Урок русского языка для 7 класса по теме «Частица как часть речи»
Тема урока «Частица как часть речи»
Цель урока – познакомить учащихся со служебной частью речи – частицей.
Задачи:
Образовательная - дать понятие о функциях частицы как служебной части речи;
Развивающая – развитие навыка сравнительного анализа на примере ранее изученных служебных частей речи; развитие умения самостоятельно выявлять уровень собственных знаний, умения оценивать свою деятельность;Воспитывающая – воспитание положительного и устойчивого отношения к изучаемой теме, а также - желания грамотно выражать свои мысли, уместно употребляя частицы.
•Тип урока – урок изучения нового материала
Урок разработан в ТРКМ
Основные понятия: служебная часть речи, частица.
Этапы Действия учителя Действия учащихся
1.Стадия «Вызов»
2. Стадия «Осмысление»
3. Стадия «Рефлексия» (10 минут) - Здравствуйте ребята, садитесь! Сегодня у нас урок усвоения новой темы. Чтобы вам было комфортно, я вас разделила на группы
- Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает?
- Соотнесите признак с частью речи, которую мы изучали в этом учебном году:
Деепричастие Обозначает признак предмета по действию
Предлог Служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного предложения
Наречие Обозначает добавочное действие при основном глаголе
Союз Обозначает признак действия
Причастие Выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении
- На какие группы делятся части речи?
-Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется, мы узнаем, когдапосмотрим мультфильм.
- А теперь проверим ваше внимание. Ответьте на вопрос: Что делали животные?
- Подберите к слову «долька» синонимы.
Учитель заслушивает ответы каждой группы и записывает их на доске. Составляет кластер.
- Какое ключевое слово прозвучало у всех групп?
-Вы успешно справились с заданием.
- Сформулируйте тему урока.
- Итак, тема нашего урока «Частица как часть речи». Запишем ее в тетради (УЧИТЕЛЬ ЗАПИСЫВАЕТ НА ДОСКЕ). Данная тема есть в заданиях ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Посмотрите, как сформулированы задания теста.
A18 В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
Выберите один ответ.
1. Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
2. Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3. (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
4. Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.
A19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Выберите один ответ.
1. (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
2. Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
3. Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
4. ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.
В7 Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи частицы.
-Для того чтобы облегчить работу на уроке и не повторяться, давайте составим и заполним таблицу «Знали Узнали Хотим узнать»
Знали Хотим узнать Узнали
1.Частица – служебная часть речи.
1.Зачем нужны частицы?
2.Какова роль частиц в речи?
3.Можно ли без них обойтись?
4.Какие бывают частицы?
5. Как выделяются на письме частицы?
6.Какова роль частиц в речи? 1.Не является членом предложения.
2. Нельзя задать вопрос.
Учитель предлагает озвучить ответы.
- Как вы думаете, на все ли вопросы на уроке мы найдем ответы?
- Какой вывод можно сделать по составленным вами вопросам?
-Получая ответы на вопросы, в ходе урока вы будете заполнять в третью колонку «Узнали».
-Мы выяснили, что название этой части речи говорит само за себя. Частица – маленькая часть. Однако от частицы зависит немало.
- Вспомните порядок изучения любой части речи.
1.Общее значение.
2.Морфологические признаки.
3.Синтаксическая роль.
-Итак, представители групп выберите один из признаков, с которым вы будете работать на уроке.
Работа в группе.
Все работают с одним текстом,а задания разные.
1 группа. Какую роль играют частицы в речи.Запишите вывод.
1. Молния вспыхивает как будто в самой бричке… В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли! (Л.Толстой.)
2. - Бабушка важная, но совсем не сердитая; напротив, очень добрая, веселая. Коли бы ты видела, какой бал был в ее именины!
- Все-такия боюсь ее, да, впрочем, бог знает, будем ли мы… (Л.Толстой.)
2 группа.Какие морфологические признаки есть у выделенных слов? Запишите вывод.
1. Молния вспыхивает как будто в самой бричке… В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли! (Л.Толстой.)
2. - Бабушка важная, но совсем не сердитая; напротив, очень добрая, веселая. Коли бы ты видела, какой бал был в ее именины!
- Все-таки я боюсь ее, да, впрочем, бог знает, будем ли мы… (Л.Толстой.)
3 группа. Подчеркните выделенные слова как члены предложения. Возможно ли это? Докажите. Запишите вывод.
1. Молния вспыхивает как будто в самой бричке… В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли! (Л.Толстой.)
2. - Бабушка важная, но совсем не сердитая; напротив, очень добрая, веселая. Коли бы ты видела, какой бал был в ее именины!
- Все-таки я боюсь ее, да, впрочем, бог знает, будем ли мы… (Л.Толстой.)
-Наши выводы проверим, обратившись к учебнику, прочитав материал на стр. 167, § 62.
- При работе с текстом учебника используйте два шага: чтение с пометками – значок «+» (каждый самостоятельно) и заполнение третьей колонки «Узнал» (группой).
- Озвучьте получившиеся результаты.
- Назовите частицы, которые встретились в тексте.
- Сделайте вывод о том, чему вам предстоит научиться в ходе изучения темы.
Игра «Я редактор».
-Представьте, что вы работаете корректором в редакции известного журнала. Вам необходимо отредактировать текст, используя частицы.
Весна-красна пожаловала!
Радостно светит солнышко. Весна пожаловала?! На полях снег тает. Звонко журчат ручейки! Почки вот-вот лопнут на деревьях. Прелесть весна-красна, приносящая нам столько светлых, радостных ощущений!
- Приведите аргументы (используя теоретический материал учебника), доказывающие, что вставленные вами слова - частицы.
- Еще раз вернитесь к таблице «Знаю – Хочу узнать - Узнал» к третьей колонке. Посмотрите, подтверждает ли только что выполненное упражнение новую информацию, которую вы узнали ранее?
Знаем Хотим узнать Узнали
1.Частица – служебная часть речи.
2.Не является членом предложения.
3. Нельзя задать вопрос. 1.Зачем нужны частицы?
2.Можно ли без них обойтись?
3.Какие бывают частицы?
4. Как выделяются на письме частицы?
5. В чем сходство и различие частицы с предлогом и союзом?
1.Частица вносит различные оттенки значения в предложение;
2.Служит для образования форм слов;
Вернитесь еще раз к таблице «Знаю – Хочу узнать - Узнал» ко второй колонке. На какой вопрос вы можете дать ответ, сделав сравнительный анализ?
- Для ответа на вопрос предлагаю использовать прием «Сводная таблица». Давайте подберем категории сравнения. Вы называете, я пишу на доске, а в группе параллельно со мной заполняет таблицу на листе один из учащихся.
И вот что в итоге получилось:
Линии сравнения Частица Предлог Союз
Лексическое значение нет нет нет
Нельзя задать вопрос да да да
Не является членом предложения да да да
Служит для образования форм слова да нет нет
Изменяется нет нет нет
- Что помогла увидеть вам эта таблица?
Вот и подходит к концу урок.
-Какую тему урока вы сегодня изучали?
Продолжите предложения:
- Мне удалось понять…
- Меня удивило…
- Я могу себя похвалить…
- Какие цели вы поставили себе на следующий урок?
2. Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.§
На выбор:
«3» - Упр.357
«4» - Выписать из текста худ.произведений предложения с разными частицами.
«5» - Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…» или
написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?», или сочинить четверостишие, которое изобилует частицами.
Если останется время.
-Послушайте историю, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I.
В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…». У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.
Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.
-Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?
(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.
Морфология – раздел науки о языке, изучающий слова как части речи.
Самостоятельные и служебные
Учащиеся смотрят эпизод м/ф, где происходит деление апельсина на части.
-Животные делили апельсин на дольки.
Учащиеся в группах начинают выполнять задание.
От каждой группы отвечает один ученик.
1 группа – часть, единица;
2 группа – крупица, маленькая часть;
3 группа – частица.
- Частица.
Учащиеся формулируют тему.
Ответы каждой группы.
1 группа – «Частица в русском языке»;
2 группа – «Частица служебная часть речи»;
3 группа – «Частица и ее употребление в русском языке».
Учащиеся записывают тему урока.
Каждая группа заполняет таблицу.
Ответы учащихся всех трех групп:
Знали Хотим узнать Узнали1.Частица – служебная часть речи.
1.Зачем нужны частицы?
2.Какова роль частиц в речи?
3.Можно ли без них обойтись?
4.Какие бывают частицы?
5. Как выделяются на письме частицы?
6.Какова роль частиц в речи?
1.Не является членом предложения.
2. Нельзя задать вопрос.
Конечно, нет. Это невозможно.
-Частица не простая часть речи, потому что у нас возникло много вопросов.
Каждый учащийся выполняет первую часть задания, а вторую – заполнение третьей колонки - выполняют в группе.
1.Общее значение.
2.Морфологические признаки.
3.Синтаксическая роль.
Представители групп выходят и вытягивают листочек, на котором записано задание.
Учащиеся работают в группе
Узнал
-частица вносит различные оттенки значения в предложение;
- служит для образования форм слов;
Частицы не изменяются по падежам, не имеют рода, числа…
Вывод: частицы не являются членами предложения.
-КАК, НЕ, ВСЕ-ТАКИ, ЛИ, БЫ,
Здесь можно выслушать индивидуальные ответы учащихся.
Знать/уметь
Один учащийся работает у доски.
Вот и весна-красна пожаловала!
Как радостно светит солнышко. Неужели весна пожаловала?! Вон на полях снег тает. Как звонко журчат ручейки! И почки вот-вот лопнут на деревьях. Что за прелесть весна-красна, приносящая нам столько светлых, радостных ощущений!
1. Выделенное слово КАК не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.
2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз.
3. Оно использовано в предложении длявосклицание. Следовательно, это частица.
Учащиеся хором отвечают «Да».
Ответы учащихся согласовываются между группами: В чем сходство и различие частицы с предлогом и союзом?
-Помогла увидеть отличительные признаки и сходство с предлогом и союзом.
- Быстрее запомнить тему урока.
- Частица как часть речи.
Учащиеся каждой группы формулируют ответы.
- Мне удалось понять тему.
- Меня удивило, что в речи мы, оказывается, употребляем частицы.
- Я могу себя похвалить за то, что я активно работал на уроке.
Ответы индивидуальные.
- Узнать, где чаще всего используются частицы?
- Узнать как можно больше других частиц.
- Найти ответы на новые вопросы, которые появятся на следующем уроке.
Для всех теория §62
На выбор:
«3» - Упр.357
«4» - Выписать из текста худ.произведений предложения с разными частицами.
«5» - Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…» или
написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?», или сочинить четверостишие, которое изобилует частицами.
•Тема урока «Частица как часть речи». Данный урок является первым в теме «Частица». Урок изучения нового материала. До этого изучены темы «Служебные части речи», «Предлог» и «Союз». Тема «Частица» является заключительной в разделе «Морфология». Урок разработан в ТРКМ. Актуальность урока заключается в том, что он способствует развитию навыка сравнительного анализа, осмыслению и пониманию материала урока. Учащиеся работают в группах, таким образом, они приобретают жизненный навык - работать единой командой. Учащиеся на протяжении всего урока сами делают выводы, у них формируются навыки анализа и синтеза. На уроке прослеживается дальнейшее построение обучения самими учащимися.
•Цель урока – познакомить учащихся со служебной частью речи – частицей.
•Задачи:
- Образовательная - дать понятие о функциях частицы как служебной части речи;
- Развивающая – развитие навыка сравнительного анализа на примере ранее изученных служебных частей речи; развитие умения самостоятельно выявлять уровень собственных знаний, умения оценивать свою деятельность;- Воспитывающая – воспитание положительного и устойчивого отношения к изучаемой теме, а также - желания грамотно выражать свои мысли, уместно употребляя частицы.
•Форма организации учебной деятельности учащихся. Особую значимость приобретает на уроке групповая форма работы.
•Оборудование: мультимедийный проектор
•Этапы занятия
Структура урока состоит из трех стадий: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия».
Вспомните и запишите части речи, изученные в этом учебном году. Соотнесите (используйте стрелки) значение с частью речи.
Часть речи Значение
Обозначает признак предмета по действию
Служит для связи однородных членов и простых
предложений в составе сложного, а также предложения в
текстеОбозначает добавочное действие при основном глаголе
Обозначает признак действия
Выражает зависимость одних слов от других слов в
словосочетании и предложении
Вспомните и запишите части речи, изученные в этом учебном году. Соотнесите (используйте стрелки) значение с частью речи.
Часть речи Значение
Обозначает признак предмета по действию
Служит для связи однородных членов и простых
предложений в составе сложного, а также предложения в
текстеОбозначает добавочное действие при основном глаголе
Обозначает признак действия
Выражает зависимость одних слов от других слов в
словосочетании и предложении
Вспомните и запишите части речи, изученные в этом учебном году. Соотнесите (используйте стрелки) значение с частью речи.
Часть речи Значение
Обозначает признак предмета по действию
Служит для связи однородных членов и простых
предложений в составе сложного, а также предложения в
текстеОбозначает добавочное действие при основном глаголе
Обозначает признак действия
Выражает зависимость одних слов от других слов в
словосочетании и предложении
Знали Узнали Хотим узнать
Знали Узнали Хотим узнать
Знали Узнали Хотим узнать
Работа в группе.
1 группа. Какую роль играют выделенные слова в тексте. Запишите вывод.
1. Молния вспыхивает как будто в самой бричке… В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли! (Л.Толстой.)
2. - Бабушка важная, но совсем не сердитая; напротив, очень добрая, веселая. Коли бы ты видела, какой бал был в ее именины!
- Все-таки я боюсь ее, да, впрочем, бог знает, будем ли мы… (Л.Толстой.)
Работа в группе.
2 группа. Какие морфологические признаки есть у выделенных слов? Запишите вывод.
1. Молния вспыхивает как будто в самой бричке… В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли! (Л.Толстой.)
2. - Бабушка важная, но совсем не сердитая; напротив, очень добрая, веселая. Коли бы ты видела, какой бал был в ее именины!
- Все-таки я боюсь ее, да, впрочем, бог знает, будем ли мы… (Л.Толстой.)
Работа в группе.
3 группа. Подчеркните выделенные слова как члены предложения. Возможно ли это? Докажите. Запишите вывод.
1. Молния вспыхивает как будто в самой бричке… В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли! (Л.Толстой.)
2. - Бабушка важная, но совсем не сердитая; напротив, очень добрая, веселая. Коли бы ты видела, какой бал был в ее именины!
- Все-таки я боюсь ее, да, впрочем, бог знает, будем ли мы… (Л.Толстой.)