Внеклассная работа по истории (9-11классы)
Муниципальное образование Красноуфимский округ
Муниципальное казенное образовательное учреждение Тавринская средняя общеобразовательная школа
О доблести, о подвиге, о славе.
Внеклассное мероприятие для 9-11 классов.
Выполнила: Андреева Вера Митрофановна, учитель истории и обществознания. МКОУ Тавринская СОШ
Цель: развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах деятельности.
Задачи:
1.Формирование патриотизма, нравственной позиции, чувства сопричастности к судьбам соотечественников.
2. Поддерживание интереса учащихся к теме Великой Отечественной войны.
3. Формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности, умение обобщать и систематизировать знания.
4. Развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: компьютер, карта по ВОВ, выставка экспонатов из музея, презентации. Музыкальное сопровождение.
(звучит лирическая музыка)
Ученица 1: Я хотела жить, учитьсяеще чуть чуть, и я бы стала доктором
Ученица 2: В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать.
Ученик 3: А мы дом строили - свой, добротный, бревенчатый, с узорными ставнями, с окнами на реку
Ученица 4: Мама обещала сводить меня в цирк. Я очень хотела посмотреть на дрессированных медведей.
Ученик (в солдатской форме): Мы погибшие на полях сражений
Ученики (в солдатской форме): Мы замученные в концлагерях
Два мальчика хором: Мы погибшие в оккупации
Ученик: Мы умершие от голода
Ученик: Не доучились и не достроили
Ученик: Виной тому стала
Все вместе: Война.
Учитель: Великая Отечественная война 1941-1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, какие только знала Россия.22 июня 1941 года, в 4 часа утра вдоль всей линии западных границ Советского Союза взвились ракеты, загремели залпы артиллерийских орудий. Танки, самолёты со свастикой на крыльях начали бомбить советские города и села. Так, без объявления войны гитлеровская Германия напала на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война Советского Союза.Великая Отечественная война – это 1418 дней и ночей непрерывных сражений.
Ученик: С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от трагичных страниц нашей истории – от событий Великой Отечественной войны. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти. Мы не забыли тяжкие военные испытания, безмерную цену, заплаченную за Победу. Сегодня мы вместе с вами пройдем этими дорогами. Вспомним имена, даты, события.
(слова Левитана о начале войны)
Звучит песня «Священная война», сюжеты начала войны на экране.
Ученик: Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет
Учитель: Скоро 70 лет, как закончилась война. И каким бы противоречивым не было время, и как бы не менялась наша жизнь, этот день навечно останется для нас днем памяти, потому что человек никогда не приносил таких жертв во имя мира на Земле. Во Второй мировой войне всего в мире погибло 13 миллионов детей. В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи людей, в том числе 400 тысяч детей.
Ученик (одетый в солдатскую одежду, с автоматом.)
Ленинград ожег мне душу
Своими бедными детьми,
Я в Ленинграде, правда не был
Но знаю – говорят бойцы:
Там дети плачут, просят хлеба,
А хлеба нет А мы отцы
И я как волка караулю
Фашиста сутками в снегу,
И от моей свирепой пули
Пощады не было врагу
(Презентация «Блокада Ленинграда»)
Учитель: Вооружение во время Великой Отечественной войны является одной из основ успеха любой военной операции.
(Презентация о самолетах, о летчике нашем односельчанине ветеране ВОВ Илюшкине Петре Ильиче)
Чтец: Против врага сражалась не только армия. Поднялся весь двухсот миллионный народ. Каждый советский человек стал воином и жизнь свою понимал как воинский долг, шел ли он на врага с оружием в руках или в тылу конструировал самолеты, добывал уголь, выращивал хлеб.
(Сообщение о партизанском движении с применением слайдов)
Учитель: Единство фронта и тыла стало важнейшим условием полного разгрома агрессора. Огромный вклад в общенародную борьбу против немецко-фашистских захватчиков внес Урал. Партия и правительство превращало Урал в самый мощный центр промышленного производства. Свою лепту в победу внесли и жители нашего села
(Сообщение «Тыл фронту» и воспоминания жителей села Тавра)
Учитель: Есть в календаре даты. Одна из них - Сталинградская битва. Битва, подобной которой не знала история войн. Сталинград навечно вошёл в историю как символ непобедимости и сплочённости Советского народа, необычайного героизма, Символ несокрушимости российского войска.
Со Сталинградом связана решающая битва, определившая перелом в ходе второй мировой войны.
На полях сражений под Сталинградом Советские Вооружённые Силы спасли человечество от угрозы нацистского порабощения.
« Сталинградская битва - один из важнейших этапов Великой Отечественной войны». (Презентация, затем на экране список солдат из нашего села участников Сталинградской битвы.)
Чтец: Потерпевший под Москвой
И на Волге пораженье,
И на этом танковом сраженье
Враг особенно был злой.
(видеосюжет о танковом сражении под Прохоровкой)
Учитель: Многие из них не вернулись домой, остались на дорогах войны. Но прошло время, и заговорили они в полный голос, через года предстали перед нами, живыми в полный свой рост, во всей своей человеческой красоте. Голос павших донесли до нас их письма.
Чтец: Я к тебе, родная,
Всей душою рвусь.
Жди меня с победой,
Скоро я приеду,
Скоро я вернусь!
Смолкнет канонада,
Стихнет жаркий бой.
Я к тебе приеду,
Я вернусь домой.
(Ученик читает « Письма с фронта» наших односельчан).
Учитель: Много песен сложил наш народ. Но песни Великой Отечественной войны, это неповторимая страница истории войны. Сколько глубоких чувств впитали они в себя. Сколько в них энтузиазма и вдохновения. Каждая из военных песен - истинный шедевр, с собственной жизнью и историей.
(Инсценировка песни «Землянка»)
Выступление руководителя школьного музея об экспонатах периода ВОВ, которые хранятся в музее школы.
Учитель: Из нашей деревни на войну ушли 347 чел. Среди них были и учителя.
(Презентация об учителях нашего села участниках Великой Отечественной войны).
Чтец: Утром 22 июня 41-го года на одной из улиц города Бреста лежала убитая девочка с не заплетенными косичками и ее кукла. Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда.
Что есть дороже наших детей?
Что есть у любого народа?
У любой матери?
У любого отца?
А кто посчитает, сколько детей убивает война? Ребенок, прошедший через ужасы войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? А таких были тысячи. Что помнят они? Что могут рассказать? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!
(Сообщение «Дети войны» воспоминания жителей села).
Учитель:1945 год советские войска дошли до Берлина, последние дни войны. Берлинская операция - одна из крупнейших операций второй мировой войны. Победа в ней советских войск стала решающим фактором в завершении военного разгрома Германии.
(Сообщение о Берлинской операции (со слайдами) и о нащих односельчанах дошедших до Берлина. Список солдат появляется на экране на красном фоне: «Мы дошли до Берлина».)
Наконец то Победа! 9 мая! (песня «День победы») на экране салюты.
Учитель: Ребята помните, что рядом с нами живут люди, которые выстрадали для нас Победу. Так будем же достойны чести находиться с ними рядом.
Приложение №1
Дети и война
Из воспоминаний Сайфулина Семена: « Я хорошо помню военные годы. Тяжко приходилось населению. Война требовала и люди терпели и голод и холод. Самим не хватало, а фронту надо было отдать. Пища была скудной. Нечего было на себя надеть. На ногах лапти, вместо рубашки лохмотья, вместо красивых курток, сшитое из старых тряпок подобие одежды, армяки, впрочем у кого что было. В школу ходить было не в чем. Особенно ждали лето с обильными травами, ягодами и овощами. Дети оказывали колхозу посильную помощь. Подростки 10-14 лет пахали конными плугами, боронили, убирали сено, возили зерно на элеватор, работали на лесозаготовках. Это Клепалов Сергей, Клепалов Семен, Дульцев Аркадий, Петров Павел, Швалев Александр, Рябухин Степан, Янгубаев Алексей.
В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок по готовности в колхозах к полевым работам, собрали колосья, удобрения.
Патриотическое движение пионеров и школьников за сбор средств для строительства танков и танковых колонн охватили все школы страны. К весне 1943 года молодежь и школьники собрали на вооружение действующей армии около 542 млн. рублей.
Приложение№2
Берлинская операция
Завершив Берлинскую операцию, советские войска совместно с союзниками окончательно сокрушили немецко – фашистскую военную машину. 8 мая представители германского командования, во главе с Кейтелем подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии. В ходе Берлинской операции советские войска полностью разгромили 70 пехотных, 12 танковых и 11 моторизированных дивизий, взяли в плен около 480 тыс. человек. В Берлинской операции советские войска потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести свыше 304 тыс. человек.
Есть герои и из нашего села, которые дошли до Берлина и смогли вернуться на родину:
Мезин Михаил Камисьевич
Николаев Михаил
Егоршин Константин
Зайндитов Семен
Бабин Сергей Иванович
Смирнов Николай Тимофеевич
Васюков Евдоким Яковлевич
Оношкин Константин
Байрамалов Константин
Иванов Николай
Кугибаев Умутай
Ильин Умутай
Приложение№3
Мои односельчане - участники Сталинградской битвы.
Несколько человек из нашего села участвовали в Сталинградской битве. Они стойко защищали нашу страну.
Корзников Михаил Иванович
Гордеев Василий Андреевич
Имаев Тамай
Басов Виктор Федорович
5. Мишин Егор Михайлович.
В память о них мне хотелось бы вспомнить святой девиз: « Никто не забыт, ничто не забыто»
Приложение№4
Письма с фронта
В июне 1940 года Гитлер поручил генералам Марксу и Паулюсу разработать план нападения на СССР. 18 декабря, план получивший кодовое название
«план Барбаросса» был готов.
Гитлер заявил: «Я не сделаю такой ошибки как Наполеон. Когда пойду на Москву, я выступлю достаточно рано, чтоб достичь ее до зимы».
В 1941 году 22 числа войска немцев внезапно напали на Советский Союз.
Из села Русская Тавра ушли на войну 180 мужчин, остались на полях сражений 132 человека, из деревни Большая Тавра ушли на фронт 167 человек, отдали жизнь ради свободы 113 человек. Между сражениями, несмотря на нехватку времени, солдаты успевали писать письма домой.
Одно из таких писем написано Айметовым Митей.
« Здравствуйте, родные - отец и мать. Вспоминающим меня соседям большой привет. Пишу коротко времени в обрез. Сегодня мы четыре атаки отбили. Много наших бойцов в этой драке головы сложили. Нас осталось мало, боеприпасы тоже на исходе. Подкрепления нет. Со стороны противника немного затихло. Не знаю, наверное, с новой силой нагрянут. Наш командир всем велел писать письма. Хочет их отправить вместе с ранеными. Ой, кричат. Письмо дописать не успею. Появились немецкие танки. До свидания! Знайте, в этом сражении, если голову сложу, выполнил свой долг. За Родину! За Сталина!
Айметов Митя погиб на Волоколамском направлении
( Из книги Сапина Александра Ивановича «Болшетавринцы»).
Приложение№5
Детство опаленное войной
Писала Имаева Кристина о дедушке
Великая Отечественная война не обошла стороной и мой родимый уголок- Тавру. История каждого сельчанина – это история всей страны. И мне бы хотелось рассказать о нелегком детстве моего дедушки. Она похожа на истории других судеб во время войны.
В 1941 году дедушка пошел работать на кузницу, где он с другими детьми топтал глину на постройку новой кузницы. Работа была очень утомительной, но с этим приходилось смириться, т.к. более легкой работы не было. 22 июня дедушка, как и прежние дни, пошел на работу и тут им сообщили, что началась война с немцами. Вместо улыбки появилась грусть, печаль и для решения, что делать дальше, их отпустили домой.
Первые дни дедушки были самыми трудными, тяжелыми, так как забрали его отца в трудовую армию, брата Элая на фронт, Алексея на фронт Украины.
И тут началась тяжкая жизнь, жизнь надежд и веры к лучшему, где основная тяжесть легла на плечи детей, женщин и стариков. А на руках матери осталось двое детей - мой дедушка и младшая сестра Рая. Дедушку отправили работать на поле, там он боронил, пахал, сеял и даже на носилках разносил по полю навоз для удобрения почвы. Женщины, в том числе моя прабабушка Саня, вручную гребли сено, пололи, убирали овощи, осенью вручную вязали снопы, а зимой пряли, ткали, готовили холсты, шили одежду.
Так же вязали варежки, носки, шарфы для солдат.
В те времена никто не мог похвастаться своим имуществом. Все были наравне бедные и измученные. Питались самой скудной едой, пища чаще всего была растительной. Ели болтушку, лепешки из гнилой картошки, которые пекли вместо хлеба. Так же пекли лепешки из лебеды, соли не было. Летом питались ягодами и грибами. В день давали по 200 грамм муки. Самой распространенной обувью были лапти. Носили рваную одежду. Спали на печи, на лавках, на полу и на железной кровати, укрывшись старой одеждой.
В тяжелые трудные времена люди всегда поддерживали друг друга, были выносливыми, терпеливыми, заботливыми, трудолюбивыми.
Они не жаловались ни на что. Они знали, что от них зависит дальнейшая судьба страны. И в этом мы видим подвиг народа, война не обошла стороной даже детей. Она положила отпечаток и боль на сердце каждого, которая не лечится годами.
И летопись времен
Войдут другие славы
Но вечно будет жить
Наш сорок первый год,-
Год крови. Год любви.
Год незабвенной славы!
Приложение№6
Гордость нашего села Тавра
Летчик участник Великой Отечественной войны
Миллионы советских людей на фронте и в тылу поднялись на борьбу с ненавистным врагом. Героизм советских людей в годы войны явился одним из главных источников победы в ожесточенной борьбе с германским фашизмом.
В годы Великой Отечественной войны и наш односельчанин сражался на небе с фашистами.
Илюшкин Петр Ильич
Родился в селе Юва 5 января 1926г, в крестьянской семье. С 8 лет работал вместе со взрослыми на поле. Кушать было нечего. В семье было двое детей. Сестра умерла, отец, бабушка тоже умерли, мать уехала в город Полевской, он остался с дедушкой. Закончил семь классов.
Работал много днем - учеба, вечером работа. За его ответственное отношение к работе, назначили его бригадиром.
На военную службу призвали в 1943 году в 17 летнем возрасте. Из с. Юва остался лишь он один в живых.
Направлен на 3 месячные курсы в запасной учебный батальон младших командиров в г. Кунгур Пермской области, где получил звание младшего лейтенанта. Затем проходил учебу в Челябинском авиационно - техническом училище. За три месяца учебы прошел шестимесячный курс обучения. После учебы отправили на Украину механиком. Через три месяца, в 1944 году направлен авиационным механиком во 2 бомбардировочный авиаполк Белорусского фронта. Летал на американских самолетах «Боинг Б- 25 »- бомбардировщик.
Победу встретил в г. Белостоке ( Польша). Войну закончил в звании старшего техника-лейтенанта. Там в 1946 году получил звание лейтенанта, офицерский состав отправили на переподготовку в город Ачит Красноярского края. Затем по приказу был направлен на восток. Ему дали учебный самолет, работал техником.
В 1958 году приехал в деревню, работал на кирпичном заводе. Но он был военным летчиком, его тянуло к самолетам. Петр Ильич попросился на службу, в 1969 году его отправили в ГДР, прослужил там 3 месяца, ему подарили баян от министра обороны. Дали звание капитана и по возрасту отправили в отставку. В Тавре жил 14 лет.
За ратный труд он был награжден орденами и медалями:
«За боевые заслуги».
«За Победу над Германией».
3. «За участие в героическом штурме и взятии Кенигсберга».
4. «Отечественной войны 2 степени».
5. «За взятие Варшавы» и много юбилейных медалей.
У Петра Ильича двое детей сын и дочь, они живут в Белоруссии в городе Бобруйске. Вдова, тетя Анютка, живет в деревне Большая Тавра.
«Петр Ильич был веселым, жизнерадостным, любил танцевать- вспоминает жена Анютка- он был очень внимательный, заботливый. У него было много друзей».