Рабочая программа дисциплины Налоги и налогообложение


Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия
среднего профессионального образования
«Черногорский механико-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины «Налоги и налогообложение»
специальность 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
квалификация «Бухгалтер»
2014
Рабочая программа учебной дисциплины «Налоги и налогообложение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Квалификация - бухгалтер.
Разработчик:
Качайло О.А. – преподаватель ГБОУ РХ СПО «Черногорский механико-технологический техникум»
Рассмотрена
на заседании МК ТЭД
от ______________20___ г.
Протокол № _______
Председатель МК
Волокитина Е.М. _______________ Утверждена:
Зам. директора по УР
Бычкова С.А. _______________
от __________________ 20___ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
9
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
11
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовой и углубленной подготовки).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в действующем налоговом законодательстве Российской Федерации;
понимать сущность и порядок расчетов налогов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Налоговый кодекс Российской Федерации;
нормативные акты, регулирующие отношения организации и государства в области налогообложения;
экономическую сущность налогов;
принципы построения и элементы налоговой системы;
виды налогов в Российской Федерации и порядок их расчетов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен освоить следующие общие компетенции:
Код Наименование результата обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 95 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 63 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 32 часов.

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 95
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),
в том числе:
практические занятия 63
28
Самостоятельная работа обучающихся (всего),
в том числе:
- подготовка к практическим работам
- решение задач
- написание реферата
- внеаудиторная самостоятельная работа по изучению
теоретического материала и освоению практической работы 32
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Содержание обучения по учебной дисциплине
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения Тема 1. Основы налогообложения
Содержание учебного материала 10 1 1 История и эволюции теории налогообложения 2 Особенности построения системы налогов и сборов в России. Современные принципы налогообложения. 3 Понятие налога, его признаки и внутренняя структура. Функции налогов. Сбор. Его отличие от налога. 4 Классификация налогов. Элементы налога 5 Налоговое бремя и его показатели Практические занятия 6 2 1 Принципы, функции и виды налогов 2 Элементы налога 3 Расчет налогового бремени Самостоятельная работа студента 8 3 1 Ознакомление с материалами периодической печати 2 Ознакомление с нормативными документами (Налоговый Кодекс Российской Федерации часть 1) 3 Ответы на контрольные вопросы 4 Подготовка дополнительных сведений по теме Тема 2. Государственное регулирование налоговых правоотношений Содержание учебного материала 8 1 1 Налоговые правоотношения. 2 Налоговая деятельность государства. Современная налоговая политика государства. 3 Издание государством нормативных актов по вопросам налогообложения 4 Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений. 5 Правовое регулирование изменения сроков уплаты налогов и сборов в бюджет 6 Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц Практические занятия 4 2 1 Обоснование прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений 2 Построение структуры налоговых органов Самостоятельная работа студента 4 3
1 Составление краткого конспекта лекции, где должны быть отражены основные направления налоговой политики России 2 Ознакомление с материалами периодической печати 3 Ознакомление с нормативными документами (Налоговый Кодекс Российской Федерации часть 1) 4 Аналитическая обработка текста нормативно-правового акта 5 Ответы на контрольные вопросы Тема 3. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии с нормами налогового законодательства
Содержание учебного материала 4 1
1 Возникновение и прекращение налогового обязательства плательщика перед государством 2 Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии с нормами налогового законодательства 3 Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм обязательных платежей в бюджет Практические занятия 2 2
1 Расчет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога Самостоятельная работа студента 4 3
1 Ознакомление с материалами периодической печати 2 Ознакомление с нормативными документами (Налоговый Кодекс Российской Федерации часть 1) 3 Аналитическая обработка текста нормативно-правового акта 4 Осуществление исследования по материалам периодической печати 5 Аналитическая обработка данных 6 Ответы на контрольные вопросы 7 Учебно-исследовательская деятельность Тема 4. Налоговый контроль Содержание учебного материала 4 1
1 Сущность налогового контроля. 2 Учет налогоплательщиков в налоговых органах. 3 Камеральные проверки. 4 Выездные проверки. Практические занятия 6 2
1 Расчет суммы штрафа по результатам камеральной проверки 2 Расчет суммы штрафа по результатам выездной проверки 3 Итоговая проверочная работа по теме 4 Самостоятельная работа студента 4 3
1 Ознакомление с нормативными документами (Налоговый Кодекс Российской Федерации часть 1) 2 Осуществление исследования по материалам периодической печати 3 Аналитическая обработка данных 4 Ответы на контрольные вопросы Тема 5. Порядок принудительного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов Содержание учебного материала 6 1
1 Налоговая ответственность. Налоговое правонарушение. 2 Порядок применения мер государственно-принудительного воздействия к налогоплательщикам, нарушившим нормы налогового законодательства. Практические занятия 10 2
1 Определение состава правонарушения. 2 Исчисление суммы пени. 3 Определение меры ответственности правонарушителя. 4 Составление ситуативных задач. Решение задач. Самостоятельная работа студента 8 3
1 Ознакомление с нормативными документами (Налоговый Кодекс Российской Федерации часть 1) 2 Осуществление исследования по материалам периодической печати 3 Аналитическая обработка данных 4 Ответы на контрольные вопросы 5 Учебно-иследовательская деятельность Тема 6. Экономическая сущность налогов, взимаемых в Российской Федерации Содержание учебного материала 3 1
1 Федеральные налоги. 2 Региональные налоги. 3 Местные налоги. Самостоятельная работа студента 4 3
1 Ознакомление с нормативными документами (Налоговый Кодекс Российской Федерации часть 2) 2 Изучение дополнительной литературы , материалов периодической печати, материалов информационно-правовых систем Гарант, Консультант+3 Ответы на контрольные вопросы Итого: × × 95 ×
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета дисциплины «Налоги и налогообложение».
Оборудование учебного кабинета: Учебные столы, стулья, доска, стол учителя, калькуляторы, учебно-практические пособия, нормативно-правовые акты, учебно-бланковый материал, карточки тестов, заданий для самостоятельных и контрольных работ, для обязательной контрольной работы, вопросы и билеты для проведения итогового контроля, слайды по отдельным темам или по всему курсу в целом.
Технические средства обучения: компьютеры с установленной системой Консультант-Плюс, мультимедийное оборудование (видеопроектор).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая.
Аронов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Аронов А.В., Кашин В.А. – М.: Магистр, 2009.
Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник – М.: Дело, 2008.
Карагод В.С. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Карагод В.С., Худолеев В.В. – М.: Форум, 2009.
Миляков Н.В. Налог на добавленную стоимость: Учебно - практическое пособие - М.: Кнорус, 2009.- 208 с.
Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2008.
Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Сердюков А.Э. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов / Сердюков А.Э. др. – СПб: Питер, 2009.
Тадеев А.А. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов – М.: Приор-издат, 2009.
Дополнительные источники:
Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового законодательства / Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. – СПб: Питер, 2009.
Зрелов А.П. 150 споров, выигранных у налоговой / Зрелов А.П., Краснов М.В. – М.: Статус-Кво 97, 2008.
Иванова Н.Г. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы. – 2-е издание – СПб: Питер, 2008.
Налог на прибыль. Сложные вопросы (из практики налогового консультирования) / Под ред. Брызгалина А.В. и др. – Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2008.
Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. Горского И.В. – М.: Финансы и статистика, 2009.
Журналы: «Финансы», «Налоговый вестник», «Российский налоговый курьер», «Главный бухгалтер» и др.
Справочная правовая система «Консультант-Плюс».
Ресурсы INTERNET:
www.consultant.ru - Справочная правовая система «Консультант-Плюс»
www.nalog.ru - Федеральная налоговая служба России.
Министерство финансов: www.minfin.ru.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
ориентироваться в действующем налоговом законодательстве Российской Федерации;
понимать сущность и порядок расчетов налогов;
знание нормативных актов, регулирующих отношения организации и государства в области налогообложения, Налогового кодекса Российской Федерации;
знание экономической сущности налогов;
знание принципов построения и элементов налоговых систем;
знание видов налогов Российской Федерации и порядка их расчетов. 1) Текущий контроль  качества обученности студентов осуществляется в устной и письменной формах:
а) проверка качества аналитической обработки материалов информационно-правовых систем, дополнительной литературы,
б) проверка качества подбора дидактических материалов,
в) проверка осуществления анализа и  реферирования научно-методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;
г) проверка качества сбора дополнительных материалов,
Эта деятельность осуществляется посредством:
а) проведения экспресс-опросов,
б) фронтальных устных опросов,
ж) тестирования по отдельным темам или блокам тем,
в) проверки правильности решения задач по образцу и ситуационных задач,
г) проверки правильности заполнения таблицы основных элементов.
2) Периодический (рубежный) контроль – в виде письменных контрольных работ (в том числе тестовых) как результат освоения ведущих тем и разделов дисциплины.
3) Промежуточный контроль в виде:
а) устных зачетов по теме или блоку тем,
б) контрольных работ,
в) контрольных тестовых заданий.
4) Итоговый контроль в виде экзамена по дисциплине.