Внеклассное мероприятие для младших школьников Превращение пшеничного зёрнышка
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ульяновска
«Детский эколого-биологический центр»
Внеклассное мероприятие
для учащихся младшего школьного возраста
«Превращение пшеничного зёрнышка»
Разработал:
Абрамова Марина Ивановна,
педагог дополнительного образования ДЭБЦ
Ульяновск, 2014
Цель: способствовать формированию духовной и нравственной культуры через знакомство с историей возделывания пшеницы, народными традициями и обрядами, связанными с хлебом.
Задачи:
обучающие:
в игровой форме познакомить с процессом развития и этапами переработки пшеничного зерна;
познакомить с традициями и обрядами, связанными с хлебом.
развивающие:
развивать память, внимание, наблюдательность, коммуникативные навыки;
развивать мотивацию и творческую активность.
воспитывающие:
учить ценить труд людей, участвующих в производстве и изготовлении хлеба;
воспитывать уважение к хлебу, умение бережно относиться к нему.
Принципы обучения и воспитания:
творчество – развитие образного мышления, уверенности в своих силах;
индивидуально – личностный подход - учет индивидуальных способностей и поощрение творческого подхода при выполнении работы (проигрывание роли);
Методы обучения:
наглядные - использование плакатов, образцов злаковых культур, ассортимента хлебобулочных изделий;
словесные – рассказ, стихи, пословицы;
Наглядность:
Плакат «Уборка зерновых культур», плакат «Строение злаковой культуры», плакаты «Мельница», «Элеватор», «Хлебозавод», репродукции картин художника Зинаиды Серебряковой «Жатва», «Уборка хлеба», образцы злаковых культур, ассортимент хлебобулочных изделий.Музыкальный ряд: «Пшеница золотая», музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского.
Форма проведения:
Фронтальная.
Вид деятельности:
1.Познавательная.
2.Творческая.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о хлебе, о традициях и обрядах, связанных с хлебом. Затем мы будем с вами играть в интересную игру, которая называется «Превращение пшеничного зёрнышка». При этом мы узнаем, как обычное пшеничное зерно превращается во вкусные булки и караваи.
Ребята, вы слышали пословицу «Хлеб – всему голова»? Скажите, почему люди так называют хлеб? (Ребята отвечают).
Ведущий: У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, и стол – доска», «Хлеб – наш батюшка», «У кого хлебушко, у того и счастье». В этих народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение человека к хлебу. В честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. Хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорождённого, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены народная мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось из поколения в поколение и прививалось ребёнку с первых дней его жизни.
Хлебу поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. В древности, провожая зиму и встречая весну, огню жертвовали блин – символ Солнца. Во время жатвы собирали урожай хлеба все вместе, работая с утра до вечера, чтоб не пропал ни единый колосок. А когда жатва заканчивалась, из свежей муки пекли особый хлеб, каравай, и потчевали им всех участников трудового процесса. Снопами украшали красный угол в избе. Все праздники – рождения, именины, свадьбы и даже похороны – не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь: когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе - от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца - сила и почёт, уважение и твёрдость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал. Уроненный хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения.
В христианстве хлеб играет центральную роль в таинстве Святого Причастия, прелагаясь во время Евхаристии в Тело Христово. В иудаизме пресный, то есть изготовленный без дрожжей, хлеб употребляется на Пасху, праздник исхода из Египта. Согласно христианскому богословию, оба обычая тесно связаны между собой, так как именно во время празднования еврейской пасхи, на Тайной Вечере, Христос преломил хлеб, положив тем самым начало таинству Евхаристии. В молитве «Отче наш» есть слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».История хлеба такова: много тысячелетий назад египтяне начали культивировать хлебные злаки. Ученые считают, что первый хлеб был жидким, из воды и зерен, растёртых между камнями. К тому времени, когда люди научились добывать огонь, они усовершенствовали и способ изготовления хлеба. Так появились пресные лепешки, затем человек изобрёл кислый хлеб. Египтяне, считая зёрна хлеба святыней, клали их в могилы с умершими. Зерно было обнаружено в гробницах фараонов, захороненных более пяти тысяч лет назад. В одной из египетских пирамид был обнаружен хлеб, которому, как утверждают археологи, четыре тысячи лет. Этот самый древний в мире хлеб хранится в Лондоне, в Британском музее.
Вот, ребята, вы узнали некоторые из множества обычаев и обрядов, связанных с хлебом. А сейчас нас ждёт игра «Превращение пшеничного зёрнышка».
Но сначала нам нужно выбрать ребят, которые будут играть роли. В этой игре действующие лица - «Сеятель», «Пшеничное зёрнышко», «Солнышко», «Ветер», «Дождь», «Шофёр», «Комбайн», «Элеватор», «Мельница», «Хлебозавод», «Магазин». (Роли распределены между ребятами). Становитесь в круг, ребята.
Ведущий: Прошла зима и наступила долгожданная весна. На проталинах стал таять снег. Скоро проклюнутся ростки травы, на деревьях и кустарниках набухнут почки. Я чувствую, как дует свежий весенний ветер.
Ветер:
Я – ветрило, ветерок!
С юга дую на восток,
С севера вдруг налетаю
И потом внезапно таю.
Обдуваю горы, реки,
И пустыни, и моря.
Вот она какая, наша
Необъятная земля!
Захочу - подую сильно,
Захочу - совсем засну.
На своих воздушных крыльях
Я принёс для вас весну!
Ведущий: Пронёсся над землёй свежий ветер и принёс нам на крыльях весну. Растаял на полях последний снег, настала пора засевать поля пшеницей. Вышли на поля специальные машины – сеялки и начался посев пшеницы. (Выходит в круг «Сеятель», выводит за собой «Пшеничное зёрнышко». Школьник присел, держа в руке колосок пшеницы). Ребята, пшеничное зёрно уже в земле и скоро прорастёт, станет зрелым растением. Ребята, рассмотрите внимательно, как выглядит зрелая пшеница. (Демонстрируется плакат «Строение злаковой культуры»). Назовите правильно фрагменты зрелого растения. (Ребята отвечают: «Корень, колос, стебель, покровные листья»).Ведущий: Давайте подумаем, что же нужно зерну, чтобы оно проросло поскорее и превратилось в высокий стройный стебель с колоском? (Ребята отвечают: «Свет, тепло, влага»). Ведущий: Солнце необходимо всему живому на нашей планете. Своими лучами оно освещает и обогревает землю. Нашему зёрнышку тоже необходим солнечный свет. А ну-ка, «Солнышко», выходи и обогрей наше пшеничное зёрнышко!
(Выходит «Солнышко», машет руками и «Пшеничное зёрнышко» начинает приподниматься).
Солнышко:
Вешним солнышком согрета,
Просыпается земля.
Пробуждается природа
И равнины, и поля.
Согреваются деревья
И растенья и цветы.
Солнце дарит много света
И тепла, и доброты.
Ведущий: Ребята, солнышко согрело землю, зерно пшеничное начало немного набухать. Вот бы дождик пошёл и смочил наше зёрнышко! Давайте позовём дождик!
(Ребята кричат: «Дождик! Дождик! Дождик лей!»)Дождь:
Я – дождик и ливень,
Я – туча и гром.
Прозрачною нитью
Прошью всё кругом.
Пусть свежестью дышит
Природа земли
И пусть в синем небе
Летят журавли.
Блестят и искрятся
Росою луга.
И в небе
Пусть явится
Чудо-дуга!
Цветная-цветная!
От края до края!
Ведущий: Вот и пролился дождик на тёплую плодородную землю. Выросло пшеничное зерно, превратившись в налитой, золотой колос на толстом стебле. Стоит, качается колос под ветром, ждёт жатвы. («Пшеничное зёрнышко» приподнимается, стоя в центре круга).
В конце июля, начале августа на полях нашей страны начинается жатва или уборочная страда.
Ведущий: Давным-давно, когда жили ваши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки, хлеб убирали вручную вот этим инструментом – серпом. (Ведущий демонстрирует серп). Уборка хлеба вручную – тяжёлый физический труд.
Издавна крестьяне жали
Поле хлебное серпом.
Хлеб созрел – не выжидали,
В руки – серп! И жни бегом!
А сейчас – не так, как раньше,
Ведь прогресс идёт вперёд.
Комбайнер с утра пораньше
На комбайне полё жнёт.
В настоящее время для уборки пшеницы, ржи, овса и других культур на помощь людям пришли машины.
Ведущий: (Демонстрируется плакат «Уборка зерновых культур»).
А ну-ка, «Комбайн», выходи на поле, покажись ребятам!
(Выходит в круг «Комбайн»).
Комбайн:
Пожелтело поле,
Колосится нива.
Движутся по полю
Железные кони,
Железные кони, –
Красные гривы.
(«Комбайн» машет руками, двигаясь вокруг «Пшеничного зернышка»).
Эта умная машина
Облегчает труд людей:
Жнёт, молотит, отбирает,
В бункер сыплет поскорей.
Не комбайн, а просто чудо!
Срезал хлеб – и вот зерно!
А из бункера, конечно,
В кузов сыплется оно!
(«Пшеничное зёрнышко вместе с «Комбайном» двигается по кругу).
Ведущий: Убрали люди зерно с помощью комбайнов и ссыпали его в грузовые машины.
Шофёр:
Течёт пшеничное зерно
Бесконечною рекой
Из комбайна прямо в кузов
Машины грузовой.
Ведущий: Затем грузовые машины везут убранное с поля зерно на элеватор.
(Выходит «Элеватор», держит в руках мешочек с зерном. «Пшеничное зёрнышко вместе с «Элеватором» движутся по кругу).Шофёр:
Через реки и равнины,
В жаркий солнечный денёк
Полная зерна машина
По дороге колесит,
К элеватору спешит.
Элеватор:
Элеватор – это место,
где зерно хранится впрок.
Чтоб зерну было уютно,
дует воздуха поток.
Чтобы мыши не подгрызли,
И не хлынула вода,
Чтобы было всё чудесно,
За зерном контроль всегда!
Ведущий: Ребята, элеватор — это сооружение для хранения больших партий зерна и доведения его до кондиционного состояния. Элеватор представляет собой высокомеханизированное зернохранилище. На элеваторе зерно не только хранят, но и обрабатывают от вредителей, просушивают и постоянно вентилируют. Это делается для того, чтобы зерно, находясь на элеваторе, не испортилось. Ребята, подскажите, куда далее следует путь «Пшеничного зёрнышка»?
(Ребята отвечают: на мельницу).
(Выходит «Мельница», держит в руках мешочек с мукой. «Мельница» вместе с «Пшеничным зёрнышком» движутся по кругу).Мельница:
Из элеватора машина
Везёт на мельницу зерно.
Его в муку здесь превращают,
Известно всем давным-давно.
Ведущий: Ребята, вы наверно сразу представили, как выглядят ветряные мельницы. (Демонстрируется изображение ветряной мельницы). Эти мельницы приводились в движение при помощи энергии ветра, улавливаемой крыльями мельницы. На протяжении долгого времени ветряные мельницы были единственными машинами, которые использовали люди при перемалывании зерна. Ребята, давайте покажем руками, как работают ветряные мельницы! (Ребята показывают). Но сейчас все мельницы, перерабатывающие зерно в муку, работают на электричестве. Ребята, куда везут муку, чтобы испечь из неё вкусный, тёплый хлеб?
(Ребята отвечают: «На хлебозавод»).(Выходит «Хлебозавод», выносит на подносе сушки, булочки, печенье).
Хлебозавод:
Теперь наш путь уже известный:
На хлебозавод муку везут,
Где выпекают хлеб чудесный.
Тяжёл и важен этот труд.
(«Хлебозавод» и «Пшеничное зёрнышко идут по кругу).
Ведущий: Хлебозавод - промышленное предприятие, основным видом продукции которого является хлеб и хлебобулочные изделия. В настоящее время хлеб выпекают с помощью хлебопекарного оборудования. А куда после хлебозавода попадают эти вкусные, душистые булочки, сушки и печенья?
(Ребята отвечают: «В магазин»).Магазин:
И вот румяный, пышный, тёплый,
Пушисто-белый каравай
Пришёл на полки магазина,
Беги скорей и покупай!
Ведущий: А сейчас, ребята, давайте посмотрим, во что превратилось наше «Пшеничное зернышко». А ну-ка, ребята, расступись! Выходи, не ленись и ребятам покажись, «Пшеничное зернышко»!
(Выходит «Пшеничное зёрнышко», выносит белый каравай на расшитом полотенце).
Пшеничное зёрнышко:
А был-то я зерном пшеничным
И превратился в белый хлеб.
Спасибо всем, кто потрудился!
Огромное спасибо всем!
Кто сеял, жал, зерно возил,
На элеваторе трудился
Не жалея своих сил.
Мелил зерно и пёк хлеба,
коврижки, расстегаи
И в магазине продаёт
Хлебцы и караваи.
Проделал добрый путь, друзья,
Теперь встречаюсь с вами я!
Ведущий: Вот и закончилась наша игра «Превращение пшеничного зёрнышка». Теперь-то вы знаете, во что превратилось пшеничное зерно, когда выросло! А самое главное, вы узнали, сколько труда вложено в этот пушистый белый каравай! Давайте ценить и уважать труд всех тех людей, кто заботится о том, чтобы всегда на нашем столе был Хлеб!
Сейчас я предлагаю вам загадки про хлеб:
Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
(Комбайн)
Не море, а волнуется.
(Нива)
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)
Вырос в поле дом -
полон дом зерном.
Стены позолочены,
ставни заколочены.
И стоит новый дом
на столбе золотом.
(Колосок)
Ведущий: Загадки отгаданы правильно, сейчас вам предлагается следующее задание. В этой таблице вы видите только цифры, но нет названий. Вам нужно отобразить правильно весь процесс, начиная от посадки пшеничного зерна до выпечки хлеба.
1. 2. 3. 4. 5. 6.
(Ответы: 1.Посадка; 2.Уборка; 3.Элеватор; 4.Мельница; 5.Хлебозавод; 6.Магазин.)
Вот и закончилось наше мероприятие, на котором вы узнали много интересного про хлеб. Теперь я верю, что вы будете ценить, любить хлеб и относиться к нему бережно! Ну а теперь, ребята, до свидания! До новых встреч!
Литература:
1.История древнего мира. Школьная энциклопедия. Изд-во «Олма-Пресс Образование», 2003.
2.Русские народные загадки.
3.Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996. С. 158-248;
4.Толковый словарь русского языка: Современное написание/В.И.Даль – М.: ООО «Издательство АСТРЕЛЬ», 2002 – 984 с.
5.Федотов Г.Я. Сухие травы: Основы художественного ремесла. – М.:АСТ-ПРЕСС,1999 – 208 с.