Олимпиадные задания по обществознанию (школьный уровень)10-11кл.
ЗАДАНИЯ 1 ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 9 класс.
1.Перед вами таблица. В первой колонке помещен дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны обществоведческие явления, с которыми эти термины связаны. Впишите в третью колонку сами термины и их значения.
Перевод латинского и
греческого термина Общественные
явления Термины и их значения
1. «Связка» Идеология 2. «Общественное дело» Форма правления 3. «Перехожу, переселяюсь» Социальное явление 4 «Устройство» Закон 5 «Весь, полный» Форма государства 2. «Да» или «нет» ? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
а) Гарантом Конституции страны является- любой гражданин государства.
б) Социальная мобильность означает перемещение человека или социальной группы в обществе.
в) Экономические кризисы периодически никогда повторяются.
г) Демократия – власть имущих.
д) Парламент- это высший представительный законодательный орган власти.
е) Мораль является первой социальной нормой, выработанной человечеством в глубокой древности
з) Национализация- продажа или передача государственной собственности в частную .
ж) О нравственности человека судят по его намерениям.
л) Функцию мировых денег современном мире выполняет американский доллар.
к) Учеба в школе является экономической деятельностью.
а б в г д е з ж л к
3.Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л.Эйлера. Понятия могут быть :
1) равнозначными 2) пересекающимися: 3)подчиненными:
( тождественными) спортсмены(А )и Рыба(А) и щука(В).
квадрат(А) есть равно- студенты(В) Сосна(А) и береза(В)-
сторонний треугольник (В) : это деревья.
С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношения между данными понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:
(А) безработный, (Д)- президент, (Е)-член политической партии, (В)- член общества защитников природы, (С)-депутат.
4.По какому принципу образованы ряды. Назовите общее для каждого ряда.
А) Армия, церковь, школа, семья, собственность.
Б) Повседневная ссора, развод супругов, забастовка.
В) труд, земля, капитал, предпринимательство.
5. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в нем ошибки. Но одноклассник сам ошибся. Найдите все действительные ошибки данного текста. (Объясните в чем заключается ошибка, напишите правильный ответ).
1.Существуют три мировые религии: христианство, ислам и иудаизм.2. Политологи выделяют 2 формы правления государством: республика и демократия. 3.Налоги- добровольный платеж государству 4.В России парламент называется – Правительство. 5. Четыре фактора производства: труд, земля, капитал ,полезные ископаемые..
6. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили?
а) вексель, облигация, акцизная марка, приватизационный чек
б) компьютер, песня, телевизор, здание.
7.Укажите правильную последовательность стадий развития политического движения.
1.Пропаганда взглядов движения
2.Оформление политического движения в партию.
3.Зарождения идей движения
4.Рост числа сторонников движения
5.Выработка общих взглядов движения
8.Вставьте слова, пропущенные в схеме: этнос
ЭТНОС
?
род
народность
?
9.Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение, записав только буквенные значения понятий и терминов.
а) Политический режим б) Государство в) Формы правления е) Республика ж)Тоталитарный з)Монархия и)Демократия к) Авторитарный
10.Найдите в приведенном списке функции политических партий в демократическом обществе, выпишите их буквенное значение.
а) Разработка и принятие законов г) контроль над денежной единицей
б) выдвижение политических лидеров д) формирование правоохранительных органов
в) Оппозиция правительству е) представление определенных групп общества.
11) Вам поручено подготовить публичное выступление по теме "Мораль и "золотое правило нравственности".Составьте план из 3 пунктов, из которых 2 или более детализированы в подпунктах в соответствии с которым вы будете освещать данную тему.
12) Представьте, что вы кандидат в Главу Администрации, в Президенты РС(Я) . Выберите и составьте в виде тезисов: А) Экономическую программу, придумайте свой экономический лозунг. Б)Программу борьбы с алкоголизмом В) Программу в области здравоохранения Г) Программу социального значения.
13. "Главное в малой группе - это сила, с которой группа действует на своего члена". С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт укажите по два "плюса" и по два "минуса"такого воздействия.
ЗАДАНИЯ 1 ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 10 класс.
1.Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами Л.Эйлера. Понятия могут быть :1) равнозначными ( тождественными) 2 )пересекающимися: 3 ) подчиненными
Н-р:1)Квадрат (А) есть равносто- 2)Спортсмены(А) 3)Рыба (А)и щука(В),
ронний треугольник(В). и студенты(В Сосна (А)и береза(В)- деревья (С)
С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношения между данными понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:
-неработающий пенсионер (А) -член клуба филателистов (Б)
-министр(В) -государственный служащий (Д)
-член политической партии (Е)
2.Перед вами таблица, в правом столбце которой представлены фрагменты, характеризующие одно из основных обществоведческих понятий. Озаглавьте таблицу, вписав это понятие в первой строке. Заполните левый столбец таблицы, вписав основные составляющие этого понятия в соответствии с представленными фрагментам
Продукт труда, произведенный для продажи на рынке
Снижение покупательской способности денег, обесценивание
денежной единицы
Отношения между людьми по поводу вещи
Особый товар. служащий всеобщим эквивалентом
Денежное выражение стоимости
Средства производства, которые можно использовать для производства других товаров
3. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны или не согласны, поставив соответственно знак «+» или « -».
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
ЗИ
К
А) Социальная адаптация есть процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде
Б) Когда спрос превышает предложение, тогда рыночная цена понижается.
В) Функцию мировых денег в современных условиях выполняет американский доллар
Г) Гуманитаризация образования предполагает его поддержку за счет гуманитарной помощи.
Д) Самым активным субъектом политики является государство.
Е) Государство должно быть равнодушно к любой религиозной деятельности.
Ж) «Культура» в наиболее общем виде понимается как уровень воспитанности человека.
З) Предписанный статус приобретается в результате свободного выбора человека.
И) Массовая культура – явление достаточно молодое.
К) Правоотношение – это прежде всего общественное отношение между людьми.
4) По какому принципу образованы ряды? Напиши общее понятие для ряда.
а) анимизм, фетишизм, тотемизм,.б) любовь к человеку, защита жизни и достоинства граждан, развитие творческих способностей.
5) Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение, записав только буквенные значения понятий и терминов.
а)познание б)чувственное в)понятие г)ощущение д)суждение е)восприятие ж)представление з)умозаключение и)рациональное.
6)Из нижеприведенных терминов все кроме двух относятся к понятию «правонарушение». Найдите их.
Деяние, соблюдение закона, правовой обычай, неосторожность, умысел, вина.
7)Назовите три признака массовой культуры. Проиллюстрируйте каждый из них примером.
8).Какой термин из нижеперечисленных лишний? Объясните.
Прокуратура, полиция, налоговая полиция, муниципалитет, органы дознания, органы следствия.
9) Вставьте слова, пропущенные в схеме. Приведите примеры.
Мировоззрение
....................?................... Религиозное .................?......................10) Сергей-ученик 10 класса. Помимо учебы большое место в его жизни занимают компьютерные игры, которым он отдает много свободного времени .Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания- учебу и игру. Выберите и запишите в "А" и"Б"порядковые номера черты сходства и черты отличия.
1.Дает возможность овладеть новым опытом.
2.Построена на замещении реальных предметов условными
3.Имеет определенные мотивы и цели.
4.Ведет к усвоению предметных областей
А.Черты сходства:........ Б.Черты отличия:.........
11) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "Толерантность"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения, содержащие информацию о толерантности.
12.Решите задачу. Вы берете у банка 10.000 рублей на полгода под 50% годовых. Сколько вы должны вернуть денег в банк?
13.Вам поручено подготовить публичное выступление по теме "Права и обязанности гражданина РФ".Составьте план из 3 пунктов, из которых 2 или более детализированы в подпунктах в соответствии с которым вы будете освещать данную тему.
14.В обществе существуют различные мнения об эффективности суда присяжных.
Используя знания по обществознанию и личный социальный опыт приведите 3 обоснования необходимости такого суда в демократическом обществе.
ЗАДАНИЯ 1 ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 11 класс.
1. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны или не согласны, поставив соответственно знак «+» или « -».
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
ЗИ
К
А) Гуманитаризация образования предполагает его поддержку за счет гуманитарной помощи.
Б) Налог- безвозмездная помощь граждан и предприятий государству.
В) Образование и квалификация работников не имеют влияния на производительность труда.
Г) Приватизация-процесс, обратный национализации.
Д) Субкультура- автономное образование внутри господствующей культуры, отличающееся обычаями, нормами, ценностями.
Е) Наука является мощным катализатором процесса непрерывного совершенствования производства.
Ж) Государство должно быть равнодушно к любой религиозной деятельности.
З) Командно-административная экономика регулируется плановыми заданиями.
И) Инфляция связана с наличием в стране избыточного объема денежной массы- "лишних"денег, не обеспеченных товарами и услугами
К) Увеличение дефицита гос.бюджета - один из проявлений экономического кризиса .
2) По- мнению современного политолога С. Хаттингтона, сторонника теории « столкновения цивилизаций», в современном мире существует три модели взаимоотношений между Западом и незападными цивилизациями. Предположите, какую модель отношений с Западом выберут представленные в таблице незападные цивилизации. Ответ занесите в таблицу , вписав в нее соответствующие цифровые обозначения цивилизации
Незападные цивилизации Модель отношений
1.Южная Корея
2.Турция
3.Малайзия
4.Страны Аравийского полуострова
5.Иран
6.Бирма
7.Северная Корея
А)Стратегия полной изоляции
Б)В основном принятие западных ценностей
В)Начало противостояния Западу, вступление в союзы и сотрудничество между собой. развитие экономической и военной мощи, сохранение своих собственных ценностей- модернизация, но не вестернизацияА Б В
3. Изобразите графически ( например: один круг в другом) соотношение между государством и гражданским обществом в каждом из трех типов политических режимов.
4.Перед вами таблица, в которой перечислены формы общественного сознания, их особенности и виды отношения к миру. Заполните пустые графы таблицы, используя позиции, приведенные ниже. Внесите в графы таблицы порядковые номера этих позиций.
Особенность формы общественного сознания Виды отношения к миру Формы общественногосознания
Эмоционально-
чувственное отношение к миру Искусство
Руководство в повседневной жизни, отношения друг к другу миру принятыми в том или в другом социальном организме нормами. Чувственно-рассудочное отношение к миру Практическо-
преобразовательное
отношение к миру Идеология
Религия
1.Соединение эмоционально-чувственных и веровательно- рассудительных компонентов сознания предлагает человеку понятный образ окружающего мира и побуждает к активному воздействию на этот мир.
2.Нахождение повторяющихся в определенном порядке событий, выяснение причин этих повторений- установление закономерностей. Эмоции являют собой нейтральную информацию о происходящем во внешнем мире.
3.Устойчивое отношение доверия к силам и сущностям, которые, по предложению людей, управляют всем миром.
4.Соединение впечатления (эмоции) от какого – либо события или чувства в полученном с помощью условных знаков(символов) изображения этого события.
5.Доверительно-практическое отношение к миру.
6.Эмоционально-доверительное отношение к миру.
7.Наука.
8.Право.
9.Мораль.
5) Перед вами таблица. В первой колонке помещен дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из куса обществознания .Во второй колонке указаны сферы общества, с которыми эти термины связаны. Впишите в третью колонку сами термины и их значения .Перевод латинского и
греческого термина Сферы общества
Термины и их значения
1. «Стою» Экономическая 2. «Разум» Духовная 3. «Священный», «Власть» Социальная 4 «Неделимое», «Особь» Социальная 5 «Устройство» Политическая 6).Ознакомьтесь с высказыванием русского педагога, публициста В.П. Вахтерова, характеризующим русскую школу конца Х1Х- начала ХХ века.
« Умственный паразитизм вообще распространен в нашей средней школе: готовые правила и выводы, услужливый учитель и учебник, где есть все, чего требует экзаменатор, стали стеной между учеником, Божьим миром: за этой стеной ученик ничего не видит своими глазами, не соображает своим умом, его память воспринимает только чужие наблюдения , чужие правила, чужие мысли. Ничего своего - вот девиз такой школы и такой учебы. Умственное рабство – вот ее результат.»
-Применима ли подобная характеристика к современной системе образования? Свое мнение обоснуйте.
Что радует вас в вашей школе? Что в своей школе хотели бы изменить, исправить?
7) Поступая в ВУЗ старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по физике, участвует
на олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена
данная деятельность? Поясните свой ответ.
8.Что является лишним в ряду? Почему?
а) Переход из католицизма в православие, изменение гражданства, повышение по службе, смена профессии.
б) социальные символы и знаки сословного деления: титул, звание ,собственность, мундир, награда.
9.Определите,что из нижеперечисленного может быть отнесено к причинам групповой мобильности:
а) социальная революция д) гражданская война
б) межгосударственная война е) социальный статус семьи
в) уровень образования ж) замена старой Конституции новой
г ) смена политических режимов
10. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие "Социальный контроль"? Составьте 2 предложения об этом термине, используя обществоведческие знания.
11.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда и запишите цифру, под которой оно указано.
а) демократия б) тоталитарное общество 3) политический режим 4) авторитарное государство 5) диктатура
12.Вам поручено подготовить публичное выступление по теме "Юридическая ответственность"Составьте план из 3 пунктов, из которых 2 или более
детализированы в подпунктах в соответствии с которым вы будете освещать данную тему.
13.Какой термин из нижеперечисленных лишний? Объясните.
Национализация, аренда, квалификация, имущество, дивиденд, ценные бумаги, владение.
14. Решите задачу: Вы положили 1 января в банк 10.000 рублей под 45% годовых. Сколько денег вы получите в банке через год?
15. Почему некоторые люди так боятся экономики с преимущественно рыночными методами регулирования и предпочитают, чтобы все регулировалось государством? Аргументируйте свой ответ, используя обществоведческие знания.
Ключи по обществознанию
9 класс.
1.1.1.Фашизм- диктатура террора, опирается на насилие, расизм.
1.2.Республика- форма гос.правления, при которой все высшие органы власти избираются или формируются парламентом.
1.3.Миграция – перемещение больших масс людей из одной мест в другие.
1.4.Конституция- основной закон любого государства.
1.5.Тоталитаризм-режим, при котором осуществляется полный контроль государства над сферами общества.
(Примечание: названия терминов д.б.точными. а истолкование значений может быть иной формулировки, не искажающие смысла.)
1б.-за термин,1б.-за определение. Всего – 10б.
2.
а б в г д е з ж л к
да да нет нет да да нет да нет нет
За каждый правильный ответ – 1б., max – 10б.
3. 1.Равнозначные: А и В,
2.пересекающиеся:Д и Е, С и Е,Е и В 3.подчиненные :Д и С.
Допускаются варианты соотношений.
За каждый правильный ответ – 1б., max – 3б.
4.А)Соц.лифты Б)Соц.конфликты В) Факторы производства. 3б.
5.За нахождение ошибки – 1б., за правильный ответ – 1б, max – 10б.
ошибки правильный ответ
1) иудаизмбуддизм
2) демократия монархия
3) добровольныйобязательный
4) правительствоФедеральное Собрание
5) полезные ископаемыепредпринимательские способности
6.а) Акцизная марка-вид косвенного налога, остальные – виды ценных бумаг.
б) песня-духовная, остальные- материальная культура.- 4балла
7. 3,5,1,4,2.
( 1ошибка-3б,2ошибки-2б.,3ошибки-0б.)
8. Племя, нация. 2 балла.
9. Схема.
б а в
ж и к е з
( 1ошибка-3б, 2ошибки-2б., 3ошибки-0б.)
10. 2,3,6 (3б.)
11.Примерный план:
1. Мораль и ее роль в жизни человека и общества
2.Основа морали- общечеловеческие нравст.нормы и ценности
А) «золотое правило» нравственности.
Б)принципы и нормы морали
3. Чем мораль отличается от права?
4.Долг и выбор в современном мире.
( План может быть иной, но раскрывающий содержание выступления) 3 балла.
12. Оцениваются: конкретность пунктов, логичность изложения, реальность выбранного тезиса. 3 балла.
13. Примерные ответы. Два плюса малой группы: 1.В малой группе все члены знают и поддерживают друг друга
2. Человек в малой группе более успешно проходит социализацию.
Два минуса.1.Круг общения в малой группе слишком узок.
2.Социальные роли в малой группе почти не меняются.
( могут быть другие «-« и «+». учитель оценивает по усмотрению ) 4 балла.
Максимальный балл- 61
Могут участвовать- свыше -35
Ключи олимпиады по обществознанию 10 кл.
1. 1.Равнозначные:Аи Б. Аи Е
2.пересекающиеся:Б и Е
3.подчиненные :Внутри В находится Д
Допускаются варианты соотношений.
За каждый правильный ответ – 1б., max – 6б.
2. За каждый правильный ответ – 1б., max – 7б.
Оглавление таблицы – Экономика
Термины: товар, инфляция, собственность, деньги, цена, капитал
3.
а б в г д е ж з и к
да нет нет нет да нет нет нет да да
За каждый правильный ответ – 1б., max – 10б.
4.А)Комплекс древних верований
б) нравственные ценности.категории 2 балла
5.Схема. а Б и
г е ж в д з
( 1ошибка-3б, 2ошибки-2б., 3ошибки-0б.)
6.Правовой обычай, соблюдение закона- 2 балла
7.Три признака массовой группы.
1.Коммерческая направленность. Например, все ток-шоу программы по ТВ получают прибыль.
2.Понятность,т.е.не требует специальной подготовки. Поп –песню по радио может слушать любой человек.
3.Предзначначена для большой массы людей. Через СМИ эта культура распространяется на массы.
4.Тиражирование.
(Допускаются иные формулировки. не искажающие смысла)6 баллов
8.Муниципалитет ,остальные- правоохранительные органы. 2 балла
9. Житейское (обыденное) и научное 2 балла
10.А- черты сходства- 1,2 Б- черты отличия-3,4 2б
11. Толерантность- терпимость, признание права инакомыслящих на свое мнение
1.В век глобализации нужно быть толерантным.
2.Толерантность и нравственность –понятия взаимосвязаны. (Допускаются иные формулировки предложений, не искажающие смысла) 3 балла
12.Ответ:10.000х(1+0,5:2)=10000х1,25=12 500.Плата банку за пользование кредитом составляет 2,5 тыс. рублей. 3балла
13. Примерный план:
1.История появления прав человека.
2.Классификация прав.
А)Политические
Б)Экономические
В)Социальные …
3.Обязанности гражданина.
3.Чем права отличаются от обязанностей?
4. Права и обязанности ребенка.
( План может быть иной, но раскрывающий содержание выступления) 3 балла.
14.Могут быть приведены следующие обоснования:
1.Суд присяжных состоит из процедур, соответствующих демократическим принципам.
2.Суд присяжных олицетворяет гражданское общество.
3.Через суд присяжных можно участвовать в делах государства.
(Допускаются иные формулировки. не искажающие смысла) 3 балла
Максимальный балл-54
Могут участвовать- свыше -30
Ключи олимпиады по обществознанию.11 кл.
1.
а б в г д е ж з и к
нет нет нет да да да нет да да да
За каждый правильный ответ – 1б., max – 10б.
2.А-6.3 , Б-1,2.4 В-7.5 7б.
3. Если государство- А, гражданское общество -Б, ответ представим в виде таблицы. 3 балла за название типов режима, 3 балла-за соотношение.
1 тип. Тотали-
тарный
2 тип Демокра-
тический 3тип
Авторитарный
Подчинены,
внутри А находится Б Равнозначны
А и В,независимыСоприкасаются
А и В4.
======================= ============= ==========
4 ============= ==========
======================= 6 8
============= 9
============= =========
1 3 ==========
2 5 7
9 баллов
(Примечание: В задании отпечаток- не хватает двух цифр. просьба оценить по 9 имеющимся цифрам)
5. За каждый термин 1б., объяснение значения – 1б., max – 10б.
1) термин «Девальвация» - обесценивание национальной валюты
2) термин «Рациональное» - основанное на разуме, логическом мышлении
3) термин «Иерархия» - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.
4) термин «Индивид» - отдельный человек
5) термин «Конституция» - основной закон государства
(Примечание: названия терминов д.б.точными. а истолкование значений может быть иной формулировки, не искажающие смысла.)
1б.-за термин,1б.-за определение. Всего – 10б.
6. Примерный ответ: «…Высказывание, написанное век назад, может быть актуальным и в нашем постиндустриальном мире. Если ученик сам не добывает знания, а усваивает готовое, он может и не развиваться. При инновационных технологиях в современной школе ребенок должен уметь добывать знания. Этому помогает, направляет учитель.(дальше пример из своей школы в виде эссе, допускается иная формулировка, при оценивании учитывается личный пример) 3 балла
7. Элементы структуры деятельности:
Субъект-старшеклассник, объект- знания и учения по физике, цель-поступление на учебу. средства-учебники и пособия, вид деятельности -учебная, познавательная. 5 баллов
8.а) повышение по службе (вертикальная мобильность), остальные-горизонтальные.
в) собственность- по доходу -4 балла
9.а б г д ж (1ошибка-3б, 2ошибки-2б., 3ошибки-0б.)
10. Социальный контроль-усвоение соц.норм отдельными его членами. Воздействие окружающих на других членов общества.
1.Человека судят по его поступкам.
2.Родители своих детей учат, как себя вести в обществе.
(Допускаются иные формулировки, примеры из личного социального опыта ребенка, не искажающие смысла термина) 3 балла
Оценить по усмотрению учителя.
11.(3) Политический режим- 1 балл
12.Примерный план:
1.Понятие юридической ответственности
2.Цели юридической ответственности:
А) восстановление нарушенного права.
Б) Наказание правонарушителя
В) Предотвращение противоправного поведения.
3.Виды юридической ответственности:
А) гражданско-правовая
Б) административная
В) уголовная
Г) дисциплинарная
4.Привлечение к юридической ответственности. 3 балла
(допускаются иные формулировки плана)
13.квалификация,остальные-эконом. 2 балла
14.Ответ:14,5тыс. рублей,т.е.4,5 тыс.рублей банк выплатит за использование вашего вклада в течение года. 3 балла
15. Модель рыночного регулирования требует от каждого трудоспособного гражданина, самостоятельно и постоянно решать вопрос своего экономического поведения, самому нести полную ответственность за свои решения. Поэтому им проще, когда кто-то определяет сверху: что, как, для чего?
(Допускаются иные формулировки. не искажающие смысла) 3 балла
Оценить по усмотрению учителя.
Максимальный балл-72
Могут участвовать - свыше – 35-40