Урок по обществознанию на тему Труд — основа жизни (5 класс)
Технологическая карта урока/занятия
Предмет обществознание
Класс 5
Тип урока/занятия Урок «открытия» нового знания
Технология построения урока/занятия Технология, основанная на создание учебной ситуации
Тема Труд – основа жизни
Цель Способствовать формированию у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов действий)
Способствовать расширению предметных знаний за счет включения в нее новых элементов
Основные термины, понятия Труд, закон, трудовое законодательство, трудовой договор, услуги, товар, богатство и бедность, благотворительностьОжидаемый (планируемый) результат
Предметные умения:
-Учащиеся знают алгоритм действий (постановка учебной задачи, средства решения, формы, представление результата)
-Уметь находить тематическую информацию уметь применять ранее полученные знания
-Учащиеся сравнивают «труд по дому», трудовую деятельность
-Знать основные термины курса «Обществознания»
Личностные УУД:
-Учащиеся приходят к пониманию того, что трудовая деятельность является неотъемлемой частью жизни людей
-Учащиеся способны вести диалог, аргументировать свою точку зрения
-Учащиеся приходят к пониманию того, что достигнуть результата возможно при условии соблюдения определенных правил
Регулятивные УУД:
-Учащиеся должны уметь поставить учебную задачу,
наметить этапы выполнения
-Определить трудные места в решении задачи и способы преодоления.
-Видеть практическую значимость
-Учащиеся могут себя оценить с позиции «знаю», «предстоит узнать», «затрудняюсь»
Познавательные УУД:
-учащиеся должны уметь вести поиск информации
-умеют отбирать нужную информацию
Коммуникативные УУД:
-Учащиеся способны вести обсуждение на заданную тему
-Отстаивать собственную точку зрения, аргументировать
- Формируется умение работать в группе, учитывая интересы своих товарищей, прислушиваясь к их мнению, умение договариваться
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Учащиеся выбирают формы работы, которые помогут выполнить поставленные учебные задачи.
Учащиеся могут работать в группе, в парах или индивидуально.
Книгопечатная продукция: учебник, дидактический материал
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование,
Ватманы, альбомные листы, краски, карандаши, фломастеры, маркеры
Дидактические задачи этапов урока/занятия
Этапы урока/занятия Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации) Подготовка учащихся к уроку. Создание психологического настроя на изучение указанной темы.
Актуализация опорных знаний и умений Способствовать формированию умений сравнивать, анализировать, делать выводы. Способствовать стремлению учащихся к познавательной деятельности.
Постановка учебной проблемы Создание учебной мотивации.
Формулирование проблемы, планирование деятельности Научиться видеть учебные задачи; фиксировать этапы деятельности; видеть пути решения задачи
Открытие нового знания Уметь представить результаты своей работы
Первичная проверка понимания Понимание необходимости получаемых, полученных знаний; умение применить новые знания в последующей деятельности
Применение новых знаний Способствовать пониманию того, что каждое знание, новая деятельность, информация помогает находить выход в любой жизненной ситуации.
Рефлексия учебной деятельности Научиться себя оценивать с позиции «я знал», «я знаю», «я могу», «это сложно, но интересно», «я не знал», «есть над, чем работать»
Технология изучения
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный Приветствие учащихся. «Истинное сокровище для людей — умение трудиться» Эзоп
Мотивирует учащихся на изучение новой темы
Все ли знают басню «Стрекоза и муравей»?
О чем эта басня? Кто автор?
Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдёт,И выйдет из него не дело, только мука.Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с поклажей воз взялисьИ вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвётся в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;Да только воз и ныне там.
А эта басня о чем? Кто автор?
А что такое труд? Что вы знаете о труде? Каким может быть труд? Приветствие учителя. Готовность к уроку.
Учащиеся формулируют тему урока «О труде»
Определяют цель, задачи
(Что такое труд? Что вы знаете о труде? Каким может быть труд? Зачем человеку труд?
Чтение басни
Применяют ранее полученные знания по предмету
Применяют умения сравнивать и делать выводы
Отвечают на поставленные вопросы
Актуализация знаний О труде люди говорили всегда, это отражается в пословицах и поговорках.
Какие вы знаете поговорки о труде?
Делу время – потехе час
Без успеха в учебе нет успеха в труде.
Ребята, перед вами разные виды деятельности, объясните, какую можно отнести к трудовой? И почему?
Деятельность – это отношение человека к внешнему миру, направлена на преобразование
Труд человека кормит, а лень портит
Кто не работает, тот не ест
Какой смысл в жизни раскрывают эти пословицы?
Ребята, на уроках истории мы с вами узнали, что такое неравенство среди людей.
Как стать богатым?
Почему в обществе есть бедные люди?
Притча о богаче и Лазаре. О чем эта притча? К чему призывает Иисус Христос? Определяют виды деятельности (игровая, учебная)
Вспоминают что такое неравенство,
Находят информацию о появлении неравенства.
Делают вывод, что общества делится на богатых и бедных
Приходят к пониманию необходимости «открытия» нового знания, применяют знания на уроке
Осознают границы «это я уже знаю» и «предстоит узнать»
Знают алгоритм работы
Постановка учебной проблемы Создает задания для учащихся, направленные на построение учебных задач
Чем человек может прославиться?
Что может сделать для общества, государства?
Могут ли действия, деятельность человека быть полезной или ненужной?
Учащиеся самостоятельно ставят учебные задачи
Определяют оптимальный способ ее решения и формы работы.
Учащимся предоставляется право выбора формы работы. Учащиеся сами выбирают, как они будут действовать в группе, в паре или индивидуально
Формулирование проблемы, планирование Направляет учащихся к осознанию определить этапы и формы работы
Устанавливает тематические рамки
Организует самостоятельную работу (в группах, парах, индивидуальную)
Осуществляет контроль и текущую коррекцию Формулируют проблему
Определяют этапы своей деятельности и формы работы, средства
Строят первичные выводы:
Что такое труд?
Каким может быть труд?
Зачем человеку труд?
Значение трудовой деятельности в жизни человека
Открытие нового знания Организует представление результатов деятельности учащихся
Создает ситуацию диалога
Представляют результаты своей деятельности (схема, знаки…..)
Оговаривают затруднения, каким образом удалось справиться или нет?
Почему то, что я уже знал, стало для меня новым открытием?
Применение нового знания Проецирование ситуации, в которых учащиеся могут применить полученный опыт и знания
Ребята, как вы узнали? Постановка задачи, работа с учебником, поиск нужной информации.
Как строилась работа в вашей группе?
Благодаря чему вам удалось выполнить поставленные задачи?
Как пригодились вам полученные знания, нужны ли они вам?
Почему человек должен трудиться? Проговаривают то, как, где можно применить новые знания
Осознают правила общения, взаимодействия друг с другом, помогают работать.
Делают выводы:
Труд – это деятельность человека, в результате которой происходит преобразование внешнего мира.
Труд играет значительную роль в жизни человека. Создаются необходимые блага.
Работая, человек развивается, чувствует свою значимость для общества, осознает себя его частью.
Рефлексия учебной деятельности Подводит итоги:
Правильно ли учащиеся выбрали формы и средства деятельности
Что получилось.
Возможно ли применение полученного опыта? И где?
Существуют ли другие формы и средства работы?
Были ли достигнуты поставленные задачи?
С чем я справился, а с чем нет?
Какие знания мне нужны, чтобы продолжить учение? Были ли достигнуты поставленные задачи?
С чем я справился, а с чем нет?
Какие знания мне нужны, чтобы продолжить учение?
Оценивание и корректировка