Методические указания по самостоятельной работе студентов в процессе обучения.
Министерство образования и науки Российской Федерации
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Институт дополнительного профессионального образования
Кафедра естественно-математических дисциплин
Методические указания по самостоятельной работе студентов в процессе обучения.
(направление физика)
Содержание.
Введение..3
Функции, цели и виды самостоятельной работы студентов4
Планирование и организация самостоятельной работы студентов..7
Значение и основные формы самостоятельной работы..9
Контроль и управление самостоятельной работы студентов...19
Заключение.21
Приложения22
Введение
В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
Самостоятельная работа – это важнейшая часть любого образования. Для студента она начинается с первых дней учебы в высшем учебном заведении или в СУЗах. Это работа, которую за него никто не в состоянии выполнить и обязанность преподавателя – научить студента самостоятельно трудиться, самостоятельно пополнять запас знаний.
Известно, что методы обучения физике в колледже значительно отличаются от школы. Студент - первокурсник, вчерашний выпускник школы, с первых дней получает большое количество информации и заданий на лекциях, практических и лабораторных занятиях. Не имея необходимых навыков, особенно он испытывает большие сложности в систематизации полученных знаний и ему нужна помощь в организации самостоятельной работы.
Для успешной самостоятельной работы, студент должен планировать свое
время и за основу рекомендуется брать рабочую программу учебной дисциплины (в данном случае физики), которая имеется у преподавателя, в методическом кабинете.
Функции, цели и виды самостоятельной работы студентов.
Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:
Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);
Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);
Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).
В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, развивающее творческую направленность, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.
Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
Систематизации и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
Углубления и расширения теоретических знаний.
Развитие познавательных способности и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
Формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Развития исследовательских умений.
Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:
1. Изучить рекомендуемые литературные источники.
2. Изучить основные понятия
Ответить на контрольные вопросы.
Решить предложенные задачи
5. Выполнить контрольные работы.
Работа студентов в основном складывается из следующих элементов:
Изучение и усвоение в соответствии с учебным планом программного материала по дисциплине;
Выполнение письменных контрольных работ;
Подготовка и сдача итоговых экзаменов, написание итоговой письменной работы.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференциальный характер, а также учитывать индивидуальные особенности студента.
Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:
1)приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
2)закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения применять знания в решении учебных и
практических задаx
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование творческого характера, умения применять знания в
усложненной ситуации.
Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, которые тесно связаны между собой.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со справочниками, учебно-исследовательская работа, использование компьютерной техники и Интернета и др.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста ( реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению, подготовка реферата, тематических кроссвордов, тестирование и др.
- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных задач, подготовка к деловым играм, к практическим работам, и др.
Планирование и организация самостоятельной работы студентов.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время.
Студент должен знать:
– какая форма самостоятельной работы предполагается (чтение рекомендованной литературы, ее письменное реферирование, выполнение контрольных работ и заданий, письменные ответы на предлагаемые вопросы, тесты, подготовка к выступлениям на практических занятиях, подготовка презентаций и т.д.);
– какая форма контроля, и в какие сроки предусмотрена.
Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов являются:
сборники основной образовательной программы специальности;
методические указания к практическим занятиям;
часть учебно-методического комплекса по дисциплине (примеры выполнения домашних заданий, оформления рабочих тетрадей, использования электронных информационных ресурсов);
методические указания по выполнению контрольных работ;
списки основной и дополнительной литературы в рабочей программе дисциплины.
Методические указания обращают внимание студента на главное, существенное в изучаемой дисциплине, помогают выработать умение анализировать явления и факты, связывать теоретические положения с практикой, а так же облегчают подготовку к выполнению контрольных работ и сдаче экзаменов.
Эффективность всей самостоятельной работы студентов во многом определяется уровнем самоконтроля. Основным объектом самоконтроля студентов в системе их труда могут быть:
планирование самостоятельной работы и выполнение индивидуального плана;
изучение предмета согласно тематическому плану, учебной программы;
выполнение контрольных и тестовых работ.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Сущность самостоятельной работы студентов, как специфической педагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно – познавательных задач. Следовательно, самостоятельная работа не есть самостоятельное деятельность учащихся по усвоению учебного материала, а есть особая система условий обучения, организуемых преподавателем.
Организация самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:
составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине;
разработка и выдача заданий для самостоятельной работы;
организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция)
контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента.
При выдаче заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Средства для организации самостоятельной работы:
рабочие тетради;
конспекты лекций;
сборники задач;
учебные пособия;
таблицы;
схемы;
тесты;
методический кабинет;
компьютерные классы.
Значение и основные формы самостоятельной работы.
Для активного овладения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо понимание учебного материала и творческое его восприятие. Но реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на механическое запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Преподаватели должны уделять внимание проблеме восприятия лекции студентами. Необходимо высвечивать внутри и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость. Активное использование мультимедийных технологий так же повышает интерес к дисциплине и логическое восприятие. На занятиях любого типа преподаватель может ставить творческие и проблемные задачи перед студентом, определять конкретные рабочие ситуации и контролировать и направлять самостоятельное решение. При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять самостоятельные работы, как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами). Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Выполнение самостоятельной работы на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно пользоваться имеющимися теоретическими знаниями, справочной литературой. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время - основная задача преподавателя. Решающая роль в организации самостоятельной работы принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента. Она заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.
Самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
1. Работа над конспектом лекции: лекция – основной источник информации, позволяющий не только изучить материал, но и получить представление о наличии других источников. Лекции представляют собой возможность «интерактивного» обучения, когда есть возможность задавать преподавателю вопросы и получать на них ответы. А также при чтении лекционного курса непосредственно в аудитории контролируется усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по прочитанной и исходным темам.
2.Доработка конспекта лекций с применением учебника, дополнительной литературы: этот вид самостоятельной работы студентов особенно важен в том случае, когда изучаемая тема содержит много вопросов, проблем. Тогда преподаватель заведомо не может успеть изложить различные точки зрения и студент должен ознакомиться с ними по имеющейся литературе.
3. Решение задач с использованием задачников, методических пособий.
Решение физических задач – это одна из форм самостоятельной работы, которая используется, как на занятиях, так и во внеаудиторное время. С помощью решения задач обобщаются знания об объектах, явлениях и законах. Они формируют практические и интеллектуальные умения, обобщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. Умение решать разные типы задач – лучший критерий успеваемости и глубины изучения материала.
При составлении заданий необходимо также учитывать дифференцированный подход к учащимся, систематизировать задачи по уровню сложности, чтобы каждый студент мог подняться до «своей ступеньки». Например, в основу градации по уровню сложности может быть положена следующая система: вопросы и задачи отличаются уровнями сложности: А, Б, С.
Группу А составляют задачи, в решении которых количество элементов знаний и умений не превышает трех. Как правило, в ходе решения этих задач применяется одна, две формулы, несложные преобразования и расчеты. В качестве элементов, усложняющих решение, используется перевод единиц измерений из одной системы в другую, определение табличных величин, умение применять основополагающую зависимость (формулу) в решении конкретной задачи.
Группу В составляют задачи, решение которых предполагает использование от четырех до пяти элементов, знаний и умений. Как правило, эти задачи, решение которых возможно при использовании двух, трех зависимостей (формул) и четком представлении о сущности физических явлений, их взаимосвязи и причинно- следственной обусловленности.
Группу С представляют задачи, решение которых предполагают использовать более пяти элементов знаний и умений. Задачи рассчитаны на учащихся интересующихся физикой и проявивших способности при ее изучении. Некоторые из предложенных задач требуют для решения углубленных знаний по теоретическим вопросам, сформированных умений и навыков. Содержание большинства из них не ограничивается рамками одной темы, многие требуют для решения творческих способностей.
Учащимся предоставляется право выбора уровня задачи, который в значительной степени определяет оценку за ее решение. При этом не следует жестко регламентировать его деятельность. Если студент выбрал задачу уровня С и не решил ее, то ему предлагается решить задачу уровня В или А. И наоборот, при правильном решении задачи уровня А или В, учащемуся может быть предложено решение задачи более высокого уровня.
При оценке работ можно использовать следующую систему: при правильном решении задачи уровня А, можно поставить оценку «3» (при наличие недочетов в вычислениях), уровня В, оценку «4» или «5», уровня С только пять (при верном решении). (Приложение 1.)
При решении задач учащиеся должны уметь:
анализировать физическое явление;
анализировать полученный ответ;
классифицировать предложенную задачу;
составлять простейшие задачи;
последовательно выполнять и проговаривать этапы;
решать задачи средней трудности;
решать комбинированные задачи;
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.
Порядок выполнения задачи:
Внимательно прочитать условие задачи. Установить в общих чертах условия задачи, и каким физическим законам они отвечают.
Сделать краткую запись условий. Обычно слева в столбик записывают все данные и искомые величины. Лучше все данные задачи сразу выразить в одинаковых величинах (СИ).
Сделать чертеж, схему или рисунок, поясняющие описанный в задаче процесс. Указать на чертеже все данные и искомые величины задачи.
Написать уравнение или систему уравнений, отображающих происходящий физический процесс в общем, виде.
Если равенства векторные, то им сопоставить скалярные равенства.
Используя условия задачи и чертеж, преобразовать исходные равенства так, чтобы в конечном виде в них входили лишь упомянутые в условиях задачи величины и табличные данные.
Решить задачу в общем, виде (получить "рабочую формулу"), т.е. выразить искомую величину через данные в задаче.
Произвести вычисления.
Произвести проверку единиц величин, подставив их в "рабочую формулу". Полученная единица должна совпадать с единицей искомой в задаче величины.
Подготовка к практическому занятию: проводится, как правило, с использованием методических пособий, состоит в теоретической подготовке и выполнение практических заданий.
Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации самостоятельной работы студентов на основе индивидуального подхода.При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ.
Преподаватель перед выполнением лабораторной работы должен, провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы;
При выполнении работы, студенту необходимо:
внимательно ознакомится с методическим описанием лабораторной работы.
Методические описания содержат:
- название работы, ее цель;
- перечень приборов и принадлежностей;
- общую часть (справочные сведения о сути изучаемого явления или
эффекта);
- методику проведения работы;
- описание измерений;
- обработку результатов измерений;
- контрольные вопросы.
строго выполнять все установленные в лаборатории правила техники безопасности;
соблюдать указанный порядок выполнения экспериментальной и расчетной части работы.
разобраться в устройстве установки, проверив приборы установки, подготовив их к работе, далее студент приступает к наблюдению тех эффектов или явлений, которым посвящена данная работа. Отсчет измеряемых величин полагается производить с максимальной точностью.
перед снятием результатов измерений проверять нулевые показания приборов и установить цену деления по шкалам.
обязательно следите за тем, чтобы, при выполнении тех или иные измерения,
были разумно согласованы друг с другом точность определения различных величин.
Если в лабораторной работе исследуется зависимость одной величины от другой, эту зависимость следует представить графически. Число точек на различных участках кривой и масштабы выбираются с таким расчетом, чтобы наглядно были видны места изгибов, экстремумов и скачков.
вычислить искомые величины и рассчитать погрешность измерения.
Выполнение каждой из запланированных работ заканчивается предоставлением отчета. Требования к форме и содержанию отчета приведены в каждой лабораторной.
Отчет о работе должен содержать:
название;
цель работы;
краткое описание лабораторной установки и методов измерений;
расчетную часть, включающую таблицы измерений, графики, расчет искомых величин и их погрешностей;
вывод.
В заключении, преподаватель должен:
Оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные.
Проверить и выставить оценку за отчет.Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. Контрольные вопросы, приведенные в конце каждой работы, облегчают подготовку к защите работы. В конце указаний приведен список литературы, рекомендуемой для самостоятельной подготовки к выполнению лабораторных работ.
5.Подготовка к экзамену: один из самых ответственных видов самостоятельной работы.
Одно из главных правил представлять себе общую логику предмета, что достигается проработкой планов лекции, составлением опорных конспектов, схем, таблиц. Фактически основной вид подготовки к экзамену – «свертывание» большого объема информации в компактный вид, а также тренировка в его свертывание. Тем более что преподаватель обычно замечает в течение семестра целенаправленную подготовку такого студента и может поощрить его тем или иным способом.
Для успешной сдачи экзамена рекомендуется соблюдать несколько правил:
Подготовка к экзамену должна проводиться систематически, в течение всего семестра.
Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена: нужно распределить вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.
Данные 3-4 дня перед экзаменом рекомендуется использовать для повторения следующим образом: распределить вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Использовать его для повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для полного повторения курса).
6.Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, причём студенту предоставляется право выбора темы. (Приложение 2.)
Реферат - первая и наиболее частая для студентов с первых курсов обучения форма самостоятельной письменной научной работы, которая наилучшим образом, приобщая их к системной работе в библиотеках с литературными источниками, обогащает знания молодёжи и развивает аналитические его способности, ораторское умение, а в воспитательном плане - формирует ответственность и сочетание личного интереса с общественной необходимостью
Реферат (от лат. referrer докладывать, сообщать) краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Написание реферата количественно и качественно обогащает знания студентов по выбранной теме. Помогает им логично, грамотно обобщить и изложить в письменном виде собранный материал, а затем умело, аргументировано публично, устно защитить его перед своими сокурсниками.
Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:
Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;
Изложение результатов изучения в виде связного текста;
Устное сообщение по теме реферата.
Требования к тексту.
1. Реферат выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А-4 (верхнее, нижнее и правое поля – 1,5 см; левое – 2,5 см).
2. Текст печатается обычным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель). Заголовки – полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель).
3. Интервал между строками – полуторный.
4. Текст оформляется на одной стороне листа.
5. В случае невозможности выполнить пункты 1.- 4. данного раздела допускается рукописное оформление реферата.
Структура реферата:
Титульный лист (на нем указываются следующие сведения: наименование учебного учреждения, наименование отделения, название работы, тема реферата, ФИО и номер группы студента, ФИО и должность преподавателя, место и дату написания реферата)
Содержание (в котором указывается: введение, содержательная часть, заключение, список использованной литературы, приложения и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата).
Введение. Объем введения составляет 1-2 страницы.
Основная часть реферата: может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора, у кого взят данный материал.
Заключение: содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
Приложение: может включать графики, таблицы, расчеты.
Оформление мультимедийных презентаций учебных тем, слайдового сопровождения докладов.
Во время лекции, доклада или на иных выступлениях, как правило, используют средства наглядной демонстрации: плакаты, пособия, лабораторные опыты. Для этой же цели применяют диапроекторы, кодоскопы, демонстрирующие слайды графических рисунков на экран. Появление компьютера и мультимедийного проектора позволило перейти к подготовке и показу иллюстративного материала в виде презентации, которая сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения выступления докладчика, включая звук, видео и анимацию.
Программа PowerPoint, входящая в программный пакет Microsoft Office, предназначена для создания презентаций. С ее помощью пользователь может быстро оформить доклад в едином стиле, таким образом, значительно повысив степень восприятия предоставляемой информации.
Презентация или «слайд-фильм», подготовленная в Power Point, представляет собой последовательность слайдов, которые могут содержать план и основные положения выступления, все необходимые таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, входящие в демонстрационный материал. При необходимости в презентацию можно вставить видеоэффекты и звук.
Преимущества мультимедийной презентации
Позволяет адаптироваться под особенности аудитории, изменить скорость подачи материала.
Повышает мотивацию учения.
Обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов.
Позволяет проиграть аудиофайлы излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции.
Быстрота и удобство использования.
Перед созданием презентации на компьютере важно определить:
назначение презентации, ее тему – следует самому понять то, о чем вы собираетесь рассказывать;
примерное количество слайдов - слайдов не должно быть много, иначе они будут слишком быстро меняться, и времени для записи у слушателей не останется;
как представить информацию наиболее удачным образом;
содержание слайдов;
графическое оформление каждого слайда.
1.Требования к содержанию информации
Заголовки должны привлекать внимание аудитории
Слова и предложения – короткие
Временная форма глаголов - одинаковая
Минимум предлогов, наречий, прилагательных
2. Требования к расположению информации.
Горизонтальное расположение информации
Наиболее важная информация в центре экрана
Комментарии к картинке располагать внизу
3. Объем информации и требования к содержанию.
На одном слайде не более трех фактов, выводов, определений.
Ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде
Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.
Преимущества мультимедийной презентации:
1. дает учащимся широкие возможности свободного выбора соответственной траектории учения в процессе образования. Отсюда, изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны;
2. предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных студентов предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны; каждый студент приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала;
3. повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;
4. гарантирует непрерывную связь в отношениях «преподаватель-студент»;
5. способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);
6. повышает мотивацию учения;
7. способствует развитию у учащихся продуктивных, творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления
Рекомендации по представлению материалов в электронном виде
Структура материалов в электронном виде:
1. титульный слайд (здесь указывается тема доклада; фамилия, имя и отчество докладчика; фамилия, имя и отчество содокладчика, если он есть)
2. информационный слайд (они могут содержать диаграммы и графики, также текстовые, табличные и графические материалы, предназначенные для более четкого восприятия аудиторией информации, излагаемой в докладе.)
3. завершающий слайд (он содержит те же данные, что и титульный слайд).
Выбор тип информации, схем структурирования, данных очередности, их изложения осуществляется непосредственно докладчиком (содокладчиком).
Контроль и управление самостоятельной работой студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы: учебные занятия, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
Контроль самостоятельной работы студента может быть установлен в следующих формах:
на экзамене;
тестовый контроль;
защита письменных работ (рефератов, докладов и контрольных работ)
участие в «Круглом столе», деловой игре и т.п.
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
уровень освоения студентами учебного материала;
умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
обоснованность и четкость изложения ответа.
Управление самостоятельной работой студентов осуществляется через различные формы контроля и обучения:
консультации, в ходе которых студенты должны осмыслять полученную информацию, а преподаватель определить степень понимания темы и оказать необходимую помощь;
следящий контроль осуществляется на лекциях, практических и лабораторных занятиях. Он проводится в форме собеседования, устных ответов студентов, контрольных работ, тестов, фронтальных опросов. Преподаватель фронтально просматривает наличие письменных работ, упражнений, задач, конспектов.
текущий контроль осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время. Это, как правило, работы индивидуального характера: доклады, рефераты, решение задач и т.д.
итоговый контроль осуществляется через систему зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом. Формы контроля должны быть адекватны уровням усвоения: уровню понимания, воспроизведения, творчества. Наряду с устными ответами по экзаменационным билетам рекомендуется шире использовать письменные формы итогового контроля.
Заключение.
Развитие самостоятельности у студентов - это одна из определяющих линий деятельности преподавателя, важнейший показатель плодотворности учения. Познавательная самостоятельность студентов выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость студента в познавательном процессе. Она характеризуется поисковой направленностью в учении и стремлением удовлетворить потребность в знаниях при помощи различных источников, как в учебное время, так и во внеаудиторной деятельности. Познавательная самостоятельность формируется на базе активности и характеризуется как качество личности.
В заключение хочу отметить, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя.
Преподаватель должен:
сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.
стремиться научить студентов самостоятельно мыслить.
развить в них способность ориентироваться в новой ситуации.
найти свой подход к новой задаче.
Объясняя учебный материал, преподаватель должен не только довести его до уровня понимания и усвоения студентов, но и воспитать желание эти знания расширить.
Студенту важно понять, что самостоятельность предполагает напряженную умственную работу, умение превращать цель в последовательность поступков!
Использованная литература.
1. Вашкевич Э. «Power Point 2007. Эффективные презентации на компьютере». Питер, 2008. 240 с.
2. Ермаков А.Л., Галатенко Н.А. Основы самостоятельной работы студента.- М.,1996.
3.Каменский С.В., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. М., 1985.
4. Мелешина А. М., Зотова И. К. О преподавании физики в вузе. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. – 160 с.
5. Мостаева Л.В. Требования к подготовке реферата – 1999. - №8. – С.61.
6. Пидкасистый П.И. Организация учебно – познавательной деятельности студентов.-М.: Педагогическое общество России, 2005.
7. Трофимова И. А. Педагогика и психология. Основы самостоятельной работы студентов. - СПб.,2001.
8. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для всех кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. – 3-е изд.-М.: ИНФРА. 2000. 127 с.
Приложение 1.
Тема: Газовые законы.
Цель: Закрепить полученные знания по газовым законам в ходе решения задач.
Задания:
1. В первой задаче требуется построение графиков, изображающих разного рода процессы.
2. Решить вторую задачу, используя изобарный, изотермический, изохорный процессы
3. Каждый студент из представленных заданий выбирает тот уровень, который он сможет решить.
Начальный уровень (уровень А) (оценка «3»).
На рисунке дан график изменения состояния идеального газа в координатных осях V,T. Представьте этот процесс на графиках в координатных осях (P,T); (P,T).
V 2
1 3
O T
Как нужно изменить объем данной массы газа для того, чтобы при постоянной температуре его давление уменьшилось в 4 раза.
Средний уровень (уровень В) (оценка «4»).
Постройте изобары для 2г водорода при нормальном атмосферном давлении p в осях (P,T), (P,V),(V,T)
Давление в откачанной рентгеновской трубке при 13 EMBED Equation.3 1415 равно 13 EMBED Equation.3 1415. Какое, будет давление в работающей трубке при температуре 13 EMBED Equation.3 1415.
Достаточный уровень (уровень С) (оценка «5»).
С идеальным газом некоторой массы был произведен процесс, изображенный на рисунке. Вычертите эту диаграмму в координатах (P,T), (P,V).
T
2 4
1
3 5
O V
Температура газа при изобарном процессе возросла на 150 К, а объем увеличился в 1,5 раза. Определите начальную температуру газа.
Методические указания:
1. Повторите зависимость параметров друг от друга, которая в общем случае дается уравнением состояния, а в частных – газовыми законами.
2. При решении надо четко представлять, каково начальное состояние системы, и какой процесс переводит ее в конечное состояние.
3. В первой задачи оформляется сначала график, который дан по условию. А затем строятся остальные графики в недостающих координатных осях, выбирая точки произвольно.
4. Решение второй задачи оформляется так:
Дано: Решение:
Найти:
Ответ:
Форма отчета: письменно в тетради с правильным оформлением.
Приложение 2.
Реферат.
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды».
Цель: 1. Повторить, углубить и обобщить материал по теме: «Тепловые двигатели».
2. Познакомиться с важнейшими направлениями теплотехнике; знать и уметь объяснять их; уметь проводить сравнения, делать выводы.
Задания:
1. Подготовить реферат, используя различную литературу.
2. Студент сам выбирает тему из представленного списка:
- карбюраторный двигатель;
- дизельный двигатель;
- паровая турбина;
- газовые турбины;
- реактивные двигатели;
- тепловые двигатели и их применение;
- тепловой двигатель и охрана окружающей среды;
- изобретение автомобиля и паровоза;
- современные проблемы теплотехники.
Методические указания:
1. Реферат должен состоять не менее 10 – 15 листов формата А4.
2. Реферат должен состоять:
- из титульного листа, на котором указывается тема реферата.
- введение ;
- основная часть;
- заключение;
- приложение, если есть;
- использованная литература.
Форма отчета: Устно 3 – 5 минут в виде доклада с кратким содержанием текста.
13PAGE 15
13PAGE 142215
Root Entry