Как вы в это время отзовётесь на просьбу мамы?
- Какая девочка вам больше нравится и почему?
- За какое качество вы выбираете Олю? (Отзывчивость, чуткость, внимательность).
Давайте составим вместе характеристики главных героев. СЛАЙД_____
- Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?
В чём главная мысль текста?
Проверка: СЛАЙД 13.
Поработаем в группах.
1-я группа. Подготовка к чтению по ролям отрывка рассказа на с.86.
Итог урока.
А теперь вспомним пословицы. СЛАЙД 3. Какая из них подходит к рассказу?
– Что полезного взяли сегодня на уроке?
- Помогали ли вы друг другу?
- А сейчас выполните задания в ОПРОСНЫХ ЛИСТАХ. Опираясь на Листы, работу в группах, я оценю каждого из вас.
Рефлексия.
Каким бы ты хотел стать? Прикрепи магнит к такому домику. СЛАЙД 14.
Домашнее задание : СЛАЙД 15.
Спасибо за работу на уроке! СЛАЙД 16.