Конспект занятия по внеурочной деятельности по разделу «Один дома» тема: «Дом. Лифт.Телефон».


Конспект занятия по внеурочной деятельности
для учащихся 3 класса
по теме «Один дома»
Занятие 1 «Дом. Лифт. Телефон».
Цель: предупредить возможные опасные ситуации, если ребенок находится дома один.
Задачи: Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных ситуаций и соблюдать осторожность в поведении.
С помощью игровых ситуаций отработать правила поведения в доме, когда ребёнок остался один.
Планируемые результаты
Личностные:
Учащиеся  смогут оценивать свои действия с точки зрения личной безопасности
Регулятивные:
Учащиеся определяют цель деятельности, последовательность работы для достижения цели;   осуществляют само- и взаимооценивание действий и полученных результатов.
Познавательные: 
Учащиеся смогут пользоваться  доступными источниками информации в процессе группового взаимодействия; выстраивают речевое высказывание о своих знаниях связанных с предметами и ситуациями  повышенной опасности и умении правильно ими пользоваться.
Коммуникативные:
Учащиеся смогут выражать свои мысли; объяснять свою позицию по вопросу безопасного поведения;  развивают навыки сотрудничества в группе, учатся общению в процессе игровой деятельности
Ход занятия
1. Организационный момент             
2. Постановка темы.
- Отгадав загадку, узнаете тему нашего урока
Стоит бычище,
Проклёваны бочища. (дом)
- Сегодня мы с вами будем говорить о доме, в котором вы живёте и какие опасности вас могут подстерегать в нём.  
- «Дом – машина для жилья» - так назвал дом один архитектор.
- Почему? (в доме много механизмов, приборов) (Слайд 1 )- Правильно. Дом - это не просто стены и крыша. На самом деле он устроен очень сложно. Если дом высотный, в нём есть лифт.
 3. Постановка проблемы.
- Какую опасность может таить лифт для вас?
(лифт может застрять, если нажимать сразу на несколько кнопок;)
-А с незнакомыми людьми можно входить в лифт? (нет)
- Почему?
4. Правила безопасного пользования лифтом. (Слайд 2)
- Какие вы знаете правила для безопасного пользования лифтом.  
Правила: 
 1.Почтите инструкцию, как пользоваться лифтом.
2.  Внезапно остановился лифт, не паникуйте и сразу вызывайте диспетчера.
3. Не старайтесь открыть дверь и совершить прыжок. Можно упасть в шахту.
4. Не входи в лифт с незнакомыми людьми
5. Не нажимай на несколько кнопок сразу
6. Баловаться в лифтах и тем более в шахтах категорически запрещено.
- Ребята, кто желает дополнить.
5. Физкультминутка
- А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели, вновь за дело.
6. Постановка проблемы. Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли за покупками, в поликлинику или в аптеку. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, игрушки и книги. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются омрачить злые, коварные люди. Мы не побоимся их назвать таким страшным словом, как «преступники», потому что цели и действия этих людей преступны.
- Как вы думаете какие действия могут предпринять эти люди, если они проникнут в дом? (Узнав, что в квартире находится один ребенок или пожилой больной человек, они пытаются проникнуть туда, чтобы совершить кражу).
- Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.
- Как же они могут узнать, что вы одни дома? (Ответы детей.)
(Да, они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым
тоном вести беседу, из которой им становится ясно, кто находится в квартире).
- Можно ли таким людям давать информацию о том, одни вы дома или нет, сколько зарабатывают ваши родители, какие новые вещи появились в вашей квартире?. (Нет)
Ситуация1: (Слайды 3,4)
 Звонок в дверь. Незнакомец говорит, что он плохо себя чувствует и просит дать ему попить воды.
- Как вы поступите? (Ответы детей.)
Ситуация 2: (Слайд 5)
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» ( вспомнили сюжет сказки)
- Какую ошибку допустил петух?
- С вами такая ситуация может произойти? Рассмотрим примеры.
- Как быть, если вы одни дома, а вам позвонили в дверь?
Правила
1. Посмотреть в глазок.
2. Не открывать дверь незнакомцу. Привычка распахивать дверь на любой звонок может привести к трагедии.
3. Не разговаривать с ним.
4. Позвонить родителям.
5.При словах «монтер», «слесарь», «водопроводчик» скажите, что вы сейчас перезвоните в ЖЭК и спросите, кто этот монтер, слесарь, водопроводчик, которого не вызывали.
6.Почтальону предложите оставить письмо, телеграмму или другое отправление в почтовом ящике.
7.Папиным и маминым знакомым посоветуйте созвониться (при этом ни в коем случае не называйте номер телефона) и договориться о встрече с ними в то время, когда они все будут дома.
8.Не позволяйте себя разжалобить просьбами попить водички или перепеленать младенца, вызвать неотложку или другую службу. Именно на жалость бьют те, кто под любым предлогом пытается проникнуть в квартиру.
Игра «Закончи стихотворение»
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком,
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
Ведь преступник, он хитер,
Притворится, что (монтер).
 
Или даже скажет он,
Что пришел к вам (почтальон).
 
Он покажет вам пакет (А под мышкой — пистолет).
 
Или он надел халат,
А под ним штук пять (гранат).
 
А за ним спешит «старушка»,
У нее в авоське (пушка).
 
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери (открывает).
 
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче (дверь)
Соберите пословицу: «Верь», «запирай», «не всякому», «дверь», «крепче». («Не всякому верь — запирай крепче дверь».) (Приложение 1)
(Занятие продолжается чтением и беседой по содержанию стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима».) (Приложение 2)
Ноль, один, два, три, четыре!
Дима был один в квартире.
Тишина со всех сторон.
Вдруг проснулся телефон.
Зазвенел, заголосил,
Трубку снять скорей просил.
В трубке голос незнакомый:
«Мальчик, взрослые есть дома?
Если дома — позови!
Свое имя назови!»
«Папы с мамой дома нет! —
Дима произнес в ответ. —
А зовут меня Димон!» —
Засмеялся в телефон.
Незнакомец попрощался,
Передать привет просил,
Дима трубку положил
И опять один остался.
Час прошел, потом второй...
В дверь звонок: «Димон, открой!»
Прибегает Дима к двери:
«Кто там?» — «Папа!» — «Нет, не верю:
Папа мой в командировке.
Вы меня надули ловко:
Я узнал вас: вы звонили,
Обмануть меня решили?
Но не все смогли узнать.
Дверь не стану открывать!»
«Слишком, парень, ты колючий,
Ничего, подыщем ключик —
Больно ты, Димон, крутой!
Не мальчишка — Буратино!
Может, рядом есть Мальвина?
Так держись — достану вас:
Я — ужасный Карабас!»
Но находчивый ДимонВспомнил тут про телефон.
Крикнул громко и сердито
Из-за двери он бандиту:
«Можешь не стараться
В дверь напрасно прорываться:
Хоть в квартире я один,
Знаю цифры 01,
А еще 02,03!
Оглянись-ка, посмотри —
Ждут тебя ударные
Быстрые пожарные!
Если хватит вдруг удар.
Ждет со «скорой» санитар!
А захочешь смыться, —
Ждет тебя полиция!»
Телефон быть другом может:
Если надо, он поможет!
- Какое настроение вызвало стихотворение?
-Какие ошибки совершил Дима?
- В чем проявилась его находчивость?
- Давайте вспомним телефон службы, которая может прийти вам на помощь в трудную минуту.(02)
- Какие из пословиц вы бы могли выбрать для этой ситуации? (Приложение 3)
• «От ворот поворот».
• «Держи язык за зубами».
• «Мир не без добрых людей».
• «Ошибка — не вина, учит людей разуму».
• «Страх — плохой советчик».
• «Нет обороны — заклюют и вороны».
• «Кто много болтает — беду на себя накликает».
• «По секрету всему свету».
Ситуация 3: (Слайд 6)
Вася вернулся из школы домой. Он один дома. Зазвонил телефон. Васе сообщили, что его мама попала в беду и ей требуются деньги. К нему сейчас подойдёт знакомая мамы и мальчик должен отдать ей все деньги, которые есть в доме. Вася сделал так, как его просили. Мама пришла с работы, и выяснилось, что мальчика обманули.
-Как бы вы поступили в этой ситуации?
Чтобы не попасть в беду, нельзя самостоятельно в этом случае принимать решения без взрослых.
Если зазвонил телефон…..
1. Никогда не говори первый, как тебя зовут. Сняв трубку, скажи: «Здравствуйте. Кто вы, что сказать маме, папе?»
2. Никогда не говори свой адрес
3. Не говори, что ты один дома, скажи, что мама моется или занята.
7. Самооценка обучающимися своих знаний по теме
- А как вы оцените свои знания об объектах повышенной опасности
Посмотрите, у вас на парте есть дорожка успеха
Нужно поставить букву «Я» на той части дорожки, которая соответствует вашим знаниям и умениям по теме.  (- не знаю, знаю некоторые предметы повышенной опасности, знаю всё о предметах повышенной опасности и могу ими правильно пользоваться, знаю и могу научить другого)
8. Итог занятия
- Что узнали нового?
- Сформулируйте главные правила, которые вы назвали на занятии. (прикрепляются на магнитную доску в уголок безопасности)
1 правило – нельзя открывать дверь в отсутствии взрослых.
2 правило - не говори, что ты дома один.