Конспект урока по изобразительному искусству на тему: Истоки и современное развитие жостовского промысла в ходе реализации ФГОС
Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС
Автор учитель изобразительного искусства, искусства
Булдыженко Евгения Александровна МБОУ СОШ №12 г. Лиски Воронежской области
В современном информационном обществе воспитание человека с творческим мышлением особенно актуально. Ведь творчество, это, прежде всего – свобода, нестандартное видение мира и, пожалуй, основа любого прогресса. Перемены в обществе диктуют необходимость поиска новых подходов к осмыслению главных проблем культуры и образования, в основе которых лежит духовно – нравственное творчество каждого человека.
Личность, способную к творчеству невозможно представить без хорошо развитого воображения, фантазии, без владения ассоциативно – образного мышления.
Тема приобщения учащихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству. Народное искусство – богатейшая сокровищница народной мудрости, является неиссякаемым источником творческой фантазии. Особенностью наглядно-образного мышления является его ассоциативность. Чем богаче, разнообразнее ассоциации, тем выразительнее и интереснее образы, сюжеты, создаваемые на их основе.
Неоценимую помощь оказывают произведения искусства и их хранилища – музеи. Интеграция искусств на уроках как способ развития ассоциативно – образного мышления школьников. Развитие личностного, творческого потенциала учащихся, возможность познать окружающий мир через включение в различные виды художественной деятельности лежит в основе системы образования и изучения культуры родного края через музейную педагогику, которая способствуют развитию ассоциативно – образному мышлению. Изучение будет не только способствовать углублению и закреплению знаний по искусству, но окажется полезным в чисто практических целях. А именно: позволит учащимся свободно ориентироваться в родном городе, а также поможет школьникам в выборе профессиональной ориентации.
В моей работе основное образование, вся внеклассная деятельность взаимосвязана и дополняют друг друга. Образовательные и воспитательные функции внеклассной работы направлены на сетевое взаимодействие с учреждениями культуры, музеями – отражение народной души.
Кейс-технология (case-study) синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов
Конспект урока изобразительного искусства на тему: « Истоки и современное развитие
жостовского промысла в ходе реализации ФГОС» 5 класс.
«Жостовские подносы»
Тип урока: Урок комплексного использования знаний
Цели урока:
-по содержанию: знать искусство жостовского промысла. Его особенности.
-по способу работы: освоить приемы жостовского кистевого мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов жостовской росписи.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи. Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям жостовским подносам, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности
УУД
Личностные:
осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений жостовских мастеров и работ учащихся.
Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов жостовской росписи.
Наглядный и дидактический материалы:
Изделия жостовских мастеров по презентации.
Литературный ряд: стихи
Видеофильм: «Жостовские подносы
Оборудование: презентация
Предметы народного прикладного искусства «Жостово». (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д. из фонда музея - мастерской), открытки, репродукции.
Для учащихся:
Справочный материал, иллюстрации, шаблоны предметов быта, карточки, кисти краски.
Ход урока.
Учитель. Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Орешек знанья тверд.
Дети.
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет наш урок:
Учитель. Посетим ярмарку народного промысла. Назовите узнаваемые предметы народного творчества. Из какого материала они выполнены
Дети. Глиняная дымковская и филимоновская игрушки. Деревянная разделочная доска городецкой росписи. Керамическая Гжель.
Учитель. А это что за предмет на ярмарке?
Дети. Поднос жостовский
Учитель. Назовите тему урока.
Дети. Жостовская роспись
Учитель. Заполните две первые колонки в таблице.
Знаю Хочу узнать Узнал
Особенности жостовской росписи. Как нарисовать Учитель. О чем мы сегодня будем говорить и что делать
Дети. Узнаем особенности жостовской росписи. Выполним рисунок.
Учитель. Первый этап нашего урока это познакомимся с жостовской росписью. На партах у вас лежит дидактический материал с иллюстрациями, где вы сможете узнать все необходимое о росписи. (2 минуты). Дети изучают новый материал.
Учитель. Смотрим видеофильм «Жостовские подносы»
Делимся информацией
Учитель. Исследовательский проект. Заполни таблицу.
Название промысла Жостовская роспись
Место расположение Московская область с. Жостово
Роспись предметов Подносы
Материал Железо (металл)
Содержание узоров Цветы, фрукты, листья
Цвет Яркие цвета на черном или темном фоне с желтой каймой вокруг подноса
Композиция (расположение цветов) Букет, веночек, уголок, корзинка.
Учитель. Назовите форму жостовских подносов
Дети. Многоугольная, круглая, овальная, комбинированная.
Учитель. Назовите цвет фона жостовских подносов.
Дети. Черный цвет – классический фон, а еще может быть темно красный, темно -зеленый, синий.
Учитель. Расположение композиции на подносах назовите.
Дети. Веночек, букет, корзинка, уголок.
Выясните последовательность выполнения росписи.
Учитель. Зайдем в галерею поэзии. Прочтите стихи и запомните фразы, характеризующие жостовскую роспись. Они вам нужны будут для составления синквейна.
Вот жостовский черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает.
Не каждый знает путь его изготовленья
Оттачивалось то не легкое уменье
Из века в век, из поколенья в поколенье
Листу железа мастер для начала
Задуманную форму придавал
И что б готовая поверхность засияла, ее он черным лаком заливал
Чтоб на подносе рисовать потом, он подмалевку начинал
И строил форму и объем, и цветовую гамму намечал
И вот уже на черном гладком поле прекрасные букеты расцвели
И тоненькие, гибкие травинки со всех сторон цветочки оплели
Кайма подноса по краям орнамент мелкий украшает
И под конец отделанный поднос умелец ярким глянцем покрывает.
Учитель. Напишите синквейн
Дети.
Роспись
Жостовская, цветочная
Расписывать, заливать, украшать
Черный изящный поднос с букетом из лилий, пионов и роз
Узор
Учитель. Посетим творческую мастерскую, где вы сумеете применить свои умения и навыки. Творческая работа учащихся.
Экспресс – выставка. Смотрим, анализируем, оцениваем свои работы.
Учитель. Заполните последнюю колонку таблицы
Знаю Хочу узнать Узнал
все о жостовской росписи Жостовская роспись — народный промысел художественных металлических подносов, существующий в деревне Жостово Московской области.Это цветочная роспись по черному фону.
Замалевок, тенежка, бликовка, уборка
Эмоциональное состояние школьников.
«Острова настроения». В классе 25 учеников. Они выбрали острова: «Воодушевления, Просветления, Радости, Удовольствия, Наслаждения»
Внимание! Домашнее задание:
В печатной тетради по изобразительному искусству на странице 19 написать ответ на вопросы и выполнить эскиз одной из росписей.
Урок закончился друзья, до скорого свидания.