Поэзия А. Фета –это мир красоты и любви.
Тема урока: Поэзия А. Фета –это мир красоты и любви.
В.П. Бубина, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Школа- лицей» №3 г.Симферополь, Республика Крым.
Цель: «Поэзия Фета поможет нам проникнуть в тайны души человека и разгадать поэзию в предметах самых необыкновенных!»
Образовательная цель: формировать навыки анализа, выделить главные темы творчества поэта, отметить особенности поэтической манеры А.Фета.
Развивающая цель: отрабатывать главные приёмы мыслительной деятельности через сопоставление, сравнение, доказательство, обобщения. Работать над вы разительностью речи, выделяя индивидуальные тропы в поэзии А. Фета.
Воспитательная цель: через факты биографии, отношение поэта к жизни, его творчество сформировать вывод о том, что только «красота спасет весь мир»
Оборудование: мультимедийная установка для презентации портретов, высказываний классиков о творчестве А.Фета, прослушивания романсов, таблицы- термины.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
(Разыгрывается ситуация эмоциональная)
Что вам подарило сегодня утро?
Очень интересные моновысказывания с включением слов: Красота, любовь, тепло, радость, Вселенная, счастье, чувства…
Формулирование учащимися темы и цели урока, которые отображены в содержании газеты.
Выразительное чтение стихотворения «Какое счастье!»
Создание эмоционального настроя-
Какие чувства выражает это стихотворение?
Слово учителя о том, что поэтическая жизнь протекает в непосредственной связи с природой.
Стихотворение «Какая ночь!»
Какое состояние испытывает поэт?
Проблема с комментированием:
Поэтическая ссылка на Н.Некрасова о том, что «после Пушкина ни в одном русском поэте не почерпнешь столько поэтического наслаждения, сколько ему доставил А. Фет.»
Слово учителя о параллели творчества А.Фета и творчества Л.Толстого, Н.Гоголя, Ф.Достоевского, которые избавили поэзию от необходимости рассказа.
Поэтому поэзия Фета- только эмоциональный восторг и подъём.
Прослушивание романса В.Борисенко «В молчанье ночи темной».
Какие чувства вызывает романс и какие образы возникают в сознании?
Выразительное чтение стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» с последующим построением эмоционального алгоритма.
Обращается внимание на поэтическую дерзость, цельность и простоту. Ссылка на немецкого теоретика музыки Вебера. Он указывал, что легче добиться наглядности путем повторения.
Вводятся понятия художественный образ, аллитерация. ассонанс с последующей работой в тексте.
Анализ нетрадиционного стихотворения «Шёпот, робкое дыханье».
В ходе анализа обращается внимание, что предметы и явления не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Отсутствие глаголов, которые передают действие.
Только отвлеченные существительные способны запечатлеть отдельные мгновения вечно прекрасного, которые создают целостную картину жизни чувств человека и природы.
Понятие об импрессионистской манере(впечатляющей), и изображении предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных вспышках памяти.
Акцентируется внимание на слове заря, которое является сильной метафорой, вечным выражением любви.
Исполнение романса «Я тебе ничего не скажу».
История создания романса и любви к Марии Лазич «Ты отстрадала, я ещё страдаю».
Что такое для Фета образ любимой?
Слова поэта о том, что «он пишет о любви по памяти, а поэт это тот, кто способен оживлять свои воспоминания поэтическим словом».
Анализ стихотворения о природе: «Учись у них- у Дуба, у березы…»
К чему призывает поэт?
Вывод о том, что через терпение, сдержанность можно прийти к ощущению красоты, а красоте Фет поклонялся всегда.
«Красота возвышает человека, уводит от всего мелкого».
Красота природы и всего мироздания. Это вечные темы лирики А.Фета . Это вечные темы нас, современников, которые открывают наши души прекрасному в жизни.
Поэтическая страница (5 учащихся по выбору).
Книжная выставка.
Домашнее задание по выбору: наизусть, анализ стихотворения. «Самый солнечный» поэт в русской литературе. (лирический этюд).
Комментирование оценок и подведение итога.
Итог урока
Резюме по плану:
Что понравилось?
Что не понравилось?
Что нового узнали?
,