Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме: «Дифференциация звуков с — ц»

1 «Тополек» МБДОУ №105 г. Пензы








Конспект непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи в средней группе
по теме:
«Дифференциация звуков с - ц»






Составила: Буйлакова Светлана Сергеевна,
воспитатель филиала №1
МБДОУ №105 г. Пензы





г. Пенза
2016г.
Цель занятия: Закрепить правильное произношение звуков «с» – «ц».
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать умение детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками «с» и «ц».
Развивающие: способствовать развитию умения слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к познавательной деятельности; прививать любовь к прекрасному в ходе знакомства с картиной Левитана И.И. «Осень».

Тип занятия: комбинированное интегрированное занятие.
Форма занятия: фронтальная и индивидуальная.
Продолжительность: 25 минут
Участники: воспитатель и дети
Возраст обучающихся: 5+
Оборудование и материалы: две доски, магниты, картинки с отгадками, большие буквы «С» и «Ц», картина «Осень» Левитана И.И., три маски цыплёнка, звёздочки.
Словарная работа: квочка, цемент.
Предварительная подготовка: лото по развитию речи, дидактические игры, заучивание стихотворений, скороговорок с данными звуками, беседы об осени.
Методы и приёмы работы с детьми: вводно-организационное слово воспитателя, игровой момент, создание проблемной ситуации, беседа, игровые упражнения, опрос, объяснение с наглядной демонстрацией, физические упражнения, фантазирование.


Структура занятия

Этап занятия
Содержание
Время

Психологический настрой
Воспитатель с детьми встают в круг, берутся за руки. Эмоциональная поддержка детей, установление зрительного и слухового контакта.
1 мин

Мотивационно - побудительный
Сюрпризный момент. Электронное письмо от Знайки
1 мин

Расширение имеющихся знаний и умений
Отгадывание загадок. Размещение слов-отгадок в разных городах
10 мин

Физкультминутка
Снятие напряжения с помощью физических упражнений.
3 мин

Закрепление
Чтение стихотворения, поиск в нём слов с изучаемыми звуками. Игровое упражнение «Жили – были три цыплёнка». Знакомство с картиной Левитана И.И. «Осень»
7 мин

Заключительный этап.
Подведение итогов. Рефлексия. Переход к следующему виду деятельности.
3 мин


Ход занятия.
Психологический настрой.
Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки. Дети поворачиваются друг к другу, здороваются улыбками с соседями, произносят вместе пожелание хорошего дня.




Мотивационно – побудительный этап.
Воспитатель рассказывает, что наш друг Знайка прислал сегодня по электронной почте интересные загадки. Детям предлагается занять места и попробовать их отгадать.

Расширение имеющихся знаний и умений.
Воспитатель читает детям загадки.
Загадки
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся под лучами
Отливает серебром. (Самолёт)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы. (Санки)
Белый камень
Во рту тает. (Сахар)
На доску вешаются картинки с отгадками. Воспитатель спрашивает у детей, не заметили ли они чего-нибудь особенного в этих загадках. При затруднениях уточняет: «С какого звука начинаются слова отгадки?» (звук «С»). Детям предлагается придумать название города, в котором смогут жить все эти слова? (в городе «С») Над картинками прикрепляется большая буква «С». Педагог сначала просит мальчиков тихо произнести звук, затем девочки произносят его громко.
Воспитатель продолжает загадывать детям загадки.
Длинноногая я птица,
На болоте всем царица.
А лягушек я ловлю,
Потому что их люблю. (Цапля)
Жёлтые комочки,
Лёгкие, как вата!
Бегают за квочкой.
Кто они? (Цыплята)
При строительстве он нужен,
С кирпичом и балкой дружен.
Как связующий момент
Нужен печнику
(цемент) 
На вторую доску вешаются картинки с отгадками. Воспитатель спрашивает, что особенного можно сказать про эти загадки. Обращает внимание на то, что все слова начинаются со звука «Ц». Слова-отгадки будут жить в каком городе? На доску прикрепляется буква «Ц». Детям индивидуально предлагается произнести звук. Продолжается отгадывание загадок.
Зубов много, а ничего не ест. (Расческа) 
Воспитатель спрашивает - В каком городе будет жить наше слово и почему? (город «С», звук встречается 2 раза). Картинка прикрепляется на первую доску.
Ну и кошка, вот так кошка!
Даже страх берет немножко.
И у этой кисочки
На ушах по кисточке. (Рысь)
У детей уточняется: «Куда отправим картинку с рысью?» Слова произносятся детьми, выделяется звук, указывается его место (звук «с» в конце слова)
Летом серый,
зимой белый. (Заяц)
Висит на дереве дворец,
Во дворце певец,
А зовут его .... (Скворец)
Разбирается, где могут жить слова «заяц» и «скворец». Воспитатель обращает внимание на наличие в слове «скворец» обоих звуков. Предлагает детям пофантазировать о месте его жительства. (Варианты ответов: и в первом и во втором городе или придумать для него другой город).
Дети, отгадавшие загадку, получают звёздочки от Знайки.
Воспитатель продолжает работу: «Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто из вас может жить в каком городе и почему?» Вспоминаются имена детей, разбираются по звукам.
Физкультминутка
Совушка
(повороты головой вправо - влево)
Совушка – сова,
Большая голова,
На дереве сидела,
Головой вертела.
Цапля
(исходное положение: руки на поясе, стоим на одной ноге, потом на другой)
На носу у цапельки
Водяные капельки.
На одной ноге стоит,
Капли бережно хранит.

Закрепление
Педагог предлагает детям послушать стихотворение Валерия Левановского «Цыплёнок».
Из  яйца,  как  из  пелёнок,                    
Вышел  маленький  цыплёнок.              
Поглядел на  белый  свет                        
И  сказал  цыплёнок: «Нет,                      
Я  обратно  не ходок
Солнце  ярче,  чем  желток!                    
Для  меня,  для  молодца,                        
Белый  свет  белей  яйца!»                        
Воспитатель просит детей назвать из текста слова с изучаемыми звуками.

Игровое упражнение «Жили – были три цыплёнка».
Из детей выбираются по желанию три человека. Им надевают на голову маски. Они выступают в роли цыплят с кличками: Цып, Цып-цып, Цып-цып-цып. Воспитатель с определённым темпом проговаривает начальную фразу: «Жили – были три цыплёнка». Дети в том же темпе произносят клички цыплят. Игра проводится 2-3 раза.
В заключении педагог просит детей отгадать загадку, в которой тоже есть слова со звуками «с» и «ц»
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
деревья раздеваю. (Осень)
Знакомство с картиной «Осень» Левитана И.И. Воспитатель предлагает рассмотреть картину, описать её и выбрать из описания слова с нужными звуками.

Заключительный этап. Рефлексия.
Вместе с воспитателем дети подсчитывают набранные звёздочки. Педагог напоминает, что надо поблагодарить Знайку за загадки. Интересуется, известны ли детям другие загадки, отгадки которых начинаются на звуки «с» и «ц». Их можно написать Знайке в ответном письме. Затем предлагает слепить из пластилина животного, который запомнился из загадок.
























Литература.
1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
3. Субботина Е. А. Потешки для зарядки – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015


Интернет-ссылки
http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-na-bukvu-c.html








13PAGE 15


13PAGE 14915





·