Методическая разработка открытого урока по предмету «Налоги и налогообложение» на тему «Пенсионный фонд России»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №24
Методическая разработка открытого урока
по предмету «Налоги и налогообложение»
по теме «Пенсионный фонд России»
Составитель: В.В. Мещерякова
Москва 2012
Рассмотрено предметной
цикловой методической комиссией
Протокол № _____ от «__» ________ 20 ___ г.
Председатель_________________________
__________________________
Составитель ___________________ /В.В. Мещерякова/
подпись Ф.И.О.
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА PAGEREF _Toc321926914 \h 4ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА PAGEREF _Toc321926915 \h 5ХОД УРОКА PAGEREF _Toc321926916 \h 6ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОКА PAGEREF _Toc321926917 \h 9БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК PAGEREF _Toc321926918 \h 10ПРИЛОЖЕНИЕ А. КАРТЫ ВЗАИМОКОНТРОЛЯ PAGEREF _Toc321926920 \h 11ПРИЛОЖЕНИЕ Б. АЛГОРИТМ САМОАНАЛИЗА УРОКА PAGEREF _Toc321926921 \h 12ПРИЛОЖЕНИЕ В. ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОКА PAGEREF _Toc321926922 \h 14ПРИЛОЖЕНИЕ Г. ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ PAGEREF _Toc321926923 \h 15ПРИЛОЖЕНИЕ Д. ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ РАЗМЕРА БУДУЩЕЙ ПЕНСИИ PAGEREF _Toc321926932 \h 21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанная разработка подготовлена для проведения открытого урока по предмету «Налоги и налогообложение» для профессии 38.5 «Бухгалтер» по теме «Пенсионный фонд России».
Методическая целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса.
Одной из основных форм передового опыта в данном уроке является повышение мотивации к обучению с помощью методической редукция, основанной на схемо-знаковой визуализации учебного материала с использованием информационно-коммуникативных технологий. Разнообразие способов графического представления информации (схемы, таблица, презентация) учебного занятия призвано повышать интерес к предмету, упрощать восприятие объемного материала.
Кроме того, актуализация субъектного опыта обучающихся, их сопричастность к вопросам пенсионного обеспечения также направлено на сохранение познавательного интереса. Для этого подготовлены образцы социальных карт, писем-извещений пенсионного фонда, которые зачастую являются знакомыми для обучающихся. Именно связь субъектного опыта обучающихся и нового материала о нормативно-правовом регулировании пенсионного обеспечения призвано воспитывать налоговую грамотность будущих бухгалтеров.
В процессе конструирования урока была применена карта построения современного урока, разработанная Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко.
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКАТема урока: Пенсионный фонд России
Тип урока: Урок усвоения нового материала с элементами систематизации и обобщения изученного ранее
Цель урока: обучающиеся должны понимать сущность пенсионной системы России, ее положение в налоговой системе и тенденции реформирования
Задачи урока:
обучающая: сформировать у обучающихся представление о структуре пенсионного фонда, принцип формирования пенсионного обеспечения,
развивающая: развитие профессиональных навыков налогового учета, работы с нормативными документами, развитие понятия о социальной защите (внимание)
воспитательная: воспитание активной гражданской позиции в вопросах социальной защиты, воспитание заблаговременной сознательности о будущей пенсии, соглашение о добровольном содержании неработающего населения работающим, профориентация и профессионализация.
Дата проведения: 28.03.2012г.
Учебная группа: 32-3 (НПО)
Профессия: 38.5 «Бухгалтер»
Преподаватель: Мещерякова Валентина Владимировна
Внутрипредметные связи: бюджетная система России, внебюджетные фонды.
Межпредметные связи: финансы и кредит (бюджетирование), .экономика отрасли (финансы предприятия), бухгалтерский учет (налоговый учет), правовое обеспечение профессиональной деятельности.
Ключевые понятия урока: внебюджетные фонды, пенсионный фонд, пенсионная реформа, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, состав, начисление и расчет пенсии, система софинансирования.
Методы обучения и контроля:
- методы объяснения словесный, наглядный, схемо-знаковая визуализация учебного материала,
- ситуационное обучения,
- заполнение листов рабочей тетради,
- применение информационно-коммуникативных технологий,
- взаимоконтроль (по карточкам с заданиями),
- оценивание устных ответов, выполнения упражнений, рассуждений (в листе оценивание).
Методическое оснащение: демонстрационный материал (электронная презентация), схемы, иллюстрации, карты взаимоконтроля, листы рабочей тетради, бланки домашних заданий, карта характеристики налога, экземпляр страхового свидетельства, образец уведомления из пенсионного фонда, выборки из нормативно-законодательных актов.
Оборудование: автоматизированное рабочее место преподавателя.
ХОД УРОКА1. Организационный этап (3 мин)
Дидактическая цель этапа: Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к занятию. Организация внимания. Раскрытие общей темы урока и плана его проведения.
2. Этап проверки выполнения домашнего задания (6 мин)
Дидактическая цель этапа: Установление правильности, полноты и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися.
Методы: взаимоконтроль заполнения формы 2 НДФЛ; письменный фронтальный опрос по карточкам.
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе (3 мин)
Дидактическая цель этапа: Обеспечить мотивацию обучающихся, принятие ими цели урока. Актуализация субъективного опыта.
Методы: представление эпиграфа, беседа о социальной и практической значимости изучаемого материала.
Вопросы для актуализации знаний:
Что такое внебюджетный фонд? Для чего он создается?
Какие изученные вами фонды относятся ко внебюджетным?
Какова степень влияния государства на внебюджетные фонды?
4. Этап усвоения новых знаний и способов действия (10 мин)
Дидактическая цель этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания обучающимися изучаемого материала. Содействие усвоению обучающимися способов. Создание содержательных и организационных условий.
Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (схемо-знаковая визуализация): представление материала в сравнительных таблицах, построение структурно-логических схем, демонстрация презентации, конспектирование со слов преподавателя (текст конспекта – см. приложение).5. Этап первичной проверки понимания изученного (3 мин)
Дидактическая цель этапа: Установление правильности и осознанности изучаемого материала. Выявление пробелов осмысления изучаемого материала. Коррекция выявленных пробелов.
Методы: устный индивидуальный опрос, беседа с комментированием ответов обучающихся, повторение непонятых частей материала.
Вопросы и задания:
Что такое пенсионный фонд?
Перечислите функции пенсионного фонда.
Определите источники поступления денежных средств в пенсионный фонд.
Как изменилась пенсионное обеспечение с 2002 года?
6. Этап закрепления новых знаний и способов действия (7 мин)
Дидактическая цель этапа: Закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действия. Повышение в ходе закрепления уровня осмысления.
Методы: решение расчетной задачи по образцу в рабочей тетради по прилагаемому образцу (см. приложение).
7. Этап обобщения и систематизации знаний (8 мин)
Дидактическая цель этапа: Обеспечение формирования целостной системы ведущих знаний в вопросах социальных фондов. Обеспечение установления обучающимися внутрипредметных и межпредметных связей. Обеспечение формирования у обучающихся общих понятий.
Методы: беседа о том, как увеличить пенсию; сравнительная характеристика уровня пенсионного обслуживания в разных странах по таблицам и схемам (см. приложение).
8. Этап информации о домашнем задании (2 мин)
Дидактическая цель этапа: Обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Методы:
Текст задания: обобщить полученные сведения о пенсионном обеспечении. Подготовиться к тестовому контролю по теме «Внебюджетные фонды». Прояснить собственную позицию по вопросам софинансирования пенсии. Посетить сайт Пенсионного фонда России, ознакомится с материалами по теме урока.
9. Этап подведения итогов занятия (2 мин)
Дидактическая цель этапа: Качественная оценка работы класса и отдельных обучающихся.
Методы: оценивание и комментирование работы обучающихся на разных этапах урока.10. Этап рефлексии (1 мин)
Дидактическая цель этапа: Инициировать и интенсифицировать рефлексию по поводу психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.
Методы: доброжелательная беседа, представление советов.
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОКА№ ФАКТОРЫ УРОКА Уровни гигиенической рациональности урока Фактически
Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный 1 Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90% 37 мин – 82%
2 Количество видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2 5 видов
3 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин. 11–15 мин. Более 15 мин. Не более 9 мин
4 Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже, чем через 7-10 мин. Смена через 11-15 мин Смена через 15-20 мин. Соблюдается
5 Количество видов преподавания Не менее 3-х 2 1 4
6 Чередование видов преподавания Не позже, чем через 10– 15 мин. Через 15-20 мин. Не чередуются Соблюдается
7 Наличие эмоциональных разрядок 2-3 1 Нет Планируется 1
8 Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими требованиями С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме Соблюдается
9 Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы Учитель иногда контролирует посадку учащихся Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем Соблюдается
10 Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток На 20 и 35 мин. урока по 1 мин. Из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью Отсутствуют Отсутствуют
11 Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентныПреобладают отрицательные эмоции
Планируется
12 Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности Не ранее 40 мин. Не ранее 35-37 мин. До 30 мин. Планируется не ранее 40 мин
Заключение: урок рационален на 83 %.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКОсновные источники для обучающихсяБрыкова, Н. В. Налоги и налогообложение : практикум / Н. В. Брыкова. – М.: АСАДЕМА, 2009. – 150 с.
Худолеев, В. В. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / В. В. Худолеев. – М.:ФОРУМ:ИНФРА, 2009. – 235 с.
Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение : учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений / О. В. Скворцов. – М.: ИД «Академия», 2010. – 210 с.
Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение. Практикум : учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений / О. В. Скворцов. – М.: ИД «Академия», 2011. – 180 с.
Дополнительные источники для обучающихсяНалоговый Кодекс РФ. В 2 ч. – М.: ЮРКНИГА, 2011. – 752 с.
Комментарий официальных органов к Части II НК РФ – Изд. "Экономика и право", 2009 г.
Постатейный комментарий к Части II НК РФ. – М.: Изд-во "Финансы и статистика", 2008. – 535 с.
Все налоги и сборы. – Москва: Изд-во "Экономика и право", 2009. – 463 с.
Балакина, А. П. Налоги России: учеб. пособие / А. П. Балакина. – М.: Вита-пресс, 2009. – 210 с.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗИсточники методической информации
Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 91 с.
Анализ урока: типология, методики, диагностика / авт.-сост. Л. В. Голубева, Т. А. Чегодаева. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 121 с.
Педагогические технологии: Учебное пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Учебное пособие).
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Карты взаимоконтроля№ 2 Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ)
№ 3 Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН)
№ 7
Ставка тарифов страховых взносов для основных категорий работодателей
Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный Территориальный Таблица 1. Ставка страховых взносов в 2010 году
Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный Территориальный Таблица 2. Ставка страховых взносов в 2011 году
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Самоанализ урока
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Алгоритм самоанализа урока1. Характеристика класса.
А) Здесь рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, аутсайдеры; наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса.
Б) Затем необходимо охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.
В) После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.
Г) После этого можно перейти к анализу недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.
Д) Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.
(Конечно, совершенно необязательно при каждом самоанализе урока давать столь подробную характеристику класса, в котором он проходил.Однако самоанализ урока учителем отличается от его анализа руководителем тем, что он сориентирован не только на конкретный класс, но н на конкретных учащихся)
2. Затем анализируются внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.
3. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса, чего надо добиться в знаниях и умениях, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.
4. Характеристика замысла урока (план): что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его ученики, т.е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами; какая часть материала потребует помощи учителя при сто усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие задачи.
5. Как был построен урок, исходя из его замысла? Характеристика этапов урока, выделение учебно- воспитательных моментов, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.
6. Структурный аспект самоанализа: подробный анализ этапов, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока; анализ соответствия в рамках этих моментов задач, содержания, методов и форм (доказательство оптимальности выбора).
7. Функциональный аспект анализа; определяется, насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся; анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.
8. Оценка конечного результата урока: оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке, определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом урока. Причины этого разрыва; оценка достижения воспитательных и развивающих задач урока; выводы и самооценка урока.
Самоанализ урока
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Лист наблюдения и оценки урокаГруппа ____________ Дата _____________
Посещающий ____________________________________
Ф.И.О. преподавателя ______________________________
Предмет _________________________
Учащихся в кгруппе _______ На уроке ___________
Тема урока: ___________________________________________________________________
Цели урока: ___________________________________________________________________
Требование к деятельности учителя оценка Требования к работе обучающихсяоценка
хор удов неуд хор удов неуд
1. Организационный момент 1. Внимание обучающихся на различных этапах урока:а) в начале урока
б) в конце урока
2. Повторение и проверка знаний 2. Активность учащихся:
а) при опросе;
б) при изучении нового материала;
в) при закреплении
3. Теоретический уровень изложения:
а) научность
б) логичность
в) систематичность
г) доступность
д) последовательность 4. Раскрытие темы 3. Наличие учебной мотивации
5. Отбор материала 4. Прочность знаний, умений, навыков
6. Организация внимания обучающихся 5. Самостоятельность суждений
7. Организация развития мыслительных процессов 6. Отношение к учителю
8. Создание условий обучения:
а) учебно-материальные
б) школьно-гигиенические
в) морально-психологические
г) эстетические 7. Культура труда
8. Речь обучающихся
9. Активная позиция обучающихся
9. Воспитательная сторона урока:
а) стимулирование положительного отношения обучающихся к учению
б) реализация воспитательной цели
в) НРК 10. Самоконтроль
11. Дисциплина:
а) готовность к уроку
б) во время урока
в) во время самостоятельной работы
г) во время объяснения
д) во время подачи домашнего задания
е) реакция на звонок
10. Создание условий психологической комфортности:
а) педагогический такт
б) речь учителя 11. Реализация индивидуального похода Примечания:
12. Расчет времени 13. Организация самостоятельной работы 14. Объективность оценивания 15. Домашнее задание 16. Самооценка урока учителем Выводы: ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендации: _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Опорный конспектПенсионный фонд РФ (ПФР) – внебюджетный, целевой фонд.Образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. Как самостоятельное финансово кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
Источники средств ПФР:Страховые взносы являются преобладающими доходами ПФР, их плательщиками являются: работодатели (российские и иностранные юридические лица), крестьянские хозяйства, предприниматели без образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой (нотариусы, охранники и др.), работающие граждане и др.
Основные показатели бюджета ПРФ млрд руб.
Год Доходы
ПФР
с учетом остатка В том числе Расходы ПФР,
всего В том числе Текущий профицит (+), дефицит (-) бюджета ПФР собственные средства средства федерального бюджета, направленные на целевое финансирование государственных пенсий всего на пенсионное обеспечение из них на выплату трудовых пенсий 1999 11,1 10,3 0,4 10,4 9,9 9,1 0,7 2000 39,0 37,4 0,7 37,4 35,9 33,7 1,6 2001 88,9 77,4 6,0 88,7 85,0 76,0 0,2 2002 133,5 119,4 9,3 129,6 125,3 110,8 3,9 2003 179,9 164,0 15,9 176,6 157,0 139,7 3,3 2004 218,7 150,8 14,9 219,0 187,3 155,5 -0,3 2005 358,1 250,6 17,7 353,1 254,6 218,8 5,1 2006 451,2 401,1 26,8 346,8 337,9 310,3 104,4 2007 626,5 592,5 34,0 504,9 493,5 459,8 32,9 2008 73,5 734,0 49,5 739,2 716,4 623,9 44,3 2009 822,8 778,5 50,3 864,9 842,0 779,4 -42,1 2010 916,7 857,2 59,5 936,4 920,4 901,2 -19,7 2011 1020,7 953,1 67,6 1094,4 1055,7 984,7 -73,7 Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации имеет следующие особенности:
1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
Таблица 1. Ставка страховых взносов в 2010 году
Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный Территориальный 20% 2,9% 1,1% 2% 26%
Таблица 2. Ставка страховых взносов в 2011 году
Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный Территориальный 26% 2,9% 2,1% 3% 34%
Изменение ставки страховых взносов с зарплаты на 2012 год С 2012 года будет действовать новая ставка размером в 30%. Для малого бизнеса, работающего в производственной или социальной сфере эта ставка будет снижена до 20%. Но как можно было понять, эта льгота продлится примерно 2 года, а затем вновь будет принято новое решение по этому вопросу.
Снижение ставок по страховым взносам лишит бюджета страны 100-150 миллиардов рублей в год.
Основные недостатки российской системы социального страхования следует искать в неэффективной системе формирования доходов внебюджетных фондов, являющихся материальной базой социального страхования (важнейшая социальная проблема - низкий размер пенсий и пособий, вытекает из низкой доходной базы внебюджетных фондов, т.е. на социальные выплаты направляется ровно столько средств, сколько удалось собрать). Среди причин, препятствующих полноте формирования доходов российской социальной системы, главной является низкая налоговая культура россиян, большинство из которых стремится уклониться от уплаты обязательных платежей.
Распределительная система (до 2002 года)
Распределительно - накопительная система
- Страховые взносы, поступившие на накопительную часть трудовой пенсии, подлежат инвестированию
Постановлением Правительства РФ от 22.01.03 г. № 34 определено, что Внешэкономбанк назначен государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений.
Перспектива развития пенсионного фонда в российской экономике
С точки зрения Всемирного Банка существует три основных варианта реформы, заключается в реформировании распределительной системы.
Второй состоит в быстром и практически полном переходе к обязательной системе.
Третий - постепенный переход к многоуровневой системе, представляющей сочетание распределительного и накопительного принципа, которое будет зависеть от условий и в стране и ограничений в плане финансирования перехода.
Несмотря на то, что в российской пенсионной системе активно формируется многоукладная система, ее формирование имеет стихийный и плохо управляемый характер.
Как и ожидалось в ходе реформ возникли проблемы, которые обнародованы в докладе Всемирного банка.
Проблемы связанные с:
1.Пенсионным возрастом - объем поступлений в пенсионную систему с каждым разом снижается, а пенсионеров тем временем становится больше.
2. Нехватка средств для рационального функционирования накопительной системы.
Чтобы компенсировать неразвитость фондового рынка. Таким образом, на сегодняшний день основным источником финансирования взносов остаются налоговые отчисления, которых не хватает. Более того, размеры взносов практически никак не связаны с размером пенсий, а значит, стимулов для их отчисления у населения нет.
Если вы всерьез задумываетесь над возможностью стать активным участником процесса формирования своей будущей пенсии, то первое что стоит сделать – выбрать организацию, которой вы доверите управление накопленными средствами. Есть три варианта:
Негосударственный пенсионный фонд
Управляющая компания
Государственная управляющая компания (Внешэкономбанк)
Средства, накопленные в рамках программы государственного софинансирования пенсии, выплачиваются правопреемникам в случае смерти участника программы софинансирования до момента назначения ему пенсии. Правопреемники смогут получить суммы, перечисленные самим участником и работодателем, суммы софинансирования со стороны государства, а также доход, полученный от инвестирования пенсионных накоплений.
Основная цель пенсионного страхования - гарантировать пожилым и престарелым гражданам достойный уровень жизни. В идеале – не хуже, чем тот, которого они достигли до момента выхода на заслуженный отдых.
Пенсия (от латинского слова pensio - платеж) - это регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам.
Первые в мире государственные пенсии появились более 100 лет назад. Самая передовая тогда страна Европы - Германия, ввела этот социальный институт в 1889 г. в Германии - при канцлере Бисмарке. В Великобритании и Австралии первые государственные пенсии начали выплачивать 20 лет спустя - в 1908-ом году, а в Соединенных Штатах - государственная пенсионная система сложилась в 30-ые годы. В петровской России пенсии по старости полагались морским офицерам, причем деньги выплачивались и после смерти офицера - его вдове или детям. Интересно, что СССР, всегда гордившийся особой социальной защищенностью своего населения, предоставил народу право на пенсию по старости только в 1956 г. - на 21 год позже, чем это сделали в США. Бесправным советским колхозникам старость стали оплачивать и вовсе лишь с 1964 г.
ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ РАСТЕТ ВО ВСЕМ МИРЕ
Совет первый: работать там, где дают «белую» зарплату. Иначе рискуете остаться без трудовой пенсии.
Совет второй: уходить на пенсию попозже. Если вы уйдете на пенсию, скажем, на год позже положенного срока, то ваш накопленный пенсионный капитал будет делиться на меньшее число лет, и ежемесячные пенсионные выплаты окажутся выше.
И совет третий: тем, у кого есть накопительная часть пенсии (та, которую надо куда-то инвестировать), грамотно ею распорядиться.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Примерный расчет размера будущей пенсииНесмотря на то, что новая, направленная на повышение благосостояния будущих пенсионеров, пенсионная система регламентируется множеством нормативных актов, содержащим множество сложных формул расчета различных частей пенсии, какая пенсия ждет вас при достижении пенсионного возраста можно только предполагать.
Рассчитать точный размер будущей пенсии нам не позволяет отсутствие информации о многих факторах. В принципе, (если Вы не предполагаете менять профессию и становиться большим начальников) можно «прикинуть» средний размер своей зарплаты на остающиеся до пенсии годы (в сегодняшних ценах). Но вот предположить, каков будет уровень инфляции в стране; будет ли проводимая Пенсионным фондом индексация базовой и страховой частей компенсировать потери от реального роста цен; на какую доходность от инвестирования средств накопительной части пенсионных сбережений можно рассчитывать в случае управления ими как ПФ РФ, так и негосударственными пенсионными фондами, очень сложно.
расчет пояснения примечание
Для этого примем ряд допущений и попробуем произвести примерный расчет пенсии, которую назначат с 2013 г. при выходе на пенсию (в 2013 г. отработает один месяц) мужчине 1953 г. рождения с «нормальной» заработной платой (по нашим оценкам, это средняя зарплата специалиста на предприятиях, где заработная плата выплачивается официально).
• уровень инфляции – 10% в год ;
• заработная плата работника, составляющая в 2002 г. 10 000 руб., ежегодно индексируется в соответствии с уровнем инфляции;
• индексация страховой и накопительной части пенсионных сбережений также производится в соответствии с уровнем инфляции;
• доходность по государственным ценным бумагам, в которые инвестируется накопительная часть пенсионных сбережений в случае управления Пенсионным фондом РФ, составляет 9%;
• доходность, которую может обеспечить негосударственный пенсионный фонд – 15% (многие эксперты признают нормальным для России экономический рост – 5% сверх уровня инфляции).
Пусть в нашем примере стаж работника на 1.01.2002 г. – 26 лет. Среднемесячная заработная плата за 2000-2001 гг. – 8 000 руб. Напомним, что его пенсия будет состоять из трех основных частей: базовой, страховой и накопительной (мужчины 1953 г. рождения самые старшие из тех, кто будет получать последнюю часть).
598 руб. Базовая часть – устанавливается в твердом размере Правительством РФ и выплачивается за счет средств федерального бюджета. Ежегодно производится индексация в зависимости от уровня инфляции. На сегодняшний день базовая часть равна 598 руб.
????? _______________________
____________________________
_____________________________
Страховая часть – формируется из двух частей:
1 - величины расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002, в который были пересчитаны пенсионные права застрахованных лиц за рабочий стаж до 2002 г. (с учетом индексации)
2 - уплаченных работодателем за 2002-2012 гг. взносов, учтенных на лицевом счете пенсионера, индексируемых Правительством РФ раз в квартал, полугодие или год в зависимости от уровня инфляции. Накопительная часть – накопительная часть, как и страховая, формируется за счет накопления части взносов, перечисляемых работодаетелем, а увеличивается за счет дохода от инвестирования этих средств. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. Согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП – БЧ) х Т, где
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
ПК – величина расчетного пенсионного капитала;
РП – расчетный размер пенсии;
БЧ – размер базовой части трудовой пенсии (на 1.01.02 составлял 450 руб.);
Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии. Этот показатель зависит от года выхода на пенсию: с 1.01.02 ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и каждый последующий год увеличивается на 6 месяцев до достижения в 2010 г. 16-ти лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год до достижения в 2013 г. 19 лет (228 месяцев) (см. табл.). таблица
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 и далее
144 150 156 162 168 174 180 186 192 204 216 228
ЗР – среднемесячный заработок за последние два года работы (2000 – 2001 гг.) или за любые 60 месяцев подряд;
ЗП – среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период (утверждается Постановлением Правительства и за 2000 – 2001 гг. составляет 1 494 руб.);
СЗП – среднемесячная заработная плата в РФ за предшествующий квартал (утверждается Постановлением Правительства РФ и за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. составляет 1 671 руб.);
СК – стажевый коэффициент (при общем стаже на 1.01.02 25 лет равен 0,55, если стаж больше 25 лет, то каждый полный год превышения увеличивает коэффициент на 0,01).
В России пенсионное обеспечение традиционно базируется на добровольной ответственности младших поколений перед старшими. Работающая молодежь содержит тех., кто ушел на заслуженный отдых
РП = 0,56 х (8 000 / 1 494) х 1 671 = 0,56 х 5,4 х 1671 = 5 011; Но это придется зачеркнуть, так как отношение (ЗР / ЗП) принимается к расчету в размере не более 1,2 . То есть, все у кого среднемесячная заработная плата за 2000-2001 гг. превысила 1 795 руб. (1 494 х 1,2), при одинаковом стаже уравнены в правах.
РП = 0,56 х 1,2х 1 671 = 1 123
ПК = (1 123 – 450) х 228 = 153 444
В 2013 г. при назначении пенсии эта величина капитала будет проиндексирована на величину инфляции, имевшей место с 2002 г. (в нашем примере ежегодная инфляция составляла 10%, то есть за 11 лет цены выросли в 2,85 раз (1,1 11 )). 153 444 х 2,85 = 437 315 руб. Таким образом, проиндексированный пенсионный капитал составит: 437 315 руб. Расчет страховой части
455 357 руб.
455 357 руб./ 228 мес.= 1 997 руб. По данным условного примера, заработная плата рассматриваемого работника составила в 2002 г. 10 000 тыс. руб. и ежегодно индексировалась на 10%. Страховые накопления также индексировались Правительством ежегодно на 10%.
Таким образом, к 2013 г. на лицевом счете работника будет учтено страховой части на 455 357 руб.
Поделив эту сумму на установленный срок дожития (228 месяцев) получим, что включаемая в месячную величину пенсии страховая часть составит: 1 997 руб. Размер накопительной части Накопительная часть определяется исходя из величины учтенных на лицевом счете пенсионера отчислений на накопительную часть, произведенных работодателем за период с 2002 г., и дохода от инвестирования этих средств управляющей компанией. Работник вправе выбрать, кто будет заниматься инвестированием накопительной части – государственный пенсионный фонд или негосударственная управляющая компания. Поэтому произведем расчет для обоих случаев: если бы работник доверил управлять накопительной частью государственному пенсионному фонду (в нашем примере доходность – 9%) и если бы он выбрал негосударственную управляющую компанию (доходность – 15%). Счет к 2013 г. будет находиться
71 906 руб \ 228 = 315 руб. При доходности 9% в государственном пенсионном фонде в накопительной части индивидуального счета работника к 2013 г. будет находиться 71 906 руб . Если распределить эту сумму на 228 месяцев ожидаемой жизни пенсионера, то получится, что ежемесячная накопительная часть пенсии составит 315 руб. Постановлением Правительства РФ от 22.01.03 г. № 34 определено, что Внешэкономбанк назначен государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений.
к 2013 г. в накопительной части лицевого счета работника будет сумма в
99 891 руб. \ 228 = 438 руб. Если работник своевременно передал управление накопительной частью своих пенсионных отчислений в негосударственный пенсионный фонд, обеспечивающий доходность 15% в год, то к 2013 г. в накопительной части лицевого счета работника будет сумма в 99 891 руб. Распределяем ее на 228 месяцев и получаем 438 руб. Общий размер пенсии Таким образом, если работник оставит свои деньги в государственном Пенсионном фонде, то в 2013 г. ему будет начислена примерно следующая ежемесячная пенсия: 1551 руб. Базовая часть 1551 руб. ( При условии, что в 2003 г. базовая часть составляет 598 руб. и будет индексироваться ежегодно на 10%.) 1918 руб. Страховая часть (трудовой капитал за период до 1.01.02) 1918 руб. 1997 руб. Страховая часть (за период с 1.01.02) 1997 руб. 315 руб. Накопительная часть (при управлении ГПФ) 315 руб. Итого 5782 руб.
В переводе на деньги 2003 г. 2230 руб. или Накопительная часть (при управлении НПФ) 438 руб.
Итого 5904 руб.
В переводе на деньги 2003 г. 2280 руб. Так, например, для мужчины 1967 г. рождения процент отчислений в накопительную часть составляет от 3 % (в 2002-2003 гг.) до 6 % (начиная с 2006 года) от заработной платы (см. табл. 2). Теперь уже пренебрежем инфляцией (так как предполагаем, что индексация и заработной платы и пенсионных накоплений соответствует уровню инфляции) и будем производить расчет в деньгах 2002г.
При средней заработной плате 10 000 руб. (в деньгах 2002 г.) ежемесячные отчисления на накопительную часть составят 300 руб. в 2002-2003 гг., 400 руб. в 2004 году, 500 руб. в 2005 году и 600 рублей с 2006 года. (. Отчисления будут производиться 25 лет и 1 месяц (301 месяц) до достижения пенсионного возраста (с января 2002 по январь 2027 гг.). Таким образом, на его накопительном счету к 2027 г. без учета дохода от управления будет 169800 руб. При реальной (процент свыше покрывающего инфляцию) доходности 5% в год к 2027 г. доход от управления составит 142698 руб. При делении на ожидаемое количество месяцев жизни пенсионера (228 месяцев) получим, что накопительная часть ежемесячной пенсии будет составлять (169800 + 142698)/228 = 1371 руб. При этом его накопленный на начало 2002 г. пенсионный капитал будет составлять при стаже на начало 2002 г. 12 лет:
РП = 0,55 х 1,2 х 1671 = 1 103 ПК = (1103 – 450) х 228 х (12/25) = 71464 руб.
или 313 руб. в месяц
Страховая часть составит примерно: (10000 х 0,11 х 24)+(10000 х 0,1 х 12) + (10000 х 0,09 х 12) + (10000 х 0,08 х 253) = 251 600 руб. или 1104 руб. в месяц.
Базовая часть в сегодняшних деньгах будет по-прежнему 598 руб.
Итого пенсия составит: 598 + 313 + 1104 + 1371 = 3386 руб.
Что на 48,5 % больше ((3386 - 2280) / 2280) , чем пенсия гражданина, выходящего на пенсию в 2013 г. при том, что их реальная заработная плата составляла 10 000 руб. в месяц и общий стаж работы 37 лет и 1 месяц.