Конспект занятия по рисованию Сказочная гжель (народные промыслы)
Конспект к занятию по рисованию.
Тема: Сказочная гжель. Давно это было. Почти в тридцати деревнях, которые располагались рядом, жили народные умельцы: мастера гончарного дела и художники по глине. Делали они праздничные квасники и кумганы, заменявшие чайники, повседневные кувшины, кружки, тарелки, масленки и рукомои из красной глины, которой в этих местах было много. Расписывали их мастерицы с любовью яркими красками. Сочетание лилово-коричневого, зеленого, желтого с белым фоном смотрелось нарядно и красиво. Рисовали разное. То развевающиеся над крышами флажки, то взлетающих птиц, то важных петухов и длинноногих зайцев, то крупные цветы на тонких стеблях около маленьких кустиков и стройных деревьев и коричнево-лиловую полоску земли под ними. После обжига в печи покрывали изделия непрозрачной оловянной поливой — эмалью и расписывали по-сырому. Ьолымое мастерство требовалось. Ошибиться было нельзя, исправления невозможны. Хорошие получались изделия гончаров! Славились они на весь мир. Называли их майоликой, потому что это был еще не фарфор.
Так бы и жили славные мастера, да случилось что-то странное в их мастерских. Однажды утром, когда мастерицы пришли расписывать глиняные изделия, они обнаружили, что исчезли все краски. Поиски ничего не дали. Развели руками мастерицы:
— Ничего не понимаем! Вчера вечером все было на месте. А сегодня краски как будто корова языком слизала.
Они не знали, что произошло ночью. Как только мастерицы закончили свою работу и ушли домой, краски ожили и собрались в середине мастерской на столе. Вперед вышла желтая краска.
— Друзья! — гневно воскликнула она. — Сколько можно терпеть! Когда нас использует художник, пишущий картину, все любуются на нас. Люди разглядывают каждый штрих, стараются увидеть, как нас смешивают, получая новые оттенки, ахают, охают и все такое. А тут что происходит! На нас никто не обращает внимания. Зачем им краски?! Лишь бы квас в квасник налить да молоко в кувшин. Предлагаю уйти к настоящим художникам. Кто со мной?
- Я согласна с желтой краской, — поддержала подругу зеленая краска. — Надоело расписывать сырую глину. Вечно от нее насморк. Пусть попробуют пожить без нас. Посмотрим, что у них получится!
- И мне надоело вечно сочетаться с коричневой краской! — вступила в разговор лиловая краска. — Мне нужен полет фантазии, новоевидение цвета.
После принятого решения краски ушли в город к известному художнику.
Растерянно стояли мастерицы посреди мастерской, не зная, что делать. Тут одна из них увидела в углу какой-то тюбик. Это была кобальтовая краска, которая застряла в дырке в полу и не смогла убежать вместе со всеми.
— Как же мы будем расписывать изделия одной краской? — печально промолвила одна из мастериц. — Видимо, придется закрывать промысел, пока мы не найдем новые краски.
И мастерицы разошлись по домам. Была ранняя весна, отправились девушки в лес за подснежниками. Увидели они синие цветки подснежников на фоне сверкающего белого снега и обомлели. Вот она красота! Вот как они теперь будут расписывать посуду! Ни у кого в мире такой посуды нет. Вспомнили они, что в огне кобальт становится синим, обрадовались. Побежали быстро в мастерскую пробовать. Да сразу ничего и не вышло. А убежавшие краски подослали своего художника посмотреть, как там без них справляются. Обрадовались, что у мастериц ничего не получается. Но утро вечера мудренее.
На радость художницам-мастерицам молодой гончар нашел недалеко от деревни светлую глину, которая после обжига становилась сверкающе-белой. Он же привез из дальних стран рецепт получения фарфора. Уже не надо было мастерицам рисовать по сырой глине. Начинали они свое действо после того, как изделие пройдет первый обжиг при температуре 900 градусов. Каждая художница решила нарисовать свой синий цветок с тонким стебельком, резными листьями и травками-усиками. Кто-то выбрал большой мак, кто-то георгин, кто-то лесной колокольчик или гордую розу, скромный лютик или пушистый одуванчик.
Прослышала Королева Красок, как плохо поступили ее подданное. Решила она помочь мастерицам, чтобы таким образом наказать предателей, сбежавших от мастериц. Стала она водить кистью художниц да подсказывать им приемы рисования кобальтом. Так мастерицы научились приему «мазок с тенями», с помощью которого после трех мазков цветок получался с лепестками разных оттенков черного цвета: светло-серого, серого, темно-серого. При таком нанесении краски цветок смотрелся объемно, как живой. Сколько горшков испортили мастерицы, прежде чем научились наносить плавные, ровные линии! Исправить узор на пористой поверхности почти невозможно, краска сразу впитывается в обожженную глину. Да нужно еще было предугадать, как цветок будет смотреться после второго обжига, изменив цвет на синий. Но Королева Красок помогала им до тех пор, пока не увидела, что у мастериц все получилось. А тут еще молодой гончар облил расписанные сосуды прозрачной глазурью — стекловидным порошком, размешанным в воде. Сначала мастерицы испугались, что этим он испортит их работу. Но после второго обжига изделий при температуре 1350 градусов они увидели, что изделия стали гладкими, блестящими, ослепительно белыми. Цветы же на белом фоне заиграли переливами синевы, будто их осветили лучи солнца. Мастерицы сразу вспомнили синие подснежники на ослепительно белом снегу.
Первые изделия мастера привезли на ярмарку с опаской. Понравятся ли покупателям? Но сомнения были напрасными. Посуду раскупили с быстротой молнии. Мастерам поступило много заказов, в том числе и из-за границы. Пришлось расширять промысел. Художники придумывали все новые изделия и рисунки. Появились туалетные коробочки, изящные чайники, масленки в виде Жар-птицы, наборы для чая с изящными ручками, сюжетные масленки с коровой вместо ручки, декоративные тарелки, малые скульптурные формы в виде животных и сказочных персонажей. Даже рыбу-кит из сказки «Конек-Горбунок» сделали. Синий узор то сплошь оплетал изделие, то ярким кобальтовым цветком и россыпью листьев сверкал на белом фарфоре. Слава мастериц пошла по всему миру. Заказов было столько, что не успевали делать. Художники придумывали все новые и новые изделия, необычные рисунки. А вредные краски, которые покинули мастериц, гак и остались невостребованными. Художник писал картины совсем другими красками. За ненужностью он выбросил беглецов на помойку. Так закончилась эта история.